Алексей Торба - Рать святая

 

              27 АПРЕЛЯ – ВОСКРЕШЕНИЕ ПРАВЕДНОГО ЛАЗАРЯ

 

В храм святого Лазаря в Ларнаке мы поехали из Лимассола. Ларнака переводится как «гроб, саркофаг», поскольку именно в этом городе, известном в древнем мире под названием Китион, был похоронен святой праведный Лазарь Четверодневный, бежавший туда от иудеев после воскрешения его Иисусом Христом из мёртвых. Ему было тогда тридцать лет, и прожил он в Ларнаке до своей кончины в шестидесятилетнем возрасте.

Улыбка Лазаря

…Трудно было сразу разобрать это извивающееся существо, которое нёс на руках служитель храма святого Лазаря по ступеням, круто уходящим с солеи под алтарь. Низко наклонившись, чтобы не удариться головой об арку дверного проёма, он спускался в полутьму подвального помещения, посреди которого стояли два каменных саркофага с разбитыми у изголовья крышками, а у его груди что-то не то стонало, не то царапалось. Оскалённый рот, замутнённый муками взгляд — вот и всё, что удалось разглядеть мне, но этого было достаточно, чтобы невольно отшатнуться в сторону. Но уже в следующее мгновение после того, как служитель бережно склонился со своим грузом над саркофагом, я не мог оторвать глаз от разом преобразившегося мальчугана, едва только он прикоснулся к крышке каменного гроба.

За спиной киприота, в чьих сильных руках на глазах оживало обмякшее тело мальчишки, я услышал русскую речь — это две женщины, сопровождавшие больного ребёнка, пытались ему что-то втолковать. Но в разъяснениях мальчик не нуждался. Он сам убедился, что муки на самом деле отступили от него, и теперь шептал слова благодарности своему избавителю.

Напившись святой воды из родничка рядом с саркофагами, мы поднялись в храм, куда после обнаружения части мощей они были перенесены в 1972 году. До этого считалось, что мощи святого Лазаря безвозвратно утрачены, так как в 890 году из саркофага с надписью «Лазарь, бывший мёртвым четыре дня, Друг Христа» в небольшой церкви, существовавшей на месте нынешнего храма, по приказу византийского императора Льва VI Мудрого они были доставлены в Константинополь, а оттуда их увезли крестоносцы. Никому и в голову не приходило, что за стеной, возле которой стоял опустевший саркофаг, в котором когда-то пребывала главная часть мощей, находится ещё один саркофаг. В нем-то и сохранилась до наших дней другая часть мощей святого Лазаря, найденная во время реставрационных работ.

Просторный трёхнефный храм на гробнице святого Лазаря, в котором сейчас его мощи выставлены для всеобщего поклонения, сложен в конце IX века из крупных каменных блоков. Из-за того, что храм не оштукатурен, он напоминает огромный склеп, только в отличие от подалтарного, в котором находятся саркофаги, весь пронизанный светом, и потому вовсе не страшный, а наоборот, добрый и радостный.

Тут выяснилось, что служительница, подметавшая красную ковровую дорожку на ступенях к Царским вратам, тоже из России. Она привела известные ей примеры исцелений наших соотечественников, посещавших этот храм. Но главное чудо, о котором она поведала, произошло в её душе. Бывшая учительница физики и математики, приехавшая из России на Кипр подзаработать, оказалась в храме случайно: предыдущая работа в ресторане её не устраивала. Сравнивая себя с работающими в храме киприотами, она не скрывает, что отношение к религии у неё более сдержанное, и смеётся: лекции по научному атеизму в пединституте сделали своё дело! Но вот что стала последнее время замечать за собой: в храме ей теперь так хорошо, что она не хочет уходить из него после окончания рабочего дня и готова трудиться в нём даже безплатно.

Своего имени она просила в прессе не называть, зато другая присоединившаяся к нашему разговору россиянка — Татьяна Кормщикова, — наоборот, попросила сделать это.
— Почему Россия помогла Кипру долгосрочным кредитом в 2,5 миллиарда евро, а руководство этой страны не помогает проживающим в ней россиянам побыстрей получить гражданство? — обратилась она ко мне.

Возмущение Татьяны можно понять. Вот уже несколько лет живёт она на Кипре, состоит в браке с киприотом, но не может получить паспорт этой страны. По этой причине молодая женщина никак не устроится на работу. Магазин неподалёку от храма святого Лазаря, в котором она работала раньше, закрылся, а владельцы других торговых предприятий, услышав об отсутствии кипрского паспорта, безцеремонно показывают ей на дверь. Унизительное положение, в котором она оказалась, скрашивает только посещение храма святого Лазаря.

Порой только здесь находят они утешение от своих бед. Глядишь, благодаря нашей беседе и правители обеих стран помогут им получать гражданство не через семь лет проживания на острове, как это сейчас практикуется, а гораздо раньше. К этому обязывает не только всёвозрастающее влияние России на состояние экономики Кипра, но и роль, которую она испокон века играет в его духовной жизни. Достаточно сказать, что колокольня храма святого Лазаря была построена только после нашей победы в русско-турецкой войне, поскольку до этого турки, которые снесли три его купола (они не восстановлены до сих пор), запрещали киприотам звонить в колокола.

