Пока мы будем стесняться своей кириллицы, своего языка, придут эти сильные, богатые, жестокие, наглые люди и скажут: «Ребята, вы для нас сырье, вы для нас территория разработки, вы для нас земля для добывания денег. И вы должны нам подчиняться. Сколько вас сегодня? 142 миллиона? 50 миллионов достаточно будет».
Ведущий: Юрий ПРОНЬКО.
ПРОНЬКО: 19 часов 5 минут – время московское. Добрый вечер. У микрофона Юрий Пронько. Все последние дни мы говорили о меркантильном – о финансах, экономике, фондовом рынке. Сегодня мы меняем тему, по крайней мере, до завтра. Завтра мы вернемся к экономической тематике, на примере естественных монополий рассмотрим экономику страны, посмотрим на их роль в России, но это все завтра. А сегодня же в «Реальном времени» мы будем говорить о нашей стране, о нации с точки зрения национального и духовного возрождения. Я сразу скажу, программа «Своими словами» и та тема, которую обсуждали мои коллеги – Наталья Метлина и Вадим Муравьев, – это одна программа, сейчас совершенно другая программа. Я понимаю, что, может быть, какие-то мысли, высказывания, соображения поднакопились. Так вот, можно использовать наш сайт finam.fm и раздел «Отправить сообщение». Пишите письма, в том числе и по нашей сегодняшней теме, которая звучит так: «Духовное возрождение России: национальное против глобального». И я с большим удовольствием представляю человека, с которым давно хотел познакомиться, и это теперь произошло: главный редактор журнала «Русский дом» Александр Крутов. Александр Николаевич, добрый вечер.
КРУТОВ: Добрый вечер.
ПРОНЬКО: Спасибо большое, что пришли. Я напомню еще раз нашим слушателям средства коммуникации. Значит, сайт finam.fm. В эти минуты, дамы и господа, продолжается голосование по двум темам. Заходите сейчас в раздел «Опросы» и голосуйте на один опрос для «Реального времени» и другой – для программы «Сухой остаток», которая в эфире в 9 вечера, как всегда. И кроме сайта к вашим услугам также наш многоканальный телефон 730-73-70, по которому вы сможете задавать свои вопросы, высказывать свои комментарии, одним словом, участвовать в нашем разговоре. Смотрите, сейчас на сайте мы голосуем по такой теме: «Глобализация для России». Мы предложили вам четыре варианта ответа. Может быть, вы не чувствуете этой глобализации, то есть она вам так индифферентна, это где-то далеко, непонятно, и в повседневной жизни вы с этим не сталкиваетесь. Второй вариант: «Процесс негативный, но избежать его невозможно». Третий вариант: «Потеря национальной самобытности». Четвертый вариант: «Естественный процесс интеграции в мировое пространство. Вот какой из вариантов вы выберете, за такой и голосуйте: finam.fm. Если сейчас находитесь в машине, соответственно, не имеете доступа в Интернет, тогда 730-73-70, но чуть позже. Давайте так: через 10 минут я начну принимать ваши звонки, и вы будете высказываться до конца программы. Александр Николаевич, вот скажите мне, пожалуйста, с точки зрения духовного развития нашего общества мы сейчас, по вашему мнению, где находимся?
КРУТОВ: Вы знаете, можно так спросить: сейчас что больше в человеке мы раскрываем в наше время, в XXI веке – человека в человеке или скота в человеке?
ПРОНЬКО: То есть вы более жестко ставите вопрос?
КРУТОВ: Я думаю, что, вы знаете, мы, к сожалению, где-то опускаемся все ниже и ниже и ниже. И не потому что мы этого хотим, что этого хочет человек. Вот то, о чем мы сегодня будем говорить, об этой так называемой самой глобализации, универсальности, об объединении культур, информаций, идеологий, религий, – вот это все в одном ключе и приводит к тому, что человек теряет свою самобытность. А раз он теряет свою самобытность, то он теряет самого себя.
ПРОНЬКО: Народ в России потерял свою самобытность?
КРУТОВ: Вы знаете, народ в России потерял свою самобытность в 1917 году. Именно тогда начался первый процесс глобализации. Именно в 17-м году Россия стала СССР, русские стали советскими, русская история стала историей ВКП(б), русская литература, культура стала пролетарской, вместо герба двуглавого орла у нас появился серп и молот. И вообще вся наша жизнь, вся жизнь наших народов, населяющих огромную Россию, стала превращаться в, так сказать, служение для мировой революции, именно глобализации социалистических, интернационалистских идей. Вот вам, так сказать, процесс глобализации, который коснулся непосредственно почти сто лет назад нашей России.
ПРОНЬКО: То есть фактически этот процесс начинается с начала двадцатого столетия в активной такой фазе?
КРУТОВ: Нет, он был еще и раньше, в мировой истории. Процесс глобализации происходит гораздо раньше, если смотреть на процесс глобализации, как на какое-то единение. Например, когда происходила христианизация человечества – это тоже процесс глобализации на духовном уровне. Век просвещения – это тоже процесс глобализации. То же самое и в 17-м году, я говорю, был процесс глобализации, у которой главной идей, задачей ставилось единение всех – мировой пролетарский… «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Пролетарская культура – самая главная.
ПРОНЬКО: Александр Николаевич, вот объясните мне, пожалуйста, как народ с многовековой историей, с многовековыми традициями вот так взял в 17-м году и отступил или отошел (я уж не знаю, какое слово к этому применить)? Но неужели на то были, по вашему мнению, серьезные основания? И перекликается ли это с сегодняшним днем?
КРУТОВ: Вы знаете, в любом государстве, в любом народе очень многое зависит от элиты. Если элита становится безнациональной, если элита становится, так сказать, всечеловеческой, преследует свои общечеловеческие ценности, тогда ей, в принципе, до народа как такового все равно, она начинает руководствоваться какими-то своими идеями. Это первое – свои идеи, которые кажутся им красивыми. И они отходят от основной, духовной, скрепляющей народ, которая присуща тому или иному народу. В России это была вера в Бога, во Христа. И как только элита стала отходить от Христа и стала говорить о том, что вера в Бога, православие – это, так скажем, мракобесие, мягко говоря, о чем сегодня многие говорят, даже лауреаты Нобелевской премии…
ПРОНЬКО: Не будем вспоминать их фамилии. Да, я понимаю, о ком вы.
