Протоиерей Алексей Расев - Подвижник отец Матфей Ржевский

 

...Он брал людей за руку и вёл ко Христу

 

Отец Матфей Константиновский жил в ХIХ веке (1791—1857). В последние годы жизни Николая Васильевича Гоголя о. Матфей был его духовником и имел огромное влияние на Гоголя. Так случилось, что судьба, а потом и сама история связали обоих накрепко.

В памяти Ржева, давшего ему своё имя, это имя живо и по сей день. Из 65 прожитых им лет 43 отдано служению Церкви и Отечеству. И двадцать из них — Ржеву. Он жил и служил в самой глубинке России, но всегда был в центре её духовной жизни. Его знали и высоко почитали в обеих столицах и за рубежом — на Афоне, в Греции, в Египте. Отовсюду к нему постоянно обращались люди за поддержкой и духовным советом. Его светлый ум и верный взгляд на жизнь всегда предлагали самый нужный совет, и недоумение рассеивалось. Отец Матфей любил повторять: «В том-то и беда наша, что хотим делать всё сами собою, а Господу и Пречистой Его Матери ничего почти не даём делать для нас Своею благодатию».

Так что же это был за человек? Сама его жизнь стала примером и образцом для многих и прежде всего для самого священства. О том говорят популярные дореволюционные издания. Одно из них «Очерк жизни в Бозе почившего Ржевского протоиерея о. Матфея Александровича Константиновского» было переиздано трижды. Выпускались и адаптированные версии. Самая известная помещена в книге духовного просветителя и писателя Евг. Поселянина «Русские подвижники ХIХ века».

Сегодня у нас есть повод вновь обратиться к этой выдающейся личности.

Тверской священник Алексей Расев в течение последних пятнадцати лет увлечённо и неутомимо, распутывая один исторический узелок за другим, вёл поиск и сбор материалов, архивных документов об о. Матфее.

Большинство из них впервые увидело свет. Свой объёмный многостраничный труд, сохранив название «Очерк жизни…», с крайне необходимыми сегодня пояснениями и комментариям автор определил как «книгу о радостном о Христе человеке». Себя же, явно умаляя собственное участие, скромно представил лишь составителем издания. Хотя, по сути, это фундаментальный труд, где на фоне широкого исторического полотна живут самые разные типажи — от высокопоставленных чиновников, известных литераторов, купцов и военных до самых простых и обычных людей. По определению публициста, духовного сына о. Матфея Тертия Филиппова, он сам «…везде делался центром, около которого собирались все, искавшие христианского пути и имевшие нужду в исцелении душевных язв, в восстановлении упадших сил и в ободрении на внутренний подвиг». С книгой в руках и началась наша беседа.

Корр.:   Отец Алексей, прежде всего хочу сказать о своём впечатлении. Прямо с первых страниц повествование настолько увлекает и захватывает, что книгу читаешь буквально взахлёб. А что для Вас было особенно важно в работе?

О.Алексей Расев: Найти в оригиналах документы, проверить их. Ведь «Очерки жизни…» до революции издавались трижды в разных редакциях — в 1860, 1890 и 1915 годах. В новом собрании они даются в одной сводной редакции. Большая часть материала собиралась в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Твери. Нужно было всё скопировать и обработать. Какую-то часть пришлось купить. Собрано огромное количество документов. И я попытался создать общую картину, вплести туда новые документы.

Смотрите, первый лист завизирован цензором Санкт-Петербургского духовного комитета архимандритом Феодором Бухаревым в 1860 году. Другая интересная и важная находка. Богослов, протоиерей Георгий Флоровский назвал жизнеописание о. Матфея житием. Это уже агиография, а не просто беллетристика. Готовое житие с ликом святого! Ещё и сами тексты надо было подготовить в расчёте на обычного читателя. Именно так до революции издавали Иоанна Кронштадтского, Серафима Саровского. Здесь подход тот же. Важно, чтобы народ получил духовную пищу, чтобы жители Тверской области знали: они являются потомками подвижника, который именно здесь, на нашей тверской земле, жил и служил. А самое главное, сумел создать свою духовную школу.

Корр.:  Но это же огромная редкость!

