Беседа с Блаженнейшим Христофором, архиепископом Пражским, Митрополитом Чешских земель и Словакии
Корр.: В 863 году из Константинополя в Моравию пришли величайшие миссионеры и просветители своего времени — святые Солунские братья. Произошло это по инициативе князя Ростислава, исключительной личности, намного опередившей своё время.
Митрополит Христофор: Оценить по достоинству Моравскую миссию равноапостольных Мефодия и Кирилла можно, только всесторонне оценив уникальную личность равноапостольного князя Ростислава. Не случайно наша Церковь объявила прошлый год годом его памяти. Он был первым из лучших. Его вполне можно поставить в один ряд с равноапостольным императором Константином Великим, поднявшим христианский крест над целой империей.
Великая Моравия в правление князя Ростислава стала крупнейшим славянским государством, включавшим в себя Словакию, Чехию, часть Венгрии, Малую Польшу, некоторые области нынешней Украины и Силезии. Князь Ростислав постоянно укреплял свою державу. Заключил союзы с Болгарским царством и Византией. В Моравии при нём насчитывалось уже свыше 40 крупных городов. Не забывали здесь и о простых людях. Кроме каменных крепостей, церквей и могучих детинцев, в моравских городах строили крепкие избы-срубы с глиняными полами и глинобитными печами.
В Моравской державе было много духовных проблем. Князь Ростислав вместе со своей дружиной принял крещение от немецких священников из Баварского епископства. Служили и проповедовали германцы на непонятной славянам латыни, да ещё зачастую искажали учение Христа. С народом разговаривали только на немецком языке. Сквозь пальцы смотрели на распущенность, многожёнство, жестокость и за хорошую мзду отпускали вельможам любые грехи. Для германских священников христианство было рычагом политического и духовного давления на славянские государства и неплохим средством наживы. Этих «миссионеров» не интересовала духовная отсталость народа. С презрением относились они к представителям славянской знати, считая их вельможами второго сорта.
Мудрый и прозорливый князь Ростислав стал христианином не для того, чтобы угодить могущественному Риму. Он видел безсилие и неправедность язычества, царившего на его землях. И не хотел, чтобы его подданные оставались варварами, хотя варварами управлять гораздо проще. Он сам искал истинную веру. И учителей для своего народа искал таких, чтобы создали на его землях новые церкви и школы, служили бы на понятном народу славянском языке. Тогда это были нелёгкие задачи. Но князь сделал свой выбор, опасный и ответственный. Князь Ростислав в 862 году отправляет большое славянское посольство к византийскому императору Михаилу III с великой просьбой: «Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей. Другие страны славянские, увидев это, пожелают идти за нами…»
Просьба в те времена не просто сложная, почти невыполнимая. Это уже вызов западному миру. Обратившись к Византии, князь Ростислав отказывается быть покорным вассалом немецких епископов. Он делает судьбоносный выбор между Западом и Востоком, невежеством и просвещением, свободой и рабством.
Рим уже объявил единственным официальным языком богослужения и просвещения латынь. Только на трёх языках мира, тех, на которых Пилатом была сделана надпись на Кресте Распятого Спасителя — древнееврейском, латинском и греческом, — можно было тогда служить и проповедовать. С этой «триязычной ересью» долгие годы боролись потом равноапостольные Кирилл и Мефодий.
Опытный политик, князь Ростислав понимал, какими трагическими последствиями чревато для него обращение к Византии. И не ошибся. Спустя несколько лет он был предан родным племянником, рвущимся к власти князем Святополком. Осенью 870 года князь был закован в цепи, доставлен в Баварию, предан суду, ослеплён, брошен в монастырскую тюрьму, где и принял мученическую смерть.
Время не властно над святостью. Наша Православная Церковь и верующие никогда не забывали о деяниях князя Ростислава. Канонизация князя Ростислава в 1994 году — возвращение тысячелетнего долга памяти тому, кто стоял у истоков христианской духовной культуры и национальной независимости славян.
Корр.: В 862 году молодой византийский император Михаил III и святой Патриарх Фотий приняли славянское посольство и согласились послать свою миссию в Моравию. Не было сомнений в том, что возглавить её должен Константин Философ — первый авторитет на церковно-посольском поприще. Вместе с ним пошёл в Моравию и его многоопытный брат Мефодий, в течение 10 лет бывший воеводой крупной славянской области. К тому же Солунские братья — греки по национальности — прекрасно знали славянский язык и обычаи. С восторгом приняли братья идею создания славянской азбуки для моравского народа. Им предстояло в кратчайшее время систематизировать свои труды для создания новой славянской азбуки «глаголицы» и перевода главных богослужебных книг. Всего за шесть месяцев гениальному филологу и лингвисту Константину Философу удалось сделать то, что ещё не было сделано никем и никогда.
Митрополит Христофор: И спустя год, в 863 году, в Великую Моравию пришли будущие равноапостольные Мефодий и Кирилл. Тогда ещё игумен Мефодий и Константин Философ. Лучшие из лучших. Пришли со своими учениками, будущими святыми, просветителями Европы: Климентом, Наумом, Ангилларием, Саввой, Лаврентием.
Патриарх Фотий так писал князю Ростиславу о Константине Философе: «…Мы послали к тебе мужа драгоценного и прославленного, весьма учёного, философа. Прими этот дар лучший и достойнейший, нежели всякое золото, серебро и драгоценные камни и всё преходящее богатство. Постарайся вместе с ним смело утвердить дело и всем сердцем взыскать Бога; и не закрывай спасения для всего народа, но всячески побуждай, дабы не ленились, а вступили на путь правды».