КРУТОВ: Да. То тогда и народ то же самое – стал отходить от Бога. Как только стал он отходить от Бога, он стал отходить от своих духовных корней. Как только он стал отходить от духовных корней, тогда стало очень просто с народом расправиться.
ПРОНЬКО: Но сейчас…
КРУТОВ: Ведь прошло, в принципе… Февральская революция снесла, так сказать, вечную, тысячелетнюю самодержавную Россию. Февральская революция под лозунгом «Равенство, братство, счастье». В результате что мы получили? Вместо 500-миллионного народа, который должен быть в середине XX века, мы получили сегодня обрубок исторической России, так называемую Российскую Федерацию (в скобках «Россия»). Мы получили миллионы людей, выброшенных из жизни в течение этого столетия, которые пошли как хворост, как говорил Троцкий, хворост на растопку мировой революции. Целые сословия, целые классы были уничтожены, целые, как говорится, народы были перемещены с одного места на другое – все ради идеи, великой идеи пролетарского интернационализма, то есть глобализма. В результате народ попал в такие жесткие тиски, что он… Я не говорю, что он так спокойно принял – он сопротивлялся: огромное количество восстаний, крестьянских восстаний, выступлений. Огромное количество людей выступало против, они понимали, что этот процесс глобализации, который пришел в 17-м году, он им противоестественен в самой сути, потому что внедрялось совсем другое, и он сопротивлялся. Но, к сожалению, вот этим тоталитаризмом, жестокостью можно было заставить народ сжигать иконы, отказаться от Бога, сажать в тюрьмы, уничтожать священников, уничтожать всех, кто говорил слово правды, кто говорил о том, что есть вечная истина, есть вечная правда, есть Господь, к которому мы стремимся, который призвал… говорит: «Вот во мне, где нет ни эллина, ни иудея, во мне объединяйтесь, во Христе». В том, что никогда не обманет, в том, что никогда тебя не предаст, и в том, что если ты соблюдаешь его просто заповеди, он тебя будет поддерживать и помогать тебе. К сожалению, этого не произошло, люди ушли от Бога.
ПРОНЬКО: А в современной России?
КРУТОВ: А в современной России то же самое.
ПРОНЬКО: Ну как, чиновники… Вот вы говорите: принципиальный момент – это элита.
КРУТОВ: Конечно.
ПРОНЬКО: Элита сейчас ходит в храмы!
КРУТОВ: Вы знаете, как говорится, если я даже буду *…
ПРОНЬКО: Александр Николаевич, посмотрите на рождественские, на пасхальные службы у нас – все там.
КРУТОВ: Если наше высшее руководство, президент… У нас сегодня православный президент и православный председатель Совета министров…
ПРОНЬКО: Президент, получивший благословение от святейшего патриарха.
КРУТОВ: У нас православный и председатель Государственной Думы, и председатель Совета Федерации. То есть, если так посмотреть, то у нас все руководство православное. А основы православной культуры в школы не допускают. О чем это говорит? Говорят: «А вы не вмешивайтесь. Мы, дайте, будем умами людей, воспитанием людей сами заниматься». И они занимаются сами. И что мы имеем сегодня? Мы имеем общество духовно больное, потому что человеку сегодня не рассказывается и не показывается, грубо говоря, что такое хорошо и что такое плохо. Он этого не знает. Так вот, эти вот чиновники, которые сегодня пришли к власти и которые управляют государством, вы знаете, они безнациональны. Ведь все нам боятся сказать, какое общество мы строим. Говорят: у нас нет идеологии. Да у нас есть идеология. Во-первых, у нас идеология либерализма, которая говорит о свободе человека, но не о свободе выбора между добром и злом, как предлагает Господь, а о вседозволенности. И что самое главное – мы строим капиталистическое общество. Так и скажите: мы строим капитализм. А что такое капитализм? Капитализм – это «деньги – товар – деньги». И чем больше я буду зарабатывать денег, тем больше я куплю товара, тем больше я снова продам и заработаю денег. То есть я вот на это все настроен – на получение прибыли. И у нас сегодня в обществе главенствует такая идея: право волка и овцы. Волк имеет полное право съесть овцу как более сильный, а овца имеет полное право быть съеденной волком как более слабая. И вот на этом строится вся наша экономическая, политическая, я бы сказал, и общественная жизнь в нашей стране. Неслучайно ведь мы так вписались в финансовые, экономические институты Запада. Не потому что это… не сказать(?), это плохо. Но мы настолько вписались, что мы привязаны к доллару, что сейчас произошел финансовый кризис на Западе – и у нас рухнули миллиарды долларов, заработанных трудом нашего народа, мы потеряли. Но опять же, никто из этих чиновников никакой ответственности не несет. То есть сегодня происходит простая вещь: чиновники, которые у власти, они больше встроены вот в этот интернализированный, интернациональный мир, в глобальный мир, чем сам народ. И вы чувствуете, что у нас сегодня быстрее растет количество миллиардеров, чем улучшается благосостояние народа.
ПРОНЬКО: Ну, подождите, может быть, тогда это естественный процесс?
КРУТОВ: Отнюдь нет. Это не может быть естественный процесс. Если общество строится на праве сильного, то в чем же это естество? Господь дал право всем, извините меня, быть одинаковыми, и каждый в свое время ответит перед Господом за то, что он сделал в этой жизни или не сделал в этой жизни. И если сегодня я изобретатель, или я трудом своим (трудом!) достиг богатства, то это Господь дал мне талант зарабатывать деньги, и это богатство он дал мне как бы во временное пользование. Вот у меня такой талант. У одного талант зарабатывать деньги, а у другого талант, извините меня, преподавать школьникам или лечить детей или лечить людей, правильно, да? Быть учителем или преподавателем или военным. Но если я зарабатываю большие деньги, то я тогда должен понимать, что это деньги не только мои, но они должны принадлежать и другим.
ПРОНЬКО: Но об этом говорит и Медведев, об этом говорит и Путин – о социальной ответственности и т. д.
КРУТОВ: А что такое говорить? Вы знаете, мы так много говорим об удвоении ВВП, о национальных проектах, об улучшении медицины, качества жизни. Скажите, пожалуйста, а кто у нас отвечает за сбережение нации? Ну, вот кто? С кого спросить, что мы каждый год умираем по 750 000 человек.
ПРОНЬКО: Если по названиям министерств смотреть, то госпожа Голикова как минимум.
КРУТОВ: Причем тут Голикова? А она говорит: я отвечаю только за социальные. А вот за жизнь, за сбережение нации кто отвечает, что каждый год умирают… нас становится меньше на 750 000 человек? Кто?
