С незапамятных времён в государство Российское разными судьбами переселялись иностранцы и иноверцы, иноплеменники и инославные.
«Натурализовавшиеся» в гостеприимной российской нации, они находили своё место под русским солнцем. Своей деятельностью и трудами они вносили посильный вклад в строительство государства, его защиту от внешних врагов, участвовали в развитии науки, техники, мирной и военной промышленности. Русская государственность давала им возможность стать видными учёными, полководцами, государственными деятелями. Не пропадали таланты, данные им от Бога! Многим Россия и сейчас благодарна за их вклад в русскую историю.
Перенимая традиции, язык, народную культуру и обычаи «страны пребывания», пришелец совершенствовался и осваивался в народной среде и становился равным дееспособным и полезным — себе, своей семье, обществу и государству.
Шестым чувством многие иноверцы понимали, что Россия — страна, через которую идёт основной поток человеческой истории. И, по большому счёту, эта человеческая история зависит не от «вещей» и «экономических укладов», а от духовных ручейков и источников, пронизывающих живую ткань страны — её население. Поэтому и селились в стране, принимали Православие и находили в России и своё земное счастье, и Ковчег личного спасения.
Ассимилянт не приобретал ни характерных генетических признаков государствообразующего культурно-цивилизационного типа, поскольку эти признаки не переносятся и не обмениваются с признаками других культурно-исторических типов, ни характерных этнических признаков российского коренного населения. Однако, оставаясь этнически и культурно самобытным человеком, становился с помощью Божией православным — поляком ли, грузином, армянином, литовцем или немцем.
Так же как «неперемешиваемые» краски при перемешивании дают красивые, узорные и причудливые картины, такую же узорную и причудливую картину на российском фоне давали и вкрапления инонациональных обрусевших ассимилянтов или их сообществ в общий национальный узор.
Внешними предпосылками для нормального процесса ассимиляции пришельцев и инославных являлись ясные понятия, присущие иерархическому государству. Иерархическая организация общества, как в Европе, так и в России — национальная, «цветущая сложность», как называл ее К.Леонтьев, — до XX века являлась определённой гарантией политической стабильности человеческого социума, объединяющегося в союзы, военные блоки, ассамблеи и унии, не исключающего, конечно, конфликтов, войн и междоусобиц, но поддерживающей определённый уровень мировой безопасности.
Великая тайна ассимиляции инородцев в православном государстве не исчерпывалась лишь условиями иерархической организации общества. Основным двигателем её являлись национальные традиции, образ жизни нации, национальные эстетические объекты — язык общения, диалекты, музыкальная и песенная культура населения, бытовые поведенческие архетипы праздников и трудовых будней, архитектура города, посёлка, деревни, «оформление» окружающего пейзажа (например, парковая культура) и многое другое, проецирующееся на душу «гостя» самым благоприятным образом. Даже обычные фразы, которыми обмениваются люди, являются мощными эстетическими объектами человеческого общения, несущими в себе духовный заряд.
В логически, эстетически и образно обусловленном обществе, то есть в иерархическом «земном царстве», являющемся отображением и отражением Царства Небесного, живущем по Заповедям Господним, процесс ассимиляции протекает непротиворечиво и плодотворно для общества. Но не дремлет «князь мира сего»!
«Демократическое» выравнивание иерархических пирамид стран Европы и России, совершённое принудительным порядком в XIX и XX вв., выветрило аристократический дух с Европейского континента и заменило его на «запах денег». Растерявшийся ассимилянт остановился в недоумении — на какое место претендовать ему в этой стране и в этом мире, где сияние солнца заменил тусклый блеск монет, а шум ветра в зелёных дубравах сменился шелестом бумажных купюр в интерьерах многочисленных банков и офисов?
Русская история начинается знаменитым заявлением славянских послов: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами». Припомним — «немецкие» профессора в «образовательной сфере» занимались написанием русской истории. Писали историю и не любили Россию!
