Многие замечают, что пророк Исаия как будто изображает в своих пророчествах, звучащих в наших храмах Великим постом, и духовное, и материальное состояние души русского народа в годы отступничества от веры, хотя эти слова были обращены к народу израильскому.
Те же самые болезни посещают наш народ после крушения православной монархии, то же самое врачевание предлагает Господь. Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад (Ис. 1, 2, 4).
Вскоре после злодейского убийства царя Николая II, когда случилась великая беда с Русской Церковью и с нашим народом, Святейший Патриарх Тихон в своём Послании ко всему русскому народу обратился с призывом к покаянию, в котором он употреблял слова пророка Исаии: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих (Ис. 1, 16). Святой Патриарх Тихон понимал, что Божией России необходим общий пост, общее покаяние — такое очищение души, которое одно только может дать спасение нашему народу. И мы знаем, что народ в массе своей не послушался голоса Божия, звучащего через ветхозаветного пророка Исаию и через современного пророка — Патриарха Тихона: Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас (Ис. 1, 20). Народ наш «не покаялся слезами», как сказал святитель, поэтому Господь дал ему возможность «покаяния кровью».
Но и это покаяние, как мы видим сегодня, ещё не уврачевало наш народ. Пророк Исаия предупреждает, что Господь отнимет от избранного народа храброго вождя и воина, и судью, и пророка, и прозорливца, и старца. И мудрого художника, и искусного в слове отнимет Господь и даст в начальники отроков, так что над этим народом будут господствовать дети. Он говорит о том, что каждый будет угнетаем и унижаем от другого, и юноши будут нагло превозноситься над стариками, а простолюдины — возвышаться над благородными людьми. И наступит горькое запустение всей земли.
Святой пророк напоминает, что мы ответственны за все дары, которые даёт нам Господь. Он говорит, что Господь воспитал и возвысил сыновей Своих. Конечно же, это особое воспитание православные люди получили от Господа. И сыновья их, воспитанные и возвышенные Богом, оставили своего Господа и возмутились против Него. Как это может быть, если даже вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего? «А народ Мой не знает Меня, народ Мой не разумеет Господа своего!» — говорит Господь.
Увы, народ грешный, народ беззаконный отвернулся от своего Господа и возвратился вспять. И звучит горькое и праведное слово пророка о карах, которые следуют за это отступление избранному народу: Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими (Ис. 1, 5— 7).
Господь много дал нашей русской земле, ожидая от неё, что она умножит свой спасительный талант Православной веры и будет благоуханным светильником всему миру. И что же Он находит? Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре (Ис. 1, 9).
И мы знаем, что сегодня на нашей земле указом высшего начальства узаконено содомское растление и нормализированы гоморрские преступления. Что может быть драгоценнее, чем строительство храмов Господних, но самое страшное — осквернение святыни. «И Я скажу вам, — говорит Господь, — Я скажу вам, князья Содомские, Я обращусь к вам, народ Гоморрский… Праздничных собраний ваших не могу терпеть. Беззаконие — и празднование! Праздники ваши ненавидит душа Моя, они бремя для Меня. Мне тяжело их переносить. И когда вы простираете ко Мне руки ваши, Я не принимаю ваших молитв. Я закрываю очи Свои. Очиститесь и омойтесь, отымите лукавство от душ ваших, перестаньте делать зло, научитесь делать добро. Спасите угнетенного и обиженного, защитите вдову, заступитесь за сироту и только потом будете говорить о покаянии».
И тогда придите — и рассудим, — говорит Господь. «Если попирается самая простая правда, очевидная всякому разуму и совести человеческой, о каком покаянии вы можете говорить? — возвещает Господь. — Если вы покаетесь, если исполните то, что Я говорю, то будете вкушать блага земли. Если не покаетесь, то меч пожрет вас» (см. Ис. 1, 19—20).
Что ждёт наш народ? В книге ветхозаветных пророчеств Исаия возвышает свой голос вдохновенной песней о винограднике Господнем, насажденном Им на вершине утучненной горы. Господь обнёс его оградой, очистил от камней и насадил в нём отборные виноградные лозы. Построил в нём башню и выкопал точило, ожидая, что этот виноградник принесёт добрые плоды. Но он принёс дикие ягоды.
И народ наш, как говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие проповедники, — тот самый виноградник, который насадил Господь, украсив его чистотой Православной веры и укрепив могуществом царя — помазанника Божия. Господь даровал нашему народу широту и обилие всяких талантов, а землю наделил богатством и ждал, что этот виноградник принесёт добрые грозды. Но он принёс только дикие ягоды.
