Сегодня резко обострился интерес современного читателя к истории России. Жажда глубже понять прошлое, чтобы лучше ориентироваться в настоящем, иметь возможность заглянуть в будущее — тому причиной.
Знания, полученные из научно-исторической, мемуарной литературы, архивных документов, включая зарубежные, позволили по-иному взглянуть на важные события, происходившие в дореволюционной и новейшей истории России.
Пришло понимание главной сути — без Православия и вне Православия отыскать смысл в Русской истории невозможно. И всё это, несмотря на продолжающиеся попытки исказить русскую национальную память и вывести Православие за рамки Русской истории.
«Религия, и именно Христианство, — писал в XIX веке обер-прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев, — есть духовная основа всякого права в государственном и гражданском быту и всякой истинной Культуры». Потому Россия и подвергается нападкам со стороны идеологов Европы, что остаётся единственным государством в мире, поставившим целью своего существования хранение Православия, служение Истине Христовой.
В 1441 году великий князь Василий II Васильевич отверг Флорентийскую унию о подчинении всех поместных церквей Риму, подписанную Константинопольским и прочими восточными патриархами, и остался главой последнего православного государства на земле — Московского княжества. С этого момента русская идея окончательно обрела форму спасения не только своего народа, но и спасения всего мiра. Надо ли говорить, как важно осознавать, что смысл мировой истории последних веков заключается в непрекращающейся войне мира сего с Россией и что главным оружием противников служила и служит идеологическая, информационная война.
К счастью, были и есть на Руси талантливые художники, убеждённые в том, что сохранение христианских начал в живописи, сбережение традиций русской жизни способны противостоять разрушительным силам. К числу таких подвижников отнесу молодого, очень талантливого художника с Урала Василия Худякова. Скажу и не ошибусь: в русскую живопись пришёл крупный мастер.
Пейзажист по призванию, он интересен историческими мотивами своего творчества. Оканчивая Челябинское художественное училище, Василий Худяков написал картину «Март 1917 г.», посвящённую последнему русскому Государю.
— На выбор темы для диплома в училище повлияло моё воцерковление и последующее изучение истории Русской Православной Церкви, — говорит он. — Мне захотелось изобразить Царя-мученика в это страшное для России время.
Защита дипломной работы Василия Худякова прошла тогда на «отлично». Позже, во время учёбы в Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.С.Глазунова, темой его преддипломной работы стала также картина на исторический сюжет.
— Тема «Опричники и бояре» очень интересна своей сложностью. Отношение писателей к Иоанну Васильевичу было неоднозначным. Историки, ссылающиеся на рассказы и записки иноземцев, находившихся на Руси в то время, не могли дать правильного суждения о правлении государя, поскольку те, кто составлял эти записки, были иной веры и зачастую гонимы за то русскими. Мне хотелось показать государя великим самодержцем, борющимся с посягателями на высшую власть, данную Богом и Святой Церковью.
В планах Василия Худякова написать серию исторических портретов для утверждения Православной веры. С этим замыслом связаны его творческие поездки в Ростов, Каргополь, Суздаль, Санкт-Петербург, Поленово.
Заговорили о московской школе живописи, традициях русского реалистического искусства.
— Сохраняются ли они? — В последнее время меня очень интересует этот вопрос.
— Главное, жива связь художника с Церковью. Много храмов восстанавливается, строится, и тут без канонов, традиции не обойтись.
Василий Худяков принимал участие в росписи Свято-Вознесенского Банченского монастыря на Украине и Троице-Сергиева храма в селе Соловцовка Пензенской области. В этом небольшом храме покоятся мощи преподобного священноисповедника Иоанна Оленевского, особо почитаемого подвижника Пензенской земли.
— Кто же ведущий в настоящее время: художник или зритель? Кто диктует темы сегодняшних картин?
Подумав немного, Василий отвечает:
— Всё же художник. На мой взгляд, его, как и прежде, волнуют наиболее яркие, переломные моменты нашей истории. Не поняв их, трудно жить в дне сегодняшнем. И задача его состоит в том, чтобы показать правду или хотя бы приблизиться к ней.
Да, сколько талантливых художников, поступившись правдой, вводили затем в заблуждение своих многочисленных поклонников. Наглядный пример: картина Флавицкого, посвящённая княжне Таракановой, в Третьяковской галерее. Но разве ведомо было молодому художнику, что к нему в руки попала написанная историком Кастерой и оплаченная иезуитами книга о Лже-Таракановой? Восприняв всё за истину, поражённый происшедшим Флавицкий написал удивительную, потрясающей силы картину, на самом деле не имеющую отношения к действительности. Недаром, когда работа Флавицкого выставлялись на Парижской выставке, под ней внизу помещали пояснение, сделанное по указанию государя, что картина не имеет своим сюжетом никакого отношения к настоящей княжне Таракановой.
— Каково будущее реалистического искусства? — задаю вопрос.
— У русского искусства будущее связано с Православной верой, от неё зависит нравственность общества. Если не будет мыслящих, нуждающихся в правде людей, то и искусство окажется лишним. А человеку необходимо созерцание природы — этой красоты Божественной мысли, разлитой вокруг нас. Сумеешь верно передать эту мысль, и зритель твой проникнется ею.
Лев Михайлович АНИСОВ,
дер. Богунино, Тверская обл.