«Иван Грозный — плохой…»
«Николай Второй — кровавый…»
«300 лет царской династии, которая мучила и глумилась над народом…» — сейчас-то мы понимаем, что клеветы и наветы формулировались и внедрялись в народное сознание так тщательно и целенаправленно, что остались в определённой части общества и по сию пору. Однако цель была достигнута. Как мы знаем, уже в 1905 году Россию сотрясли до основания стачки, забастовки и, наконец, события вооружённого мятежа 1905 года. И уже в феврале 1917 года несостоявшиеся ассимилянты, не пожелавшие или не сумевшие понять смысла существования православной империи, напуганные «великодержавным шовинизмом», с помощью части продавшейся элиты захватили власть в государстве, истребив эту самую элиту, священство и самодержца Российского!
XX век показал, что предложенная ими модель общественного устройства, вне зависимости от того, как она называлась — «социалистическая формация» или «капиталистически-демократическая», — счастья на этой грешной земле народам не принесла. Более того, гражданские войны в России и Европе в этом веке превзошли по своей жестокости все бывшие ранее войны.
Да и то сказать, великий русский культурно-цивилизационный тип, расселившийся на одной шестой части суши планеты Земля, мирил народы, сглаживал противостояния наций. В конце XIX — начале XX века впервые в мире выдвинул на международную арену предложения по значительному сокращению вооружений всех армий мира, поскольку слишком уж быстро технический прогресс совершенствовал технику массового убийства.
Однако события февраля 1917 года в России роковым образом отразились не только на Российском государстве, но и на народах других стран европейской части планеты. Великая русская культурно-историческая цивилизация потеряла свою элиту — новые властители страны навязали ей свои революционные стандарты, со временем превратившиеся в криминально-коммерческие, банковско-ростовщические.
Строительство вавилонской социалистической башни закончилось крахом. Сейчас идёт строительство вавилонской башни капиталистически-демократической, которое закончится таким же образом. Что будут делать обескураженные строители дальше? Проводить свои эксперименты до тех пор, пока не исчезнет русский культурно-цивилизационный тип? Но его исчезновение предопределит и последнюю глобальную катастрофу на планете Земля!
«Три дамоклова меча висят над головой каждого из нас — наследственная порча (первородный грех Адама), беззакония собственного рода и личные прегрешения. Они отражаются на телесном, душевном и духовном здоровье человека посредством многих факторов, в частности, духовной наследственности» (К. Зорин). Впитывая атмосферу бытия православного народа, ассимилянты поднимались по начальным ступеням лествицы духовного совершенствования. Делая один шаг по направлению к Богу, они начинали осознавать, что Творец делает им навстречу девяносто девять шагов. «Человеческая природа после грехопадения стала окаянна, бедна, нища, слепа, нага (Ср.: Откр. 3, 17). Поэтому надо просить всего доброго у Бога, ибо сами без Его благодати ничего не можем сделать истинно доброго. Его Царство, Его сила и слава во веки (Ср.: Мф. 6, 13), а наше — рабство греху и диаволу, наше безсилие, наше безчестие» (свт. И. Кронштадтский).
В век развитых технических коммуникаций живая связь с однородной по своему православному мировоззрению средой, живительной для ассимилянтов, затрудняется происками слуг лукавого. И одним из основных препятствий является деструктивная деятельность СМИ, назойливо подсовывающих дешёвую, растлевающую безвкусицу и тухлые ценности обезбоженного западного мира. Только проявив волю, человек понимает, что «ум должен работать в сердце: там его место. Образец согласного и стройного, живительного для души действования ума и сердца — в молитве» (свт. И. Кронштадтский).
Известный герой фильма, потерявший память, в конце концов нашёл в себе силы «идентифицировать» свою личность, бросить свою греховную профессию, приехать к любимой и ассимилироваться в том обществе, в которое попал. И не его вина, что сребролюбивые продюсеры снова вытолкнули его двойника в виртуальный мир под лозунгом: «превосходство Борна», «ультиматум Борна», выполняя волю заказчиков, самоубийственно надеющихся, что уже не виртуальные «летучие голландцы», а реальные борны станут в позу ультиматума, чтобы показать своё «превосходство» над понятиями мудрости и добра, веры, надежды и любви. Спаси нас, Бог!
Юрий Герасимович УТКИН