О.Алексей Расев: То-то и оно. Хочу подчеркнуть, ярким явлением на Руси была школа Сергия Радонежского. Все северные монастыри вышли оттуда, и она дала массу подвижников. В более близкое нам время жил Паисий Величковский. Оптина пустынь от него возродилась, а потом сама дала самобытную школу. Вот и наш о. Матфей принимал людей самого разного звания и сословия. Независимо от того, царедворец это или юродивый, он брал его за руку и вёл ко Христу. Причём подход был скрупулёзный к каждому, исходя из того, куда Господь поставил человека. Если ты хороший начальник или хороший землепашец, Слава Богу! Там и служи. За это с тебя и спрос будет в Царствии Небесном.

Корр.: В самом построении фабулы вам удалось показать судьбы многих людей в развитии, не так ли?

О.Алексей Расев: Я старался коснуться судеб и линий жизни учеников о. Матфея. К нему устремлялись многие — обер-прокурор Синода, писатели, прежде всего Гоголь, чиновники, военные люди. Прочитав эту книгу, можно сравнить свой опыт с опытом тех людей и получить импульс для собственного духовного развития. Они уже прожили что-то похожее, значит, помогут и нам найти ответ на главный вопрос: как быть христианином в данное время.

При этом читатель получил ещё и редкую возможность — читать проповеди о. Матфея. Будучи сам учителем, он оставался прилежным учеником почивших отцов, составивших для нас предания Церкви. Его пламенная речь всегда была направлена к спасению души. И на кафедре, и в беседах он всегда был неподражаем. Проповеди о. Матфея ещё и потому производили сильное впечатление, что он сам исполнял то, чему учил. Например, изо всех заповедей осуждение считал одним из наиболее тяжких грехов и называл его дерзким присвоением прав Творца. До сих пор были известны лишь две его проповеди. В нашем издании представлено 56! Нашлись рукописи, удалось расшифровать скоропись. Более того, в ходе поисков сложилась и новая картина в его переписке с Гоголем.

Корр.: Отец Алексей, в этом деле очень важно узнать истину. Ведь в чём только не обвиняли о. Матфея! Стоит зайти в интернет, заглянуть в мемуары и популярные статьи — повсюду на него нападки: он требовал от Гоголя невозможной аскезы, настаивал, чтобы тот бросил литературу и ушёл в монастырь, и даже якобы подтолкнул писателя к сожжению второго тома «Мёртвых душ». Хотя в послесловии к «Очеркам жизни…» 1915 года сказано буквально следующее: «Гоголь, гениальный писатель, умер до встречи с о. Матфеем. Ржевскому протоиерею остался Николай Гоголь, больной человек… с разломом в мировоззрении, испуганный "страхом смерти" — болезнью, от которой страдал и умер его отец».

О.Алексей Расев: Надо сказать, в своих духовных поисках Гоголь постоянно шёл вперёд. Искал, изучал и обращался к разным течениям христианской мысли. Но пристанище и опору нашёл у сельского батюшки. Всё это есть в письмах. Поэтому публикация оригиналов переписки — единственно оправдывающий подход. До революции было издано всего пятнадцать писем о. Матфея к разным людям и лишь одно письмо к Гоголю. Теперь к ним добавлено ещё 60. То есть в научный оборот вводится новый корпус документов, представляющий огромный интерес.

Кстати, свои материалы в свод предполагаемого издания готов предоставить и профессор МГУ, председатель Гоголевской комиссии при научном совете РАН Владимир Воропаев. Интерес проявил и отец Симеон — редактор православного Сретенского издательства. Он в своё время защитил диссертацию по Гоголю. Скорее всего это будет настоящий соборный труд. И в этом тоже есть церковный подход. Скажем устами православного историка Хомякова: «Не лица и не множество лиц в Церкви хранят предание и пишут, но Дух Божий, живущий в совокупности церковной». Так воля Божья сформировала жизнеутверждающий импульс. Без авторства, формально сама собой решилась та задача, которую о. Матфей ставил перед Гоголем, — выявить положительные типы русских людей. В книге, кроме него, духовного отца, представлен целый круг праведников разных званий и сословий. Прошло почти сто лет, как вышло последнее издание об о. Матфее. Каждое время создаёт свой вариант, созвучный своей эпохе. Но сколько нового материала подобралось сейчас! Пора и нам представить свой взгляд. Если уж говорить о духовном возрождении России, то без нашего земляка о. Матфея никак нельзя.

Корр.: Отец Алексей, собрана книга о замечательном русском человеке, тверском подвижнике, благочестивом и ревностном пастыре. Как созревал и формировался этот могучий дух?

