«Этноэкономика» — это когда определённые этнические диаспоры контролируют определённые секторы экономики региона или даже в масштабе страны.
Официально в Москве живут не более 50 тысяч азербайджанцев. А по данным ГУВД Москвы — целых полтора миллиона. Освоив столичные рынки, азербайджанцы стали укрепляться на московских холмах всерьёз и надолго. Теневой перекуп машин с фруктами морально устарел, ему на смену приходит новый метод работы — официальный контроль над всем плодоовощным рынком столицы. Диаспора пожинает огромные прибыли. Теперь под контролем сообщества находятся все столичные базы, куда поступают овощи и фрукты из регионов России и зарубежья. С этих баз продукция попадает на рынки и в магазины, чем объясняется примерно одинаковая их цена. И плохо приходится тем торговцам, которые самостоятельно устанавливают цены на свой товар. Из столицы практически вытеснены подмосковные фермеры и крестьяне, они вынуждены сдавать свою продукцию по грошовым ценам, диктуемым истинными и полновластными хозяевами торговли. Прибыль не только вывозится из России, но и инвестируется в светлое московское будущее.
По данным аналитиков азербайджанского журнала «Монитор», 12 % оборотного капитала азербайджанцев в России приходится на промышленность, 20 % на торговлю, 23 % на банковские структуры и 38 % на криминальный бизнес. Суммарный оборот денег, заработанных азербайджанцами в России, — около 25 млрд долларов. Примерно половина из них приходится на Москву. Это больше, чем валовой продукт Азербайджана.
Как пала Москва, о том, как Азербайджан взял Москву, впору писать увлекательную книгу.
Немного истории. Азербайджанская организованная преступная группировка, одна из старейших в Москве, прославилась среди столичного криминала в начале 1990-х годов. Летом 1992 года столичный ОМОН поучаствовал в погромах торговых точек азербайджанцев в ходе операции «Гастролёр», и численность этнических «активистов» уменьшилась было до двухсот «штыков». Но недолго длились победные торжества. До тех пор, пока власти Азербайджана не заявили, что рейды московского ОМОНа могут спровоцировать «вспышки народного гнева» против многочисленного русскоязычного населения Баку. То была неприкрытая угроза: не позволите овладеть Москвой — будем резать русских, брошенных в Азербайджане после Беловежской Пущи. Называлось даже число потенциальных заложников — полмиллиона. И Москва сдалась.
Постепенно в криминальной среде Московского региона азербайджанские группировки заняли лидирующее положение. Сообщества появились не сегодня, а ещё в те годы, когда предпринимательство считалось спекуляцией, уголовно наказуемым деянием. Тогда и сформировались традиции, навыки конспиративной работы.
По информации сотрудников Федеральной миграционной службы, значительное число московских рынков отданы перекупщикам с Кавказа. Под различные диаспоры, в основном азербайджанскую, ушли продовольственные базы. Потом и сами рынки поделили между нацменьшинствами. Сегодня граждане Азербайджана контролируют примерно 60 % рыночной торговли овощами и фруктами, остальное делят грузины, армяне, таджики и т.д. Азербайджанцев, занятых в этом виде бизнеса, в столице примерно 300 тысяч.
Чиновники создали подобную ситуацию сознательно: практически все торговцы — нелегалы. Ими легко управлять. В случае неповиновения у них отберут бизнес и передадут сговорчивым собратьям. Перед мигрантами поставили задачу — отдавать как можно больше денег. Это значит торговать импортными товарами (до 80 % овощей и фруктов на прилавках привозные) по максимально высокой цене. Контракты с иностранцами заключаются на годы вперёд. Подобная монополия позволяет диктовать условия торговли и с наименьшими затратами получать наибольшие прибыли. На тех же яблоках.
Легальные мигранты азербайджанской диаспоры зарабатывают до 2,5 млрд долларов, что больше всего государственного бюджета Азербайджана. От азербайджанцев, находящихся в России, на родину поступает свыше миллиарда долларов. Диаспоры поддерживают этот фонд пожертвованиями. У Баку, поверьте, есть рычаги для того, чтобы поток взносов в фонд не иссякал. Западные нефтяные и другие проекты остаются пока проектами, да и слишком много населения в республиках, чтобы всем кормиться от нефтяных скважин и трубы. Например, лишь от одной Покровской овощебазы имеют более 4 млн долларов в год.
