Никто из православных христиан не станет спорить с тем, что во Христе — истина, а с cатаной и его антихристами — ложь; что во Христе — подлинность, а с Его врагами — подделки и суррогаты; что во Христе — обожение, а с антихристами — расчеловечение и озверение. С этим согласны все.
Именно ради радости истинной, осмысленной, безконечно восходящей жизни христиане шли и продолжают идти на муки, но не отрекаются от Христа. Именно поиски и обретение этой осмысленности приводят ко Христу всё новых и новых людей, прирастающих к Нему и Его Церкви крепко-накрепко и во веки веков.
А что же cатана? Как же он может даже помыслить, что кто-то согласится сделать выбор в его пользу? И тем не менее Cам Христос, Его апостолы и Его Церковь очень серьёзно предупреждают об опасности этого лжеца и отца всякой лжи и даже говорят, что будут времена, когда он прельстит и многих из искренно верующих.
Об этом же предупреждает нас и история Церкви, в которой мы находим не только примеры коллективного восхождения целых стран и народов, но и примеры коллективных впадений в ереси и в прелести (от слова «прельститься», то есть обмануться, заблудиться, запутаться).
Как же ему это удаётся? Да именно так — шулерски обыгрывая, обманывая, запутывая. И один из самых излюбленных приёмов — это отвлечение от настоящих вещей на их «тени»: с чести — на гордость, с любви — на похоть, со здорового аппетита — на чревоугодие, с разумной заботы о семье — на стремление запастись на всю оставшуюся жизнь, с желания благополучия своим детям — на маниакальное стремление вести их по строго намеченному плану. На бытовом уровне от этого есть «противоядие» — реальная жизнь с её трудами и заботами. А вот на уровне человеческих сообществ всё сложнее и опаснее, поскольку отвлечение на «тени» часто идёт не только от реального блага, но и от реального зла.
Реальное зло пришло в нашу страну в очередной раз всё тем же путём. Элита, прельстившись на бытовом уровне, пала и на уровне государственном, разрывая страну на части и торгуя этими частями оптом и в розницу. Для того чтобы противостоять этому, нужно организоваться, снова осознав себя не населением, а народом.
Кем были Минин с Пожарским? Гражданами, организовавшими сбор средств, создание ополчения и успешное руководство им, то есть, в современных терминах, занявшимися практической политикой на региональном уровне и вышедшими на уровень общегосударственный.
А святитель Гермоген кем был? Он был церковным иерархом, благословившим паству на борьбу с иноземными захватчиками и их пособниками из местных, то есть, в современных терминах, политиком-патриотом, жизнь свою положившим за спасение Отечества земного, где души его паствы взрослеют для Отечества небесного.
А захватчики кто? Да всё тот же ненажорный, поклоняющийся золотому тельцу «культурный Запад», пустивший метастазы аж до Дальнего Востока. В наших людей (особенно маленьких и юных) закачиваются тонны ядовитых помоев через СМИ и средства массовой культуры.
Ну, так надо срочно отпаивать людей реальными смыслами спасения Отечества земного, чтобы было откуда стартовать душам в Отечество небесное. Но вместо этого появляются «тени» боязни ИНН, пенсионных и прочих карточек, а вместе с этой боязнью и призывы устраниться от скверны. Только устранение-то одностороннее: мы политикой не занимаемся, а она нами и нашими детьми занимается, и даже очень.
Наши предки молились и трудились, крепя и защищая Отечество земное не просто как среду обитания, но как данную Богом стартовую площадку в Отечество небесное. И знали, что после них предстоит стартовать ещё многим их потомкам.
И после нас ещё есть кому стартовать. А до этого старта ещё предстоит научиться любить друг друга в соработничестве и соратничестве. И не всем соратникам обязательно быть на нас похожими с самого начала. Общий труд и общая борьба роднят и сближают порой сильнее самой талантливой проповеди.
Главное, чтобы и мы, и они искали подлинного блага для Отечества и знали, что отдать его на поругание и превращение в театр теней на стене страшнее самой лютой смерти.
Татьяна Львовна КОРОВИНА