Наталья Лясковская - Изограф чудный, монастырей учредитель

Архив: 

 

18 марта — день памяти прп. Адриана Пошехонского, Ярославского

 

Адриан Пошехонский родился в Ростове Великом в начале XVI столетия. О детстве его ничего не известно, но не вызывает сомнений, что родители его Григорий и Ирина были люди верующие и благочестивые, их стараниями отрок получил православное воспитание. Уже семнадцати лет от роду юноша принял монашеское пострижение в обители святого Корнилия Комельского.

Преподобный Корнилий собрал в обители много искусных мастеров, строителей и изографов. По всей Руси славились созданные братией этого монастыря иконы, кресты и другие произведения искусства, славящего Бога. Прекрасны были и храмы обители, спроектированные и выстроенные монастырскими зодчими.

У преподобного Адриана обнаружился немалый иконописный дар, своими трудами он вместе со всею братией содействовал украшению монастыря.

Игумен Корнилий был уже в преклонных годах, когда пришла беда: местность, где находился монастырь, подверглась хищническому набегу казанских татар. Стремясь сохранить жизни людей, Корнилий запретил оборону монастыря, которому отдана была вся его жизнь, смирился с тем, что обитель будет разрушена. Увёл всю братию на реку Ухтому.

Однако как только татары подступили к стенам монастыря, увидели, что обитель охраняет множество грозных воинов! Устрашённые видением, они бежали от стен обители, а затем и вовсе из пределов Вологодской области. Преподобный Корнилий вернулся с братией в монастырь, где и преставился 19 мая 1537 года.

Через три года после его смерти преподобный Адриан, бывший тогда в сане иеродиакона, возжелал уйти куда-нибудь в пустынное место и основать там монастырь в честь Пресвятой Богородицы. Но сразу это ему не удалось: он то хворал, то срочно требовалось выполнить некую живописную работу, да и не знал ещё, как определить то самое место, где следует заложить новую обитель…

И Господь послал прп. Адриану человека, который помог исполнить Его волю. В Корнилиев монастырь пришёл никому не ведомый старец-черноризец. Встретив его в храме, преподобный спросил, как его имя, но старец не ответил, а только сказал, что он может указать пустыню, где и следует построить храм и монастырь во имя Пречистой Богородицы.

Преподобный Адриан немедля отправился к настоятелю монастыря игумену Лаврентию и стал просить благословение на пустынное безмолвие. Помня заповедь преподобного Корнилия, повелевшего отпускать из обители иноков, пожелавших удалиться в пустыню, игумен Лаврентий не стал удерживать преподобного и дал ему своё благословение, отпустил с ним и его послушника — старца Леