...Есть такая русская пословица, по которой веками жили люди: «Без Бога не до порога». Сегодняшняя суета жизни подталкивает нас думать, что наше следование за Христом — это не так уж и важно.
Недавно я стал свидетелем разговора двух прихожан нашей церкви.
— На мой взгляд, неверующие — очень смелые люди, — сказал тот, что постарше.
— Почему? В чём же заключается их смелость?
— Жить, зная, что проживаешь только жалкое отпущенное тебе земное время, а после смерти наступает «ничего», — нужно иметь смелость.
Собеседник помолчал и, глядя на входящих в храм людей, произнёс:
— Что заставило нас пойти по этой дороге? Наверное, то, что я не знаю, как жить, если Бога нет. Для меня всё начинается с веры в Бога. За каждое прожитое мгновение я отвечаю перед Ним. Я знаю, что всех нас ждёт впереди: вечная жизнь. Только вот где? В раю или в аду? Судя по нашим делам, одна надежда на милость Божию.
— У каждого свой ад — и это не обязательно огонь и смола. Наш ад — это жизнь без Бога.
Каждый из нас, согласно своим убеждениям, ценностям, совести, выбирает жизненную дорогу. Как говорил один из героев О’Генри, — "Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу".
Есть такая русская пословица, по которой веками жили люди: «Без Бога не до порога». Сегодняшняя суета жизни подталкивает нас думать, что наше следование за Христом — это не так уж и важно. Сколько раз приходилось слышать: главное, чтобы человек был хороший. А то, что в храм не ходит и Богу не молится, так это потому, что его так воспитали. Он прекрасный семьянин, добросовестно трудится, не жадный, не пьяница, старается, чтобы в доме всё было, зла никому не делает. Короче говоря, хороший человек.
Но вот что интересно. Дело в том, что в христианстве вообще нет понятия «хороший человек». Ни в одной из двадцати семи книг Нового Завета это словосочетание не встречается ни разу. В христианстве человек не отождествляется со своими качествами и поступками. Иначе говоря, поступающий плохо не назван в Евангелии плохим. Равно как и совершающий хорошие дела не определяется как хороший. Более того, у христиан есть строгий запрет на определения подобного рода. Господь говорит: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете».
Сегодня человек очень много слышит о грехе, но почти ничего о нём не знает. Современная массовая культура так часто использует это слово не по назначению, что оно постепенно лишается своего истинного содержания. Вино «Исповедь грешницы», фильм «Город грехов», шлягеры с названиями «Грешной души печаль», «Грешный ангел» и т.п. В массовом сознании грех сегодня воспринимается как нечто запретное, но чрезвычайно привлекательное, что очень хочется совершить, при этом приобретаешь репутацию смелого и свободного человека. Зачастую это для него источник удовольствия, наслаждения, а то и смысл жизни. Вот придёт он в храм, а тут ему; не блуди, не воруй, не пей лишнего и т.д. Далеко не каждый согласится на это. Да и тяжело. Вот и приходят люди в храм… и уходят. И сатана тоже старается, он всё сделает, чтобы человек из храма ушёл и не вернулся.
Для человека, далёкого от Бога, такое понятие, как грех, не существует. Как правило, под грехом человек подразумевает некий проступок. На самом же деле нехороший поступок — это уже следствие греха. То есть сначала человек впадает в грех, а уже потом он совершает какой-то проступок. Мы же зачастую смешиваем грех и его следствие.
При этом мало кто хочет приложить усилия к тому, чтобы выяснить, как же понимает «грех» сама Церковь? А ведь в христианском вероучении борьба с грехом, победа над грехом и, наконец, свобода от греха являются понятиями фундаментальными. И неправильно понимая слово «грех», невозможно правильно понять христианство вообще.
Грехом называется всякое противление человека воле Божией. Какова же воля Божия по отношению к человеку? Бог ищет спасения каждому человеку. В Писании сказано: Господь «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». А истина — это и есть Бог. Поэтому Бог желает, чтобы каждый человек пришёл к Нему. Если же он к Богу не идёт, это и есть состояние греха, потому что спасение, или, иначе говоря, вечную жизнь или Царствие Божие, наследует только тот, кто этого желает.
В Православии грех — это смертельное заболевание, человек — тяжело больной пациент, а Бог — любящий врач. И это не просто образ. Шестой Вселенский Собор прямо определяет грех как болезнь души. Человеку, исповедающему свои грехи, говорится: «Внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши».
У святых отцов читаем, что если человеку не даётся что-либо сразу, то, значит, Бог учит нас терпению и смирению, чтобы мы осознали, что без Его помощи ничего не можем творить. Господь даёт просимое по горячей вере, но только то, что действительно полезно как для того, кто просит, так и для тех, о ком просят.
Какова наша вера — такова и жизнь. Сегодня женщины делают множество абортов, мужья одобряют это. И общественное мнение говорит: «это нормально». Разрешают наркотики, проституцию, гомосексуальные браки… «Всё, что не запрещено, — разрешено, а всё, что законно, — это нормально» — вот популярное мнение нашего времени. Не всякий закон — нормальный. Не любое мнение большинства является правильным. Чаще всего как раз наоборот.
Наша вера определяет наши поступки. Главное — что важно и правильно в глазах Бога. Закон Божий показывает нам, как жить. Не общественность и закон этого мира. Если бы мы имели веру, мы поступали бы по закону Бога и только по нему. На нас давит общественное мнение, создаваемое безбожниками. Нам нужно иметь веру, чтобы противостоять этому мнению. Помните, что общественное мнение еврейского народа привело Христа на распятие. Наша православная вера должна определять наши поступки.
Прислушаемся к словам Святейшего Патриарха Кирилла: «Религия — дело сильного человека вопреки имеющему хождение представлению о ней как уделе слабых, верующих от безпомощности. Вовсе нет. Ибо для того, чтобы обуздать самодовлеющее человеческое "я" и вытеснить его на периферию, поставив Бога в центр своей жизни, нужно стать воистину "нищим духом", что в евангельском смысле означает быть человеком большой духовной силы. Поэтому сознательно избранный религиозный образ жизни есть выбор сильных людей».
Всё начинается с веры в Бога — и заканчивается.
Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №4, 2013г.