Архив:
7 ЯНВАРЯ – РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
В месте с благовестием о Рождестве Христовом услышим сегодня благовестие о трёх тайнах нашего спасения — то, о чём возвещают ангелы Рождественской ночи: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение». Тайна спасения совершается, когда возносится слава Богу от полноты радостного сердца. И это должно быть на первом месте в жизни. «Слава в вышних Богу» — а не какому-то богу, созданному людьми в нижних. Когда в вышних возносится слава Богу, тогда на земле бывает мир и у людей благоволение.
В этом разгадка всей истории человечества. Когда Адам славил и хвалил Бога любящим радостным сердцем — земля цвела и благоухала, и в сердце его был мир, превосходящий всякое разумение. И воля его была крепка к добру. Но когда отвернулся он от Бога, тогда вошёл в мир весь ужас зла, вражды, страха и предпочтения греха добру.
Самый великий подарок, который мы можем принести рождшемуся Христу, — это благоволение. Это наша воля, устремлённая к добру. В мире, где воля людей всё больше склоняется к злу, где грех становится нормой, этот подарок особенно драгоценен. И это единственное, чего ждёт от нас Господь. Такой подарок приносят волхвы и такой подарок приносят пастухи, потому что они простыми, чистыми сердцами славят Бога, и они знают, какой мир Господь приносит на землю.
Три тайны, о которых возвещают ангелы, присутствуют и в трёх дарах, которые приносят волхвы, — в золоте, в ладане и в смирне. Святые отцы говорят нам о том, что эти три дара означают тайну Пресвятой Троицы. Они означают и тройное служение рождшегося Богомладенца: царское, священническое и пророческое. Ибо золото — это символ царского господства, ладан — это священство, смирна — это пророческая жертвенность. Сам Господь приносит в них драгоценнейшие дары для нас, которыми мы должны дорожить больше всего на свете: правду, молитву и ту нетленную жизнь, которая даруется через принятие смерти.
Как сподобились принятия этих даров первые святые? Мы знаем, что Господь призвал волхвов из тьмы неведения и заблуждения. Они поклонялись звёздам, они верили в слепую судьбу. Они были язычниками и не знали истинного Бога. Но так велико было в них желание истинной жизни, что они бодрствовали днём и ночью, ища ответа на самые главные вопросы. И когда явилась эта звезда — всё оставили и пошли за ней, чтобы обрести истину.
Есть нечто важное в том, что волхвы возвратились домой, как сказано в Евангелии, другим путём. Иным, чем тем, которым они пришли к Вифлеемским яслям. Здесь Дух Святой открывает великую тайну нашего спасения. Ибо наш дом есть рай, который мы потеряли. Мы сбились с дороги, идя к полноте жизни через гордость, через непослушание, через ложное знание о мире невидимом, через вкушение запретного плода. Но теперь всё должно стать иным, если мы увидели Господа. Мы должны возвращаться домой другим путём — путём послушания и смирения, путём слёз и скорбей, хваля и благословляя нашего Господа.
Святитель Григорий Двоеслов говорит, что взамен даров, которые волхвы принесли Господу — золота, ладана и смирны, они получили несравненно большие дары от Самого Христа. Они исполнились Его правдой, они научились от Него молитве, приобщились Его вечной жизни.
Будем и мы возвращаться домой после сегодняшнего праздника — и в прямом, и в самом глубоком таинственном смысле, о котором возвещает нам Церковь. Будем стараться от скудости нашей приносить Господу всё, что у нас есть. И самое главное — благую нашу волю, нашу волю к добру, несмотря на все усилия сатаны растлить её и разрушить дело пришествия в мир Бога нашего.
И мы узнаем тогда, что дары, которые мы приносим Господу, — ничто по сравнению с теми дарами, которые Он нам даёт. Потому что мы приходим к Нему и уносим в своих сердцах Его Самого — Господа и Бога нашего Иисуса Христа.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