18 ноября 1873 года, 140 лет назад родился ИванСилыч Горюшкин-Сорокопудов, выдающийся русский живописец
Талант, которым обладал Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов, был столь редок, что сравнить его можно было разве что с самыми выдающимися русскими художниками конца XIX — начала XX века. Но другие мастера становились известными в России и Европе, о них писали, издавали монографии, а об И.С.Горюшкине-Сорокопудове молчали и, можно даже сказать, замалчивали умышленно.
Художник боготворил старину. Мир тихий, умиротворённый, отрешённый от суеты запечатлён в работах И.С.Горюшкина-Сорокопудова.
Ещё студентом Академии художеств, собирая материал для конкурсных работ, он, ученик Репина, часто бывал в Угличе, Суздале, Ростове Великом, других старинных городах, где без устали писал монастыри и звонницы с монахами, многоцветные главы соборов и церквей. Его так и прозвали — певец колокольной России.
Чего стоит его картина «Из века в век», написанная в 1912 году. Сколько ни смотри на неё, глаз не оторвёшь. В жаркий полдень на звоннице мирно воркуют голуби, не пугаясь присутствия людей в монашеских одеяниях. Внизу — крыши домов и необозримые сельские дали…
Много поколений художников училось под знаком Горюшкина-Сорокопудова, получая от него благословение.
Это он, преподаватель Пензенского художественного училища, в годы войны направил письмо И.В.Сталину, ратуя за то, чтобы художники были отозваны из действующих армий. Важно было донести мысль, что талант, дарованный Богом художнику, — великая редкость, и необходимо, чтобы остались в живых те, кто мог бы после окончания войны способствовать сохранению и утверждению национальных традиций в русской школе живописи.
В Пензенской картинной галерее хранится великолепный портрет Ивана Силыча. Величавый и вызывающе самоуверенный художник изображён сидящим в глубоком кресле в свободной позе. Очень выразительно и красиво вылеплено лицо. Ярко выявлен характер независимого, строптивого и могучего человека. Вся работа свободно написана. Ходили слухи, будто сам Горюшкин прошёлся кистью по портрету.
Приведём одно устное предание, хранящееся в среде пензенских художников.
Однажды во время застолья с гостями — представителями власти зашёл разговор об октябрьских событиях 1917 года. Кто-то из высоких гостей спросил:
— Иван Силыч, как вам видится наша революция, что вы можете о ней сказать?
Тот в тон ему отвечал:
— Да что говорить, революция — это половодье…
Довольный гость решился развить тему:
— Как это образно, Иван Силыч, — половодье. Ну а если пошире?
— Пошире? В половодье всё г… на поверхность и всплывает…
Гостей как ветром сдуло.
Горюшкин не мыслил России и русского человека без Православия. Тема борьбы добра и зла не оставляет его. Свидетельство тому — иллюстрация к символистской пьесе Л.Н.Андреева «Анатема». Эта работа была экспонирована на XXX выставке картин Общества русских акварелистов (1911).
«Анатему, — вспоминал ученик Горюшкина, — этого современного Мефистофеля, мудрого, сильного и одновременно циничного вертлявого беса, — художник изображает в смятении. В страхе отпрянул он от могущественного Великого Разума вселенной — таинственного духа, охраняющего врата, за которыми обитает "начало всякого бытия"».
С этого периода художник всё чаще обращается к событиям прошлого. Ему важно противопоставить русскую историю, незыблемые прочные традиции русского народа космополитическому влиянию той части общественной среды, которая легко расстаётся с национальной культурой.
Легендарная личность, очень требовательный и справедливый человек, долгие годы возглавлявший Пензенское художественное училище, последнее время, отстранённый от должности, он вынужден был проводить в глухой деревне Ивановка Пензенской области, где и умер 29 декабря 1954 года. Когда хоронили его, огромная толпа сопровождала гроб, который до самого кладбища несли на руках ученики. Когда процессия подошла к погосту, вдруг зазвонили колокола. Не нужно забывать, это было время оголтелой борьбы с религией. И колокольный звон, да ещё в честь художника, был жутким криминалом. Позже выяснилось, студенты договорились заранее со звонарём.
Советская власть преследовала Горюшкина-Сорокопудова за его любовь к русскому церковному и монастырскому быту, за преданность старине. Народ же воздавал должное художнику.
Первую посмертную выставку устроили в залах училища. Подолгу не отходили зрители от исторических картин «Сцена из XVII столетия», «Вечерний звон», «Божий суд», «Базарный день в старом городе», «Игуменья на молитве», «Князь Игорь», «Плач Ярославны», «Упавшие колокола», «Из века в век»…
Запоминались прекрасные портретные рисунки, чудесные «зимы» с деревьями в инее необыкновенной красоты, написанные маслом. Из летних пейзажей привлекали внимание купы деревьев и над ними церковные маковки с крестами…
P.S.В этом году всей семьёй мы побывали в Пензе и посетили могилу Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова. Помолились. И были приятно удивлены, когда увидели трёх художников, пришедших, как и мы, поклониться праху великого мастера.
Наталия Петровна и Лев Михайлович АНИСОВЫ,
дер. Богунино Тверской обл.