Сегодня, как никогда ранее, с постоянной регулярной частотой мы «встречаемся» со смертью. Включив телевизор или компьютер, непременно среди новостей мы найдём трагические строчки об убийствах, терактах, жертвах.
Современный человек уже привык каждую неделю, каждый день, а иногда и каждый час слышать о всё новых жертвах. Конечно, многие могут сейчас заявить о том, что, мол, и раньше в нашем мире было «неспокойно». Только вот вопрос в том, как люди относились к смерти раньше и как относятся сейчас?
В нашем мире «страх смерти» деформировался и получил уродливый подтекст и обоснование. «Помни час смертный и во век не согрешишь», — такими словами из Священного Писания когда-то наставляемы были наши предки. И старались потому жить благочестиво, а согрешив, скорее покаяться перед Богом. Моя прабабушка, как и многие люди её поколения, соблюдала очень ценное во все времена для каждого из православных христиан правило. После прочтения молитв «на сон грядущий» она у всех из родственников испрашивала прощения. И только после этого ложилась спать. Почему? Боялась предстать пред Богом без покаяния.
А что теперь? «Жизнь коротка! Проживи её красиво и удобно» — призывают нас повсюду слоганы рекламы. Если не так давно люди боялись не просто умереть, а именно умереть без покаяния в своих грехах и молитвы, то теперь мы склонны наблюдать нечто совершенно противоположное. Человек как «сумасшедшая электричка» спешит посетить как можно больше «станций удовольствия и разврата», забыв подчас, что при такой скорости на путях греха, соединённой с разгильдяйством по отношению к своей душе, можно неожиданно скоро «сойти с рельсов» и потерпеть крушение.
Наши бабушки, прабабушки свято верили в то, что за них после смерти будут особо молиться потомки, а теперь, к сожалению, и на это особо надеяться не приходится. Подчас случается наблюдать довольно-таки усреднённый спектр проявлений христианской любви людей к своим почившим родственникам. Он выражается немногими действиями — отчаянием и плачем у гроба и «заказами» в Церкви. Как же неимоверно печально и грустно становится на душе, когда всё чаще сталкиваешься с людьми, называющими себя православными, которыми без всякого сожаления собственная вера была разменяна на обрядоверие.
В чём это выражается и как возможно поставить такой «диагноз» душе, не зная самого человека? Уверяю вас, это не требует особых знаний и таланта. Только лишь «постояв» на обычном церковном отпевании, вы увидите, с позволения сказать, апогей «православного неверия»! Ведь подчас многим родственникам в общем-то нет дела до того, что читается и поётся священником и хором в «последовании отпевания». Главное — чтобы «побыстрей», «покачественней» и с минимальными затратами наших сил! Приглядевшись, можно увидеть постоянные попытки некоторых людей такой подход перенести в область духовную. Мало кто теперь задумывается о том, что и нас наши дети и внуки именно так будут хоронить!
Безспорно, церковная молитва и отпевание имеют большое значение для умершего православного христианина, но наравне с ними, конечно же, необходимо частное поминовение родственниками и близкими людьми, и не только на богослужениях, но и в домашней молитве. Но в наш с каждой секундой всё быстрее спешащий век многим кажется проще и целесообразней, но главное, «удобней» заказать «сорокоуст». Потом пригласить на отпевание священника, накрыть разносольный богатый поминальный стол (с обильным присутствием общеизвестной жидкости, так часто осуждаемой Церковью и священниками, но нашим народом особо «возливаемой» в такие моменты) и посокрушаться слёзно на могиле. Во много раз труднее многим из нас даётся попытка попытаться творить дела милосердия и любви по отношению к усопшему сроднику, главное из которых — молитва!
Если бы именно в духе христианской любви мы оценивали все поступки в нашей жизни и тем более приближение смерти! Увы! Мы вновь включаем телевизор, выходим в интернет, открываем газеты и восклицаем: «Как же страшна смерть!..» И только не многие из нас произнесут вслед: «…без покаяния и заупокойной молитвы…»
Юрий Фёдорович КИЩУК