На Севере полярная ночь длится так долго, что жители шутят: «У нас девять месяцев зима, остальное — лето». И все с нетерпением ждут того момента, когда солнце появится из-за горизонта, осветит и оживит всё вокруг. То же самое и Христос для нашей земли, для всей вселенной.
Живительными лучами вечной правды и любви он проникает в сердце человеческое, разгоняет тёмную ночь греха и неверия. И тогда наступает светлый день счастливой жизни со Христом.
Христос — «Солнце правды», так гласит тропарь Рождества Христова. В Нем и от Него вся жизнь, и свет, и радость для души. Оно взошло над Святой Землёй, осветив маленький городок Вифлеем, где по обетованию пророческого Божьего Слова родился Христос, затем — Галилею, Иудею, Самарию… и весь мир.
Люди не знали правды Божией, жили в языческом идолопоклонстве, невежестве, грехе. И тогда только, когда явился на землю Христос, как повествует Евангелие, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Мф. 4, 16).
Прошли века с той поры, как Христос сказал о Себе: Я свет миру. Последовавшие за Мною не будут блуждать во тьме. Эта истина остаётся в силе и сегодня. Никто не мог и не может уличить Христа в неправде. Его небесный зов раздаётся и поныне на всех континентах Земли. Но как много находится людей, которые стремятся погасить, замолчать этот зов.
В России безбожная власть семь десятилетий внедряла отношение к религии как к делу тёмному и затхлому, уделу немощи и уныния. И сегодня нам насаждают толерантность и веру во что угодно, только не в Христа. Церковь продолжают рассматривать как инструмент, который мешает свободе грешить, самореализации падшего человеческого естества и его самоволию.
Недавно на глаза мне попалось сообщение, которое поразило до глубины души: во Франции треть христиан не верят в Воскресение Христово. А это означает полное извращение христианства в самом его существе. Происходит всецелое обмирщение религиозного сознания. Церковь превращается в институт этого мира, а сама религия рассматривается как какой-то довесок к нашей жизни — и больше ничего. Некое эстетическое развлечение, некая традиция. Мы забываем самое главное, о чём говорит религия: о смысле человеческой жизни. Зачем ты живёшь? Если ты живёшь для того, чтобы завтра умереть, тогда какой смысл от твоей жизни?
Без Воскресения Христа нет христианства. Если Христос не воскрес, тщетна вера ваша, — прямо пишет апостол Павел. «Тогда мы несчастнее всех человеков, — говорит он, — если нет Воскресения Христова». Тогда мы ничем не отличаемся от всех прочих людей, тогда действительно — ешь, пей, веселись, завтра умрём. Пир во время чумы. Нет воскресения — нет смысла. Жизнь теряет всякий смысл. Что проку тогда было от страданий Христовых? От всего нравственного учения? От всех возвышенных идей — если нет воскресения?
Воскресение Христа — это источник вечной жизни для каждого человека. Вот почему и изначала в Православии Воскресение Христово стало величайшим праздником, воспоминанием величайшим в отличие от всех других. Много величайших праздников, но это — величайший, единственный в своём роде, праздников праздник и торжество из торжеств.
Пасха — это из рабства исход.
Воскрешение Бога и Духа.
Это радость, к которой народ
Пробивался и трудно, и глухо.
Это свет, выводящий из тьмы,
Из ошибок и муки уродства,
Без него погибают умы,
В прегрешеньях доходят до скотства.
Голос Бога сквозь время зовёт
Из блужданий и смуты подняться…
Пасха — это из рабства исход,
Это веры и совести братство.
Если иудеями Пасха отмечается как праздник физической свободы, то в Православии Пасха воплощает собой в первую очередь свободу духовную, обретённую через смерть и страдания Иисуса Христа.
Возврат русских к поискам смысла Пасхи — это вера в то, что с нами однажды случится то же самое, что произошло с Иисусом Христом. Мы тоже воскреснем. Имя «Иисус» значит «Бог спасает». Христос именуется Спасителем (Спасом) потому, что на Крест Он пошёл ради спасения людей.
Часто можно услышать: «Почему Бог не мог Своей властью спасти человека?» Не мог! По той причине, что без соизволения человека нельзя спасти человека. Спасение — это не есть акт насилия. Это не есть внешний акт по отношению к самому человеку. Спасение — это есть свободное восприятие человеком того дара, который совершил и принёс Христос. Человек не игрушка в руках Божиих, не песчинка в этом мире, нет, человек — богоподобное существо. Христос не заставлял слушать Себя, а обращался только к тем, кто хотел Его слушать. Господь Своей жизнью и Своим Крестом показал, что Он не может оказать никакого, даже малейшего давления на человеческую свободу, поэтому спасение открыто лишь тому, кто сам добровольно его избирает. Только находясь в телесной оболочке, человек может творить добро или зло, грешить или вести правильную жизнь. На земле осуществляется его свобода, его выбор. Поэтому и конец бытия у каждого будет неоднозначный: «одни пойдут в муку вечную, а праведники просветятся, как солнце».
Библия говорит, что смерть человека — это следствие его греха. Христос же, в Котором не было греха, не мог стать и добычей для смерти. Поэтому, приняв смерть, Христос в Себе её переломил, победил. И воскрес.
Задумайтесь. Человек ушёл от Бога. А Бог по удивительной Своей любви через страдания и смерть пошёл следом за человеком — в мир, где издеваются, голодают, казнят, умирают и, главное, всё так же отвергают Бога. Я с вами во все дни до скончания века.
Было множество великих учений за последние двадцать веков. На нашей с вами памяти приказал долго жить коммунизм — «вечно живое» марксистско-ленинское учение. Император Hаполеон тоже хотел основать в мире новую веру. В ссылке на острове Святой Елены он с горечью признался: «Увы, я со своими полками и армиями не смог добиться того, чего добился Иисус Христос, который без армии научил любить Себя на протяжении столетий».
Христос воскрес для того, чтобы присутствовать всюду в нашей жизни. И сегодня каждый может Его найти. Он не историческое лицо, о котором можно вспомнить, а можно забыть. Да, Он жил две тысячи лет назад. Hо Он не просто был, а Он есть — в этом вся тайна христианства, разгадка его силы.
Апостолы говорят, что в воскресении всё станет иным, просветлённым, преображённым, и тело наше преобразится по образу Тела Славы Его (Флп. 3, 21). Мы не знаем, как это будет, мы смиренно склоняемся перед этой тайной: И сказал Сидящий на престоле: се, творю вce новое… И смерти не будет уже… (Откр. 21, 5, 4).
Напомню слова великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя о том, как по-разному празднуется «Светлое Воскресение» у нас и в «чужой стороне»: «В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения. Он это чувствует живее, если ему случится быть в чужой земле. Видя, как повсюду в других странах день этот почти не отличен от других дней, — те же всегдашние занятия, та же вседневная жизнь, то же будничное выраженье в лицах, — он чувствует грусть и обращается невольно к России… Отчего же одному русскому ещё кажется, что праздник этот празднуется, как следует, и празднуется так в одной его земле? Мечта ли это? Но зачем же эта мечта не приходит ни к одному другому, кроме русского? Что, значит, в самом деле, что самый праздник исчез, а видимые признаки его так ясно носятся по лицу земли нашей: раздаются слова: "Христос воскрес!" — и поцелуй, и всякий раз так же торжественно выступает святая полночь, и гулы всезвонных колоколов гудят и гудут по сей земле, точно как бы будят нас!»
Воистину и в нашем ХХI веке по всей России в святую полночь звучит торжественно-ликующий православный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»
Воистину воскресе!
Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №5, 2013г.