«Придите — и рассудим, — обращается Господь ко святому Иерусалиму, ко всей Церкви небесной. — Придите и рассудите Меня с виноградником Моим. Может, Я что-нибудь не дал этим людям? Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Но за то, что не принёс Мой виноградник добрых плодов, Я отниму у него ограду, и он будет опустошаем; разрушу стены его, и он будет попираем. И за то, что совершили с наследием Моим, Я оставлю его в таком запустении, что только волчцы и терние будут произрастать на этой земле».
Господь говорит не только об оскудении материальном, о том, что опустеют наши поля и остановятся заводы. Он говорит о большем — о духовном состоянии народа. И как будто о сегодняшних «новых русских» эти слова: Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле (Ис. 5, 8).
И как будто о сегодняшних растлителях народа, с помощью телевидения каждый день входящих во все дома, сказаны эти слова: Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло (Ис. 3, 9).
И как будто обо всём нашем народе другие Его слова: Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином (Ис. 5, 11). За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, — говорит нам сегодня Господь словами пророка Исаии, — и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою (Ис. 5, 13). За беззакония свои и за отступление от Православной веры, за убийство помазанника Божия и разорение храмов будет побеждён народ. И с ним случится безконечно горшее, потому что преисподняя широко раскрыла свою пасть и готова принять всех отступающих от Господа: И сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и все, что веселит их (Ис. 5, 14).
«Какое может быть покаяние, — говорит Господь, — если здесь добро называют злом и зло называют добром, и тьму почитают светом и свет тьмою, и сладкое почитают горьким и горькое сладким! И говорят, что они мудры в глазах своих и разумны перед самими собою!»
Вот что стало с нами — повсюду беззаконие, растление, ложь. И хуже всего, что те, кто совершает грех, отказываются признать это грехом, оправдывая себя. Всё дал Господь нашему народу — всю любовь и всю благодать, и как никогда, Он всех зовёт к вере и покаянию и всех хочет напитать Собою, Своим Пречистым Телом и Кровию — Лоза живая, Которая одна может оживить засыхающие ветви человеческого рода.
Ныне восстанавливаются православные храмы, и на Пасху, и в великие праздники они переполнены. Но посмотрите, где большинство народа? Большинство не видят ничего, им ничего не нужно, для них пойти в церковь значит только «потерять безсмысленно время», и всё, что Бог совершил, для них оказывается как будто напрасным.
Слишком велико было крушение России, слишком страшно нынешнее её поражение. И Господь обращает Свой взор к нам, как к некоему остатку: есть ли среди нас кто, по-настоящему разумевающий и ищущий Бога? Способны ли мы своим покаянием открыть другим глубину жизни, подобно святым царственным страстотерпцам и всем новым мученикам и исповедникам Российским, которые сохранили виноградник Господень среди недавнего всеобщего разорения? Исполненные печали, мы не можем обмануть ожидания Господа.
Поистине, нет более печальных слов в Писании, чем слова Господа: Самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его (Иер. 12, 7). Но если бы всё остановилось только на этом, жизнь была бы сплошным отчаянием. Неужели такое может быть, если мы знаем, что, несмотря на всю нашу неверность, сердце Божие не отворачивается до конца от Своего виноградника?
Господь может попускать, чтобы виноградник был вытоптан, чтобы самые злые сорняки заглушили его, но Он всегда хранит память, что этот виноградник — Его, и Он всегда хранит память любви, которая была у Него «к самому любезному для души Его». Он слишком сильно любил его, Он любил его любовью предельной, слишком сильной, чтобы даже среди худшей измены не сохранить Своей любви. Как человек, которого обманула возлюбленная супруга, и он больше не может её видеть. Она потеряна для него, но остаётся его супругой, и он не может соединить свою жизнь с другой женщиной.
Какой бы ни была неверность избранного Богом народа, Бог остаётся верным ему. И потому из глубины своего горя и позора, когда он сознаёт, до какой степени он был неверен Богу, этот виноградник осмеливается снова обращаться к Своему Господу и умолять Его о милости и жалости.
Что бы ни случилось с нашей жизнью, мы Твой виноградник, Господи. И только этим могут определяться мера и реальность нашего покаяния. Пусть нет уже у нас плодов, достойных покаяния, «ибо крепость наша в нас оскуде», но Ты, Господи, знаешь предел, до которого человеческое сердце остаётся открытым Богу. Дай нам лучше умереть, но только не дойти до такой неблагодарности и такого ожесточения, о которых говорит Твоя притча «о злых виноградарях», когда долготерпение Божие достигает своего предела.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