Сейчас в Москве, по данным правоохранительных органов, насчитывается несколько десятков экономических группировок из Азербайджана, сформированных по территориально-родовому принципу. Места убывших торговцев (в том числе и торговцев наркотиками, задержанных и посаженных) тут же занимают другие. Название группировок происходит от названия района, откуда родом участники группировок. Основные места концентрации — крупные рынки города, гостиницы при них, а также рынки, созданные почти у всех станций метро. При этом к каждому из них «приписаны» выходцы из одного определённого района Азербайджана или из других республик, где есть значительные общины азербайджанцев.
Поэтому практически каждая азербайджанская семья отправляет своих отходников на российские рынки. Не говоря уже о том, что в России многие выходцы из Азербайджана живут постоянно. Вместе с приезжающими на заработки их число составляет более 2 млн человек. В России ведь не было пришедших к власти народных фронтов и национальных движений под лозунгами вроде «Грузия для грузин», «Чемодан, вокзал, Баку» и тому подобное.
Россия для них — золотое дно. Издержки кавказофобии и внешней ретивости милиции при проверках регистрации — это мелочи по сравнению с возможностями для разного рода бизнеса. Поэтому азербайджанская диаспора в России — это вам не русская община Азербайджана, которой никогда не позволят стать диаспорой.
О том, что они думают про свою жизнь в Москве, видно по высказыванию их представителей на страничках в интернете: «Далеко не все русские люди воспринимают азербайджанский народ как "торгашей". Сейчас создаются все условия для провокации, натравливают людей друг на друга, чтобы окончательно развалить и без того разваленную страну. В таком положении каждый представитель какой-либо нации должен всё-таки осознавать, что он — лицо своего народа» (Ayshet — «Асхет»).
«Я считаю, что стереотип азербайджанца как рыночного торгаша неустойчив и в будущем непродолжителен. Большинство детей нынешних «торгашей»-азербайджанцев не будут торговать на рынке, а будут интегрироваться в социум той страны, в которой они проживают» (Seymur — «Сеймур»).
Одним из наиболее «простых» путей проникновения в азербайджанскую среду можно считать брак с представителями данной этнической группы. Однако даже в значительной мере ассимилировавшиеся «московские» мусульмане по возможности не допускают смешанных браков. Как крайний случай (любовь, экстренная необходимость прописки, возможность с наименьшими затратами получить жилплощадь и прописку) допускается вступление в брак с русскими женщинами мужчин-кавказцев, категорически отказывая при этом своим женщинам в браке с местными мужчинами.
Азербайджанцев подозревают ещё и в том, что ради московской прописки они чуть ли не поголовно готовы жениться на русских. Однако подавляющее большинство опрошенных предпочли бы, если бы их дети женились или вышли замуж за сородичей. Гастарбайтеры и торговцы считают, что смешанных браков с русскими следует избегать. В то же время не возбраняется и даже поощряется сожительство мужчин с женщинами славянской национальности по принципу гостевого брака. При этом совместные дети не приветствуются. Интересно, что при этом многих азербайджанцев не устраивает образ жизни, с которым они расстались, — патриархальность, большая семья. Они тяготятся этим шлейфом, ориентированы на «стандартную» московскую семью. А родственников можно и не видеть, общаться по телефону.
Их общины очень закрыты, все имеют свои особенности. И всё же латентно зреет очаг межнационального конфликта. Пока от глобальных вспышек ненависти и больших погромов азербайджанцев спасало лишь то, что поколения москвичей, выросшие при советском строе, привыкли к интернационализму. Однако напряжение всё же возрастает. Социологические зондажи показывают, что москвичей волнуют не столько проблемы заработков или получения безплатного жилья (в последнее уже никто не верит), а именно засилье азербайджанцев на рынках. Причём неприязнь к ним объединяет и бедных, и богатых, и молодых, и старых. Сейчас созрело новое поколение русской молодёжи, силы которого бурлят, а места под солнцем в Москве уже заняты другими. Эта молодёжь, как показывают последние события, готова применить насилие, чтобы изменить ситуацию в экономике торговли. И этот горючий материал когда-нибудь вспыхнет.
Ну а насчёт того, что наши торговцы появятся на рынках, вернее, базарах в городах Азербайджана, это уже из области фантастики. Хотя на городских базарах Баку, даже на «Центральном», полно свободных мест. Сам видел.
Анатолий Борисович УРАЛОВ