ПРОНЬКО: Я вам встречный тогда задам вопрос. Вы были депутатом Государственной Думы в предыдущем составе?
КРУТОВ: Да.
ПРОНЬКО: Вот эти вопросы вы поднимали?
КРУТОВ: А как же!
ПРОНЬКО: И ваши коллеги?
КРУТОВ: И наши коллеги из «Родины» поднимали. Но где сегодня «Родина»? Ее нет. Где сегодня хоть какая-нибудь оппозиционная, по-настоящему оппозиционная партия или сила, которая бы говорила не о том, что нужно, как говорится, махать шашкой, а просто высказывала свою, отличную от сегодня чиновничьей (я подчеркиваю: чиновничьей) точки зрения, мысль? Нет, мы их не слышим. Тогда и вы(?) не слышали(?). Дело в другом. Вот вы говорите о том, что бизнес должен быть социально ответственен, и все эти наши богатые люди строят кто мечети, кто храмы, кто жертвует на монастыри и даже на приюты, и прочее… Все это хорошо. Знаете, от 20 миллиардов дать миллион – это не так много, правильно?
ПРОНЬКО: Ну и слава богу, Александр Николаевич.
КРУТОВ: Да никто не говорит, что… Слава богу. Но, вы знаете, о чем я подумал? Вот сейчас у нас был военный конфликт на Кавказе, в Южной Осетии. Я там не видел ни эскадрильи имени Абрамовича, ни танкового полка имени Потанина. Я не видел никого из миллиардеров, которые бы сказали: «Вот я своими деньгами, как в добрые старые времена… Да, сейчас трудно России – вот я вооружаю целую эскадрилью, полк, дивизию, эскадренный миноносец, целый линкор… Вот вместо яхты я вам линкор дарю(?)». Где это?
ПРОНЬКО: Александр Николаевич, но Вы же прекрасно понимаете, что бизнес всех вышеперечисленных господ на этом закончится.
КРУТОВ: Правильно.
ПРОНЬКО: Там, за пределами России.
КРУТОВ: Там – да. Но вот здесь вот именно они нас и ведут вот в этот мир бизнеса. А мир бизнеса, он интернационален, ему без разницы, русский ты, еврей или чуваш или мордвин. Без разницы. Ему главное – получить прибыль. Ему выгодно получить прибыль, чтобы мигранты работали забесплатно, за малые деньги. Хорошо. Зачем для русского человека строить жилье, давать страховку, больничные оплачивать и прочее? Зачем? Когда он завезет сюда людей, они будут работать на него, кончится – уйдут. Ему и воспитывать не надо, и детей-то не надо воспитывать. Бизнес, деньги – это тот интернационализм, который господствует в мире. И большинство наших чиновников… Главное, что в руководстве страны этому тоже, так сказать, подчинены. И в результате, когда мы говорим о глобализации, мы говорим о том, что сегодня мир начинает… У нас несколько процессов глобализации происходит. Но именно материальный процесс – это когда мир начинает работать на деньги. Без разницы – евро ли, доллар ли, юань, рупия, или сейчас еще какие-то придумают деньги… рубль. Без разницы. Но именно под него. Я говорю, а он, рубль… «Деньги не пахнут» – говорил император Веспасиан в свое время. Так и здесь. Вот он, процесс, на этом, на этом построена и вся культура.
ПРОНЬКО: Вы предлагаете в данном случае, допустим, российскому бизнесу вернуться к тем традициям, которые были до, скажем так, 17-го года. Ведь всем понятно, что вернуться невозможно.
КРУТОВ: Нет, вернуться невозможно. Но я думаю о том… Вы знаете, каждый человек должен задуматься об одном. Человек приходит в эту жизнь… Два события есть в жизни человека, которые не зависят от него, – это рождение и смерть. Вот между этими двумя крупнейшими событиями в жизни человека огромная жизнь. Так вот, как человек эту жизнь проживет – так с него и спросится. И если я считаю о том, что должен задуматься, и считаю о том, что я должен не только себя накормить, ублажить свою плоть, свои потребности, свое удовольствие, моих близких и прочее, но и понять, что я еще и существую среди народа. И есть униженные, оскорбленные, бедные, которые обижены жизнью, несправедливо обижены жизнью, людьми, и если я им ничем не помогаю, ничего для них не делаю, то меня должно это уязвить, уязвить мою совесть. А много ли вы видели сегодня краски стыда на лице наших чиновников?
ПРОНЬКО: Может, их просто не показывают.
КРУТОВ: Или политиков, которые выступают по телевидению. А много ли вы видели с трибун людей, которые говорят о воспитании, о духе, о том нравственном начале, которое существует в человеке, и которое надо развивать, – о совести? Когда говорят о том, что «у нас культуры мало, вот тут безкультурие идет, культура все нивелирует, приходит с Запада культура, американская культура, западная культура все задавила, и наших песен не слышно, ничего…». Когда это говорят чиновники, я говорю: «Не культуры нет – совести нет». Совести! Потому что ты ответственный, если ты поставлен на какое-то место, за то отвечаешь – за что ты отвечаешь. Если ты не отвечаешь, ты должен уйти в отставку.
ПРОНЬКО: Надевайте наушники – будем слушать звонки. 730-73-70. В «Реальном времени» главный редактор журнала «Русский дом» Александр Николаевич Крутов. Александр Николаевич, вот последний мой будет вопрос. А может быть, западная культура или то, что мы называем процессом глобализации, более привлекательна для нашего населения, и не только для нашего. Что то, что продуктирует и что дает тот же «Голливуд», медийные ресурсы… Опять-таки, если говорить об осетинском конфликте: мы же проиграли в информационной войне, CNN задавил полностью все информационные потоки.
КРУТОВ: Я не согласен с вами, что мы проиграли в информационной войне. Перед кем мы проиграли?
ПРОНЬКО: Там. Там. Там!
КРУТОВ: А там нас никогда и не слышали. Там нас никогда не слышали! Вы понимаете, там Россия испокон веков находится для них в состоянии второго сорта, то есть изгоя. Понимаете, для Запада мы другие – мы православные. Они там католики, протестанты, лютеране и прочие, прочие… Мы другие. Почему всегда, испокон веков к России, к русскому человеку было такое настороженное отношение? Потому что они не могли понимать… Мы такие же, как они: мы не черные, не желтые, не красные. Такие же, как они, а другие…
ПРОНЬКО: Два глаза, два уха и т. д.