Святой князь Ростислав не только радушно принял Солунских братьев вместе с их учениками, привёз их в свою резиденцию, но и стал их верным соратником, сподвижником, соработником. Это была великая гармония веры и духа. Солунские братья научили князя молиться, открыли ему Божественные истины. В Моравии они продолжали переводить греческие книги на церковнославянский язык, обучали славян чтению, ведению богослужения на славянском языке. Их чаяниями были открыты первые православные школы. Нередко князь Ростислав принимал вместе с ними участие в богослужениях на славянском языке.
Видя любовь моравского народа к Солунским братьям, латинские миссионеры встали к ним в жёсткую оппозицию. Немецкий клир постоянно обвинял их в употреблении «неосвящённого» славянского языка, а также в богословских неточностях. В Рим летели ложные наветы.
В этот период святыми братьями было подготовлено много талантливых учеников-моравов, с которыми они собирались отправиться для посвящения домой, в Константинополь. Но помешал совершившийся там дворцовый переворот. Тепло простились они с князем Ростиславом. Больше в земной жизни им встретиться не удастся. Солунским братьям пришлось ехать в Рим, к папе Римскому Адриану Второму, чтобы посвятить учеников и найти поддержку против немецкого духовенства, не желавшего уступать свои позиции в Моравии. В Риме Константин тяжело заболел и, предчувствуя свою скорую кончину, принял монашескую схиму с именем Кирилл. И через 50 дней, 14 февраля 869 года, скончался.
В 870 году, оплакав брата, возвращается из Рима в Великую Моравию архиепископ Мефодий. По инициативе папы Адриана Второго была восстановлена Сермийская архиепископия, во главе которой и был поставлен святой Мефодий. В результате этого Зальцбург лишился церковной власти над Паннонией. А значит, и огромных богатств. Это возмутило и так уже ненавидящих Мефодия немецких иерархов. Они арестовали святого Мефодия, незаконно осудили и спрятали в бенедиктинском монастыре на Боденском озере. Босого, одетого в лохмотья архиепископа Мефодия содержали в сыром холодном подземелье, забывая приносить ему хлеб и воду. В 873 году папа Римский Иоанн VIII резко осудил самоуправство франкских епископов и приказал им под угрозой церковного отлучения освободить святого Мефодия и возвратить на кафедру.
Архиепископ Мефодий продолжает успешную евангельскую проповедь среди славян, бывает в Праге, крестит чешского князя Борживоя и его супругу княгиню Людмилу, будущую святую мученицу. В Моравии уже на закате своих дней Мефодий переводит на славянский язык практически весь Ветхий Завет и другие святоотеческие книги. Свою земную жизнь святой епископ заканчивает 19 апреля 885 года в Моравии в окружении любимых учеников, назначив своим преемником просвящённого славянина Горазда. Отпевание святого Мефодия происходило на славянском, греческом и латинском языках.
Корр.: Нынешний год объявлен годом святых Мефодия и Кирилла. Торжества по случаю этого юбилея начались уже в марте в Праге. Ранним утром к Градчанам (древнему Пражскому Граду, в котором располагаются кафедральный собор святого Вита и резиденция президента республики) направилась крестным ходом большая процессия православных во главе с высшими церковными иерархами и клиром. Православные монахи несли икону святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, написанную специально к юбилею насельниками одного из чешских православных монастырей. С большими почестями икона была установлена в алтаре кафедрального собора святого Вита.
Митрополит Христофор: Именно в Пражском Граде находится важное место, связанное с деятельностью святых Мефодия и Кирилла. Это сохранившиеся фрагменты фундамента храма Пресвятой Богородицы, построенного в 882 — 884 годах князем Борживоем. Здесь в мае пройдут торжества, связанные с юбилеем.
Нигде в мире не было открыто и сохранено большее количество памятников миссии равноапостольных Кирилла и Медофия, чем в районе Микульчиц. Именно в Национальном историческом комплексе Микульчице и состоятся основные торжества, посвящённые моравской миссии Солунских братьев. Сейчас древнеславянское городище на валах у села Микульчице занимает почти 200 гектаров. Там необъятные возможности для работы археологов, историков, этнографов. Всего же на территории бывшей Чехословакии археологами найдены фундаменты 24 храмов, связанных с деятельностью Кирилла и Мефодия.
В течение 20 лет, будучи епископом Оломоуцко-Брненским, я каждый год служил 24 мая в день памяти святых Солунских братьев на фундаменте древней базилики, где под иконостасом была найдена могила, в которой, по мнению выдающегося чешского учёного, профессора Кланицы, мог быть похоронен святой равноапостольный Мефодий. Но тела его там не нашли.
Этому есть объяснение, которые поддерживают многие церковные историки. Уже в 885 году, после смерти святого Мефодия, противники князя Ростислава разрушали новые православные храмы и школы, сжигали безценные рукописные книги, заключали в узилища и убивали славянских священников. Более двухсот православных священников были изгнаны из Моравии и проданы в рабство. Боясь проявлений вандализма, покидая Моравию, ученики могли унести тело святого Мефодия и похоронить в отдалённом монастыре…
Мы осознаём, что великая дата не является юбилеем только нашей поместной церкви. Духовное и культурное наследие миссии принадлежит всем славянским народам. Славянская письменность, которую создали святые Солунские братья, позволила нашим славянским предкам достойно вступить в историю христианской Европы.
Все православные церкви мира до сего дня не прекращают почитать их святую память. И поётся в прославляющем их тропаре: «Яко Апостолом единонравнии и словенских стран учителие, Кирилле и Мефодие Богомудрии, Владыку всех молите вси языки словенския утвердити в Православии и единомыслии, умирити мир и спасти души наша».
Беседовала Софья Александровна КЕЛИНА