Правда, во время франкской оккупации острова в 1192— 1570 годах храм тоже имел колокольню, видимо, разрушенную позже турками, но о претензиях латинян на владение храмом сейчас напоминает только их пятикрестная эмблема над северным входом — так называемый Иерусалимский крест. Зато над южным входом в храм греет сердце православных двуглавый орёл — символ России, преемницы культуры и устремлений Византии.

По дороге успел забежать в книжную лавку напротив храма, в которой купил выпущенную на Кипре в 1999 году книжку «Святой Лазарь. Друг Христов и первый епископ Китийский. История Его Храма в Ларнаке». С удивлением прочитал в ней о том, что святой Лазарь за все тридцать лет, прожитые им в Китионе до своего второго и на этот раз окончательного погребения в 63 году нашей эры, улыбнулся только один раз.

Случилось это, как пишет иеромонах Софрониос Р. Михаелидес, когда, увидев, что кто-то хочет украсть глиняный горшок, святой Лазарь воскликнул: «Глина крадёт глину!» Представляю, насколько печальной была при этом его улыбка. Ведь любой человек, утративший связь с Богом, после своего погребения вряд ли может спастись. Что мы без помощи Божией? Бездуховная земля, из которой созданы и в которую вернёмся, чтобы оказаться в аду, в котором четыре дня пребывал ветхозаветный Лазарь. Пережитый им в преисподней ужас он донёс до жителей Китиона за тысячу лет до того, как наши предки-славяне приняли христианство.

Преодолевая барьеры

Говоря языком военных, о месте расположения этого монастыря можно сказать: хорошо замаскировались! Мы подошли к монастырю святого Георгия у Чёрной горы, расположенному в десяти километрах от Ларнаки, почти вплотную, но, кроме тростниковых зарослей вперемешку с роскошными пальмами и кактусами, ничего особенного не видели. До демаркационной линии, разделяющей греческую и турецкую сторону, отсюда пара сотен метров, и почти вплотную примыкающую к ней православную обитель можно сравнить с гнездом, надёжно укрытым заботливыми родителями от пернатых хищников.

Настоятель монастыря святого Георгия архимандрит Симеон предупреждён о нашем приезде. Казалось бы, кто мы такие, чтобы старец, исповедующий иерархов Кипрской Православной Церкви, выходил навстречу русским паломникам? И лишь познакомившись с ним поближе, мы поняли, какую роль играет Россия в его жизни.

О былом византийском величии монастыря здесь напоминает лишь капителий сохранившейся мраморной колонны. После того как в 1821 году турки убили многих священнослужителей и мирян Кипрской Церкви, процветавшая некогда обитель пришла в упадок. От неё остались лишь построенная в начале XVIII века церквушка да два полуразрушенных здания для овец. Лишь в 1994 году несколько монахов взялись за восстановление монастыря и заложили фундамент храма в традиционном византийском стиле.

Спустившись в расположенное в цоколе будущего храма помещение, мы словно вернулись в Россию, точнее, в Оптину Пустынь, в честь старцев которой освящён этот подземный храм — так запал в сердце старца Симеона образ старца Зосимы из романа Достоевского «Братья Карамазовы», прообразом которого был преподобный Амвросий Оптинский. И сам он, такой же, как старец Зосима, худощавый, воздушно-лёгкий в движениях, постоянно излучал светлую улыбку. Радостный свет глаз настоятеля монастыря озарял и вёл нас за собой.

Словно малое дитя носился я вместе с другими паломниками за ним по пятам: из подземного храма в галерею с иконами и картинами кисти старца Симеона, потом в его заполненную книгами и оттого тесную келью. Он ничего не скрывал от нас, был весь на виду, и в ответ, хотя мы, не зная греческого, ничего не могли сказать о себе, тоже хотелось открыться ему.

Уже перед отъездом, в монастырском дворике, я подошёл к нему под благословение, и вдруг — вокруг все ахнули — старец привлёк меня к груди и, укрыв епитрахилью, возложил на мою голову крестное знамение. Для того чтобы понять, какие высоты открывал он передо мной в этот момент, не надо было понимать произносимых им на греческом языке слов. Я слышал биение его сердца, и этого было достаточно, чтобы преодолеть языковой барьер. Слова старца Симеона о том, что мир объединяется православной верой, и мы, представители двух православных народов, — братья, лишь подвели итог незримой беседе наших сердец.

И ещё долго, оглядываясь назад на монастырскую обитель, я вспоминал взгляд старца, с радостью взирающего на паломников из возрождающейся после атеистического кошмара России. Только вместе, как одна святая рать, сможем мы идти по этому пути дальше, раздвигая границы православной ойкумены.

Алексей Алексеевич ТОРБА