КРУТОВ: Да просто даже по овалу лица мы такие же. А другие. Почему? Потому что духовно мы другие. Не потому что мы лучше или хуже их, они могут быть нас и лучше, и прочее, но просто мы другие.
ПРОНЬКО: Так все-таки, может быть, то общество более привлекательно, поэтому люди и клюют на него?
КРУТОВ: Вы знаете, когда берешь… Я всегда поражался, что самое горькое лекарство всегда запечатано в самую яркую и красивую оберточку.
ПРОНЬКО: Да.
КРУТОВ: Понимаете, вот что самое главное. Нельзя… Хотите вы или нет, но в любом случае могут выжить в этом мире, да и в любом мире, только национально самобытные, культурно здоровые и сильные государства. Духовно сильные и культурные, которые не боятся глобализации.
ПРОНЬКО: Я, как ведущий, обязан вам оппонировать. Я могу вам сказать: американское общество, оно наднациональное.
КРУТОВ: Кто сказал?
ПРОНЬКО: Разные люди разных рас, разных народов.
КРУТОВ: Кто сказал? Это заблуждение, что Америка, когда там плавильный котел, что она всех переплавила и прочее.
ПРОНЬКО: Уже другое есть высказывание: «Котел уже давно остыл».
КРУТОВ: Вот именно. И это так оно и есть. Просто, как говорится, там бульон получился. Понимаете, так взял… Вернее, даже борщ быстрее, чем бульон. Понимаете, отнюдь. Америка – очень однородное государство, и однородно оно на определенных началах. Например, там очень сильны протестантские позиции, и на этом…
ПРОНЬКО: Это является цементирующим звеном.
КРУТОВ: И это является цементирующим звеном. Ведь в Америке 98% верующих людей. Верующих. Вопрос – в кого они верят: кто в Будду, кто в Магомета, кто в Христа, кто в столбы, кто в инопланетян и прочее, прочее. Но они люди верующие. Понимаете, это интересно. Вот верующие, и вот этот момент верования людей очень активно используется. Во-вторых, в Америке очень силен патриотизм. С самого раннего детства им прививается любовь к родине. У них же нет истории-то, в принципе. Ну, 200 лет… Какая это история, 250 лет… Совсем ничего. Но им прививается с детства. Вся государственная машина направлена на гордость за свою страну.
ПРОНЬКО: Что мешает в России тем же самым заниматься? Почему у нас вот только сейчас эта волна стала идти? Почему еще до недавнего времени… Я не знаю, в вашу бытность поднимался этот вопрос или нет. Вот недавно только Госдума рассмотрела вопрос об использовании государственного флага, что люди… Оказывается, это незаконно, то, что мы видим на футбольных трибунах, во время той же Олимпиады и т. д. Александр Николаевич, кто нам-то мешает?
КРУТОВ: Вы знаете, нам мешает трусость.
ПРОНЬКО: Собственная?
КРУТОВ: Собственная трусость.
ПРОНЬКО: Вот. Вот это принципиальный момент.
КРУТОВ: Собственная трусость признания, что же главное у нас в стране, и что же мы хотим построить, на каких духовных ценностях мы хотим воспитывать детей: или чтобы воспитывать в них агрессию, насилие, или, наоборот, понимание и любовь к человеку, и понимание его. Вот что самое… А мы боимся этого. Мы стараемся это все затушевать или, наоборот, резкими какими-то правовыми нормами задавить, посадить. Воспитайте. Вот сейчас вернемся к этому конфликту на Кавказе. Много ли мы слышали… Выступил ли там Мутко, председатель наш, молодежный министр, о том, как они будут воспитывать наших детей, как они будут воспитывать молодежь? Много ли мы услышали от министра образования, что нужно ввести в школах, чтобы воспитывать ребят в патриотическом духе, воспитывать их дух, волю к победе? Кто? Мы слышали от них? Никого. Мы говорим: мы будем улучшать армию, то есть вооружать ее новыми… А кто там будет? Что за человек-то придет и возьмет это сверхмощное оружие?
ПРОНЬКО: Мы продолжим наш разговор с главным редактором журнала «Русский Дом» Александром Крутовым в «Реальном времени» сразу после новостей середины часа.
Новости.
ПРОНЬКО: 19:32. Мы продолжаем программу «Реальное время». Это интерактивная вечерняя программа, и сегодня у меня в гостях главный редактор журнала «Русский Дом» Александр Николаевич Крутов. Тема программы, для тех, кто в эти минуты присоединился, напомню: «Духовное возрождение России: национальное против глобального». И еще, прежде чем мы начнем принимать звонки… Я вижу, что все линии заняты, я уже извиняюсь перед вами всеми, кто дозвонился и вот эти все минуты, что называется, находился на линии. К вашим услугам также наш сайт finam.fm, где в эти минуты идет голосование, кстати, очень активное. Вот за 20 минут картина стала меняться. Заходите на сайт finam.fm, заходите в раздел «Опросы»: один опрос идет для этой программы, для «Реального времени», другой идет для девятичасовой программы «Сухой остаток». Участвуйте, высказывайте свои соображения. А сейчас телефон, Александр Николаевич, потому что, ну, надо. Все, выпускаем, и ваше общение до конца часа с нашими слушателями. Алло, добрый вечер. Представляйтесь.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Николай Юрьевич *.
ПРОНЬКО: Да, Николай Юрьевич.
СЛУШАТЕЛЬ: Я бы хотел от Александра Николаевича услышать вот такие вещи. Я очень внимательно слушал все, что вы говорили, и очень приятно было некоторые вещи слушать, но однако… Вот, с одной стороны, конечно, очень здорово, приятно слушать о бизнесе и т. д., о глобализации. Но в другом смысле – ведь страна, есть же страна. И, в принципе, то, что касается глобализации и т. д. Давайте сначала в стране что-то наладим, а потом будем глобализироваться(?) и что-то делать в этом плане.
ПРОНЬКО: Спасибо.