О.Алексей Расев: Эта личность — символ тверской земли, всего того, что явлено на нашей земле утешительного и радостного. В наших природных условиях, в нашей истории сложно состояться подвижнику. Но он состоялся. Казалось бы, все условия жизни были против него. Никаких благоприятных обстоятельств. Но он всегда жил «вопреки». Терпеливо, со смирением, уповая на Господа, переносил нужду, все тяготы и лишения сельского батюшки. Были на него и административные гонения. Вспомним, как в сельском храме ему пришлось вразумлять зарвавшегося помещика (сегодня бы мы сказали: главного спонсора) за недостойное поведение во время службы. Тот пожаловался архиерею, но одобрения не получил. Будущий митрополит Московский, а тогда владыка Филарет высоко отметил поступок о. Матфея. И по его благословению благочинный поставил молодого дьякона в пример всему местному духовенству: «Вот вам образец, подражайте ему!» Здесь, как и в дальнейшем, проявилось действие всеблагого Промысла Божия, выводящего человека из губительных обстоятельств.

Его биография проста. Родился под Торжком, учился в семинарии при Борисоглебском монастыре, служил сначала под Волочком дьяконом, затем священником был направлен в Бежецкий уезд (до выезда на приход совершению богослужения обучался в тверском Вознесенском соборе). Последние двадцать лет служил во Ржеве. Здесь усиливался раскол, и тогдашний архипастырь Григорий, потом Санкт-Петербургский митрополит, направил его туда. Семья и прихожане, ожидая гонений на него, слёзно умоляли любимого пастыря отказаться от места, но он был непреклонен, видя в том волю Божию. Он всегда жил не для себя, а для Бога и для людей.

Что особенно поражает в нём? Он терпеливо и безропотно переносил все скорби, никого не осуждал. За всем этим угадывается молитвенная практика. Эта практика угадывается и в его прозорливости — производной очень высокой судьбы. Ведь недаром во многом видится совпадение судеб о. Матфея с Иоанном Кронштадтским. Обоим пришлось помогать своим овдовевшим матерям с двумя малолетними сёстрами. Обоим в детстве очень тяжело давалось учение, но по молитвам святых им были дарованы отменная память и разумение. Тут есть ещё масса синоптических нюансов. Известно ещё и другое. В своё время владыка Христофор, однокашник о. Матфея, рукополагая Иоанна Сергиева в священники, привёл ему для примера служение о. Матфея. Почему именно его? Будущему всероссийскому батюшке всегда хотелось возыметь в своей судьбе святость. Он собирался даже ехать на Аляску. Но тут судьба делает неожиданный поворот. Он увидел, что можно и в обычной простой жизни быть «истинным пастырем словесных овец». Случилось такое вот живое влияние. Недаром же о. Матфея называли Иоанном Кронштадтским Ржевского уезда. Здесь кстати вспомнить и сходную мысль владыки Вениамина (Федченкова) о том, что на рубеже ХIХ–ХХ веков почти в каждом российском уезде были свои «Кронштадтские»…

Корр.: Отец Алексей, ну а Вас лично какой случай привёл к о. Матфею?

О.Алексей Расев: Ещё на первом послушании редактором православного журнала нашёл статью Поселянина и был просто потрясён открытием. К тому же я родом из той самой бежецкой деревни Диево, где когда-то служил о. Матфей. Здесь он построил храм, а мой прадед Симеон был последним старостой в нём. Сцепление времён оказалось очень плотное. А дальше как-то всё пошло само собой. Осталось только покориться Божьему промыслу. Об этом проекте знает праправнук Пушкина и Гоголя (кстати, внешне очень похож на Гоголя) протоиерей из Прованса (Франция) отец Николай Солдатенков. Он наезжает в Россию, бывал у меня, когда я ещё служил в Покровском храме.

Во Ржеве о. Матфея помнили всегда. Стоит колокольня кафедрального собора во имя иконы Оковецкой Божией Матери, которую он ставил. Им же построен и Вознесенский храм с Казанской часовней. На место его упокоения ходили крестными ходами. Уверен, что пришло время для канонизации о. Матфея как местночтимого святого. Тем более что на сегодняшний день из труда Евг. Поселянина «Русские подвижники ХIХ века» канонизированы все упомянутые в книге святые — представители разных уголков России. Нет пока лишь нашего тверского о. Матфея. Сделать это очень важно для нас…

Беседовала Светлана Васильевна КОСТЕНКО