КРУТОВ: Николай Юрьевич, я понял. Спасибо за вопрос. Давайте в стране наладим… Да хотелось бы *, чтобы в стране быстрее все наладить. Но пока мы будем налаживать в стране, процесс-то глобализации, он будет происходить. Значит, нам нужно в этот процесс-то входить. Какими мы войдем? Расчлененными, духовно больными людьми без корней, принимающими все, что нам предлагают? С одним языком – с английским? А английский язык сегодня… Вы даже обратили внимание: наша олимпийская сборная выступала на Олимпийских играх, и везде было написано Russia – латиницей. Не нашей кириллицей, знаете… Ну, я понимаю, может быть, где-то на соревнованиях, когда это необходимо. Но даже в деревне своей, по городу они ходили – без слова «Россия». О чем это говорит? Мы что, стесняемся своей кириллицы, своего языка, своей буквы? Так вот, пока мы будем стесняться, придут эти сильные, мощные, богатые, жестокие, наглые люди и скажут: «Ребят, вы для нас сырье, вы для нас территория разработки, вы для нас земля для добывания денег. И вы должны нам подчиняться. Сколько вас сегодня? 142 миллиона? 50 миллионов достаточно будет».
ПРОНЬКО: Все понятно, Александр Николаевич, но я здесь опять вам буду оппонировать. Ну, все зависит от самого человека.
КРУТОВ: Да не все зависит от самого человека!
ПРОНЬКО: А что можно противопоставить?
КРУТОВ: От самого человека зависит только одно, как хорошо сказал Солженицын: жить не по лжи. Не лги себе, не делай того, чем ты принесешь кому-то вред. Вот не лги ни в чем, не делай этого ни жене, ни брату, ни незнакомому человеку, не ходи, как говорится, на «совет нечестивых», не делай того, что ты видишь, что это грязно, что это несправедливо, что это неправильно. Это человек. Но у нас еще есть, извините меня, власть, есть властьпредержащие, которые направляют, которые указывают, которые определяют пути и цели: или добиться ВВП, или догнать Португалию, или Америку. Эти еще определяют в этой жизни.
ПРОНЬКО: Знаете, я с другой тогда стороны сейчас зайду. Вы говорите постоянно о духовной составной части, которая является доминантой вообще в человеке…
КРУТОВ: А другого быть не может. Ну, как может… Извини, Юр, как может духовно больной человек построить здоровое экономическое общество?
ПРОНЬКО: Я-то соглашусь. Приходим в воскресенье на службу в православные храмы в самом православном городе России – городе Москве, и что мы видим?
КРУТОВ: А что мы видим?
ПРОНЬКО: Минимум. Минимум людей. Я когда услышал…
КРУТОВ: Вы знаете, а не надо много их. Вообще людей-то не надо много. Вот верующих людей много не надо. Закваски нужно немного.
ПРОНЬКО: Если человек православный…
КРУТОВ: Вы знаете, и вы всегда говорите: «А почему все не ходят?»
ПРОНЬКО: Я так не сказал, что все не ходят. Минимум.
КРУТОВ: Почему большинство не ходит? Да потому что большинство просто по названию верующие люди. Вы знаете, ведь кажется, что я вот крестился – и все, на этом моя миссия закончилась. Это только крещение, это только начало. Человек, крестившись, взял на себя огромную ответственность быть вместе с Христом. А если я продолжаю ту же жизнь, которая была, если я не занимаюсь изменением себя, не отрубаю какие-то свои грехи, то, спрашивается, какой же я православный? И в большинстве своем мы фарисеи. Мы фарисеи! Или стоим со свечами как с рюмками, или приходим по праздникам яйца красить – вот и вся наша православная жизнь.
ПРОНЬКО: Но, с другой стороны, слава богу, хоть на Пасху приходим.
КРУТОВ: Не знаю.
ПРОНЬКО: Нет, ну а если бы этого не было, тогда бы совсем…
КРУТОВ: А почему совсем? Вы знаете, нашему человеку нужно сделать одно. Вот пусть он видит, что рыба… Рыба, говорят, гниет с головы. Пусть он видит, что вверху не воруют и не берут взятки, тогда он и внизу не будет этого делать.
ПРОНЬКО: Александр Николаевич, это идеалистические воззрения, это невозможно.
КРУТОВ: А тогда будем смотреть в корни. Я уже сказал, мы строим систему. Наша система, она всех переборет. Мы строим систему, основания которой лежат на деньгах, на получении прибыли. Вот они, духовные ценности – получение прибыли любой ценой. Мешает церковь – убрать ее. Мешает литература – убрать ее. Мешают люди – убрать ее. Русские – будут россияне, как говорится, что там… Все мешает. Что нужно? Нужно только получить прибыль, я еще раз говорю, любой ценой. Духовные ценности сегодня выращивают ту систему, в которой другой человек жить не может, нормальный человек жить не может. Он и будет другим. Но если нас, других, будет много… Много! Да, мы будем испытывать… Нас будут гнать с работы. Будут! Мы будем где-то терять в чем-то. Мы будем, как первые христиане – инакомыслящие, иные, но в результате мы все равно будем выше.
ПРОНЬКО: Вы знаете, не хотел я говорить об этом… Есть народ (все догадаются сейчас), который 5000 лет в ужасающих условиях находился: его гнобили, его уничтожали, причина этого понятна тоже всем христианам. Но, Александр Николаевич, они же выжили. И не просто выжили – они создали свое государство. Можно опять-таки по-разному к этому всему относиться. Я это к чему? К тому, что среда, в которой находится человек, необязательно должна довлеть над ним, он сам может выходить из этой сложной ситуации, имея четкие ориентиры.
КРУТОВ: Скажите, а что помогло им выжить, этому народу?
ПРОНЬКО: Вера.
КРУТОВ: Нет.
ПРОНЬКО: Вера!
КРУТОВ: Нет. Вы посмотрите, разве много у нас верующих иудеев сейчас в России?
ПРОНЬКО: Ну, вы открыли, да, тайну.
КРУТОВ: Ну а что тут открывать тайну… Разве много? Нет. Совсем другое. Понимаете, на генетическом уровне в этом народе заложено то, что когда-то было им, как говорится, предложено, заложено Господом. Вот это осталось, хочешь этого или нет. И вот это позволяет им – верующим, неверующим – именно чувствовать себя вот этим народом. Народом в рассеянии, сейчас собирающемся снова, но чувствовать себя. Понимаете? Но у них произошла великая, с нашей точки зрения, с христианской, ошибка – они не признали нашего Бога. Они не признали Христа, нашего бога, и их бога тоже. Не признали. И Господь сказал: «Ваш отец – дьявол». Вот и все, понимаете. Да, они выжили в этом современном мире, в духовном мире, и показали большие, как говорится… для нас, живущих показали пример, как можно выжить в этом мире.
ПРОНЬКО: Жестоком мире.
КРУТОВ: В жестоком мире можно выжить. Но и они знают, что наступит вечность, что антихрист, который придет, по их мнению, их мессия, только предвестник конца света.
ПРОНЬКО: А русские это понимают? Вот в русском сознании это есть?
КРУТОВ: Вы знаете, в русском сознании это есть, но его надо воспитывать тоже. Воспитывать.
ПРОНЬКО: С детства?
КРУТОВ: С детства. Вы знаете, на генетическом уровне, ведь…
ПРОНЬКО: Я и хотел услышать эти слова, понимаете, потому что это принципиально.
КРУТОВ: Воспитание абсолютно… Вот с детства в человеке в русском тоже заложено православное чувство любви к Богу, в нем есть. Ведь как хорошо сказал один из великих людей, говорит: «Из русского человека можно вытесать или дубину, или икону». Так вот, если мы хотим из него сделать икону, то мы должны его воспитывать. И у нас с детства, с самого раннего детства мы должны начинать говорить, что такое зло и что такое добро.
ПРОНЬКО: Но англосаксы не где-то там далеко, а здесь и сейчас ведут свою работу, и очень серьезную работу. Когда читаешь военные произведения генералов конца XIX века – начала XX века, я был потрясен, как изощренно англосаксы сталкивали лбами всех союзников, ранее союзников, и достигали своих целей. По-моему, история продолжается.
КРУТОВ: Ну да, так получается у нас всегда, что…
ПРОНЬКО: Просто страна теперь переименовалась – Соединенные Штаты.
КРУТОВ: Вы знаете, не только Соединенные Штаты, там еще и Великобритания рядом есть. Все осталось, тут, как говорится, никуда не денешься. Но я еще раз хочу сказать, ведь, с другой стороны, есть такая… не теория, но тоже мысль о том, что вот этот процесс глобализации – это процесс подготовки к пришествию царства антихриста, когда будет управлять всем миром один и тот же человек. Один человек, властитель мира. Но, с другой стороны, ведь мы видим несколько процессов глобализации: панисламизм, он тоже происходит, причем активно происходит. Правильно? И он ярый противник процесса западнизма, американизма, так скажем. И они сталкиваются вместе, и происходит вот это шатание, как сегодня говорят, борьба цивилизаций.
ПРОНЬКО: Ну да, в тюркском мире, в арабском мире и т. д.
КРУТОВ: Во всех. А рядом еще сидит у нас китайский мир…
ПРОНЬКО: Сейчас я отдам вас… ну, не на растерзание, а на общение с нашими слушателями. Но я единственное, что скажу: привлекательность. Если там они могут создать вот эти привлекательные образы, то абсолютному большинству, к сожалению, нашего народа индифферентно, без разницы. Так вот сложилась жизнь. При этом, правда, родители всегда говорят: «Мы надеемся, что наши дети будут жить в более комфортных условиях».
КРУТОВ: Да. Есть у Саши Черного хорошие стихи по этому поводу.
ПРОНЬКО: 730-73-70. Не забывайте еще про сайт finam.fm. Идет глобализация… Оговорка по Фрейду. Идет голосование. И вот что я еще, кстати, вижу… Но я пока это оставлю как козырную карту в нашем споре с Александром Николаевичем на конец программы, потому что вы, возможно, еще измените тот расклад этого голосования, которое продолжается на finam.fm. Сейчас ваши звонки: 730-73-70. Алло. Здравствуйте, представляйтесь.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Вячеслав.
ПРОНЬКО: Да, Вячеслав.
СЛУШАТЕЛЬ: Я, как бы, хотел, единственное, на один момент обратить внимание. Вот сейчас ваш уважаемый гость говорил о том, что не пускают православную культуру в школы и что надо воспитывать русских людей. А как можно воспитать русских людей, если, допустим, у меня, как у русского человека, и у моего ребенка, как у русского ребенка, даже в паспорте не написано, что он русский. Но при этом право записать в паспорт национальность получили, допустим, Башкирия и Татарстан. 1 сентября в нашей стране началось с того, что должны были провести учителя урок о равенстве наций в России. То есть все мы люди одинаковые, и все здорово. А как вот эта одинаковость проявляется на государственном уровне? В принципе, как бы вот никак. И у нас, я смотрю, все боятся сказать то, что наши национальные меньшинства (так назовем их), либо те, кто приезжают сюда, в Россию… Вот миллион грузин у нас, как выяснилось после войны с Грузией, которые проживают в России и зарабатывают деньги. Ведь они не ассимилируются в наше общество. Они ведь живут по своим законам, по своим традициям, каким-то тейповым, родовым моментам. А законы Российской Федерации и местные законы, как привыкли люди жить на местах, допустим, в каких-то уголках России, их мало интересуют. Как при этом можно объединить нацию и чем?
ПРОНЬКО: Спасибо.
КРУТОВ: Я согласен с Вячеславом. И мы не раз ставили вопрос, что нужно принять закон о расчлененном русском народе. Мы не раз ставили вопрос о том, что должна быть запись о том, что русский народ – государствообразующий народ. Это не значит, что он лучше кого-то или выше кого-то или умнее кого-то или ему больше должно доставаться. Нет. Просто это, как говорится, реализация того факта, который существует: государствообразующий народ, которого сейчас у нас, по-моему, 111 или 112 миллионов. Вот он государствообразующий народ, он на себя берет испокон веков большую роль в строительстве государства.
ПРОНЬКО: Но не принижая другие народы, нации(?).
КРУТОВ: Абсолютно. Вы знаете, никогда этого не было.
ПРОНЬКО: Никогда не было, да. Согласен.
КРУТОВ: Россия сколько приняла, столько и сохранила народов. И всегда ведь из центра…
ПРОНЬКО: В противоположность тем же англосаксам.
КРУТОВ: Англосаксам, да. Из центра, именно из российского центра выкачивались все средства, и люди выезжали на окраины, в другие республики, другие края, для того чтобы поднимать там, так сказать, те земли.
ПРОНЬКО: Ну, и все ваши инициативы…
КРУТОВ: И все наши инициативы были отвергнуты. Я еще раз повторяю: пока не будет принятия определенного, чего же мы хотим строить, какую Россию мы хотим строить, мы ничего не сделаем. И прав Вячеслав: пока мы не будем говорить, что… Есть этносы, они были, есть и будут. Есть русские, есть евреи, есть татары, есть якуты, буряты. Есть они – и слава богу. Россия – как огромный цветущий луг со множеством цветов, как народы, вот как цветы. И это хорошо, он дает красоту. Убери один народ, цветок сорви – и луг в чем-то потеряет свое обаяние. Так и здесь. Все народы хороши, нельзя сказать: этот лучше, этот хуже – такого не бывает. Но есть тот, кто несет на себе большую просто ответственность, и культура которого существует и дает подпитку другим культурам. Ведь, скажите, какая культура у нас, мировая культура, какая культура известна? Русская культура. Она дала жизнь всем другим культурам, подкрепила их, как живительным соком. И не потому что она лучше или хуже – просто это так оно и есть. А русская культура опять же родилась на православных ценностях. Вот и все. А нам предлагают сегодня, извините меня, слушать и восторгаться… Власти приходят на концерты приезжающих престарелых каких-то джаз-оркестрантов, рок-групп и радуются, что приехали хэви-металлы, прочие… Майклы, Джаглы и прочие, прочие. И вместе с ними давайте попляшем, попоем. Да выйдите, попойте лучше с Кубанским казачьим хором – и то будет веселее для нас всех.
ПРОНЬКО: Главный редактор журнала «Русский дом» Александр Крутов сегодня в «Реальном времени». Продолжается наше с вами общение: 730-73-70. И продолжается голосование на сайте finam.fm. Алло. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Добрый вечер.
ПРОНЬКО: Добрый вечер. Представляйтесь.
СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, меня зовут Олег Николаевич, я президент фонда поддержки православных проектов «Общественная награда». Во-первых, я хочу поприветствовать Крутова Александра Николаевича и сказать, что он, его позиция, я полностью ее разделяю, во-первых, как президент такого общества, такого фонда. И, во-вторых, я хочу сказать, что, вы знаете, действительно какая-то трусость у нас присутствует. Сегодня нужно это признать, это все уже знают давно, но почему-то об этом молчат. В Татарии сегодня, в Чечне и т. д. в школах дети не просто там изучают какие-то основы своей культуры, понимаете, а изучают ислам, религию.
ПРОНЬКО: Но, кстати, из этого тайну, Олег, никто не делает. Ни в Чечне, ни в Татарии никто не делает тайну.
СЛУШАТЕЛЬ: Нет, из этого тайну не делают. Но в России, то есть в Москве в частности, там, где проживает наибольшее количество русских, мы не можем даже основы православной культуры в школах проходить(?).
ПРОНЬКО: Олег, да, спасибо большое. Вы знаете, я также общался на эту тему с протоиереем Всеволодом Чаплиным. Вот он на вашем месте, Александр Николаевич, сидел, и мы с ним разбирали этот вопрос. В Белгородской области у Савченко все преподают. Это зависит от местных властей.
КРУТОВ: Конечно.
ПРОНЬКО: Вот, понимаете, единственное, что я не согласен с Олегом – когда он говорит о России. Нет, ребята, все зависит от региона. Если не могут на федеральном уровне принять решение, если Фурсенко уперся, я не знаю, рогами или чем-то другим, то тому же Савченко не надо было указывать. Он принял закон в Белгородской области – и основы православной культуры преподаются.
КРУТОВ: Но я-то с Олегом соглашусь. Ведь, извините меня, таких, как Савченко, раз, два – и обчелся, в руководителях, в губернаторах.
ПРОНЬКО: Это другой вопрос.
КРУТОВ: А у нас ведь больше 80 субъектов Федерации, и мы можем перечислить по пальцам 5–7–8, где преподаются основы православной культуры. Но Олег хорошо сказал: Москва – сердце России…
ПРОНЬКО: Самый православный город.
КРУТОВ: Самый православный. Сорок сороков. А запрещают. Запрещает господин Лужков, мэр, основы православной культуры. Запрещает! Почему?
ПРОНЬКО: Не знаю.
КРУТОВ: Когда мы задавали этот вопрос… Я спрашивал: «А почему вы запрещаете?» – «У нас многонациональный город». Ну и прекрасно. А кто против-то этого? Разве православие кого-то учит убивать? Разве оно учит насилию? Разве человек, приезжающий в Москву или живущий в Москве, инородец, он не должен знать, какая культура, какой язык, какая история создала это государство? Да он обязан! Это его обязанность как гражданина России – знать, кто создавал это государство и как!
ПРОНЬКО: Согласен. Равно как в той же Чечне и той же Татарии преподавать основы ислама. А почему… Если человек приехал, он должен знать ту среду, где он будет жить, где он предполагает жить. Ну, поживем – увидим. Я все-таки надеюсь, что таких, как Савченко, будет больше, мне хочется в это верить.
КРУТОВ: Я тоже согласен с этим. И я рад, что их становится… Я еще знаю людей, которые тоже хотят быть как Савченко.
ПРОНЬКО: 730-73-70. Алло. Добрый вечер. Так, идем дальше. Алло. Здравствуйте. Как Вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Дмитрий, мне 22 года, но немножко все-таки понимаю. Как бы, вот человек говорит о том, что надо ввести… я так понимаю, это в подкорке… то, что надо ввести православие в школу. То есть надо детей с младенчества к православию **. * человек, не так давно закончивший школу, понимаю, что это, наоборот, вызовет отвращение у людей, допустим, которые сейчас учатся.
ПРОНЬКО: Дима, скажите, почему это может вызвать отвращение?
СЛУШАТЕЛЬ: Это будет восприниматься как любой другой урок.
ПРОНЬКО: По которому нужно сдавать зачеты, получать отметки и т. д.?
СЛУШАТЕЛЬ: Да, да, да. То есть это не будет такого, что… Это как, знаете, раньше была родная речь – по нему ничего не задавали, просто читали книжки. Будет то же самое. Я могу сказать то, что я **.
КРУТОВ: Дима, скажите, пожалуйста, а как вы, русский язык хорошо знаете?
СЛУШАТЕЛЬ: Что?
КРУТОВ: Вы русский язык хорошо знаете?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
КРУТОВ. Пишете с ошибками или без?
СЛУШАТЕЛЬ: Нет, я пишу без ошибок.
КРУТОВ. Без ошибок. Очень хорошо. Вас это напрягало – изучение русского языка?
СЛУШАТЕЛЬ: Нет, одно дело – изучать русский язык. Вы понимаете…
КРУТОВ. Нет, подождите. А что бы вас напрягло, если бы вы узнали, что такое добро, что такое Христос, что такое апостолы?
СЛУШАТЕЛЬ: Хорошо, извините, я вас перебью. Вы говорили про то, что ислам, допустим… Они тоже не учат убивать, они учат добру и миру, это тот же самый ислам. Любая религия учит добру и миру.
ПРОНЬКО: Что в этом плохого?
СЛУШАТЕЛЬ: В этом ничего плохого нет. Просто сейчас уходим от крайности в крайность.
ПРОНЬКО: Хорошо, Дим, спасибо большое за мнение. Александр Николаевич, любой человек в этой программе имеет право высказать свою позицию.
КРУТОВ: А я не против. И таких, как Дима, очень много. Только я не могу понять одного… Когда они мне так говорят, я говорю: «Вот вы правильно сказали. Ну а кто мешает…» Ведь там, видите, изучают в Татарстане, где больше татар, хотя их там 50%, меньше 50%, изучают в школах основы, так сказать, ислам самый натуральный. А кто мешает этому? Кто запрещает? Пожалуйста. Вот говорят: «Вы заставляете людей, они будут как урок учить». Такое впечатление, что люди в школу, дети… вот и Дима ходил в школу… под плеткой: или ты в школу пойдешь, или не пойдешь, или учить, или не учить. Господи, никто не заставляет, даже когда говорим об основах православной культуры, что за это будут оценки ставить или прочее. Оценки за изучение православной культуры будет ставить сама жизнь.
ПРОНЬКО: Идем дальше. Я просто хочу… Вот у нас остается четыре минуты, а линии все заняты. Мнения слушателей послушаем. 730-73-70. И, кстати, на сайте, что меня радует, идет очень активное голосование. Finam.fm. Заходите в раздел «Опросы» и голосуете. Две позиции там сейчас обсуждаются. Добрый вечер. Алло. Да, здравствуйте. Как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Павел.
ПРОНЬКО: Коротко, Павел.
СЛУШАТЕЛЬ: Просто хотел поддержать ведущего о том, что нужно вводить курс религии именно в России, это православная религия. Конечно же, нужно, чтобы дети с детских лет изучали религию. В этом нет ничего плохого, наоборот, только хорошее.
ПРОНЬКО: Да, спасибо. Алло, добрый вечер. Вы в эфире. Как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер *. Алексей. Тоже коротко, да?
ПРОНЬКО: Да! У меня три минуты.
СЛУШАТЕЛЬ: Понял. Я, конечно, в априори сразу скажу, я против глобализации. А причина, я считаю… Так как вы говорили о пятитысячелетней истории народа, то надо вспоминать ту клятву, которую Яхве дал своему богоизбранному народу о том, что они в конечном итоге будут править миром. И вот, в принципе, эта глобализация, на мой взгляд… И правильно ваше замечание, что вера у этого народа не на уровне генетики(?), а на уровне воспитания, конечно. Вот она, в принципе, в конечном итоге, и является плодом вот этой политики, которая сейчас происходит. Спасибо.
ПРОНЬКО: Спасибо. Александр Николаевич, с вашего позволения еще пару звонков мы принимаем, потом подведем итоги и опроса, и вы сделаете свое резюме. Алло, добрый вечер. Представляйтесь, пожалуйста.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Андрей. Как раз по поводу уроков православной культуры в школе хотел бы сказать, что мое мнение – что совершенно это не нужно, лишнее. Тем более зная, как у нас многие предметы в школе преподаются. Заставлять детей, во-первых, потому что, в любом случае, если это урок, то их туда будут заставлять хотя бы ходить. Во-вторых, не говоря о том, что преподавательского состава и близко нет. Ну, и мое сугубо личное мнение, что ребенок… точнее, не ребенок, а человек должен сам определиться. Это действительно навязывание, причем именно монокультуры.
ПРОНЬКО: Спасибо. И еще один звонок. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ: День добрый.
ПРОНЬКО: Добрый день. Как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Кирилл меня зовут. Поддержу предыдущего выступающего человека, который сказал, что * сам должен определиться. Почему тогда для этого не ввести основы религиоведения: пусть изучает буддизм, иудаизм, ислам, христианство – все религии. Пусть делают сами выбор, когда закончат школу. Мы должны показать ребенку, что есть, а не тупо его направлять в какое-то определенное русло.
ПРОНЬКО: Спасибо. Все.
КРУТОВ: Вы знаете, я просто коротко хочу сказать. Вы представьте себе… Предложите ребенку хлеб и шоколад – он, конечно, выберет шоколад. Вопрос только один: как может ребенок, несовершеннолетний малый, различить, что хорошо и что плохо? Господа, ну вы хоть себе-то отдавайте отчет в этом.
ПРОНЬКО: Я извиняюсь перед всеми слушателями, которые дозвонились, которые на линиях. Я вынужден все, завершать эту интереснейшую программу. Я объявляю сейчас итоги голосования на сайте finam.fm. И, Александр Николаевич, у вас буквально будет 30 секунд их прокомментировать. Смотрите, значит, на вопрос «Глобализация для России» 38% проголосовавших пользователей сайта finam.fm сказали «Я на себе ее не чувствую». 38%. 35% – «Процесс негативный, но избежать его невозможно». То есть мы на самом деле переломили ситуацию. Вы помните, какие результаты были на начало программы. 19% проголосовавших сказали, что глобализация – это потеря национальной самобытности России. И только 8% сказали, что это естественный процесс интеграции. Вот такие результаты на сайте finam.fm. Ваш комментарий.
КРУТОВ: Я хочу сказать, что вот это голосование говорит о том, что в основе у нас очень здоровое начало. У людей, у нас, у русских людей, начало настолько здоровое, что они понимают, что они могут спокойно выжить в этой глобализации, которая происходит, которая существует, но могут выжить. Поэтому они не чувствуют – потому что они с этой точки зрения духовно богаты. И их спасает и вера предков, и вот на генетическом уровне тот духовный слой, который в них заложен, но который, может быть, еще сегодня и не проявляется. Так что я уверен, что России глобализация, вот судя по этому опросу, не грозит.
ПРОНЬКО: Причем каждый пользователь может это увидеть. Я с вами согласен. Если суммировать две позиции – «Процесс негативный, но избежать его невозможно» и «Потеря национальной самобытности» – получается более половины – 54%. Я вас благодарю. Это была наша первая с вами встреча здесь, на Финам.FM. Надеюсь, не последняя.
КРУТОВ: Спасибо вам.
ПРОНЬКО: Главный редактор журнала «Русский Дом» Александр Крутов сегодня был в «Реальном времени». А мы завешаем сейчас программу, на Финам.FM пойдут новости. После программа Владимира Мединского «Мифы о России». А я с вами встречусь через час в аналитической программе «Сухой остаток». Так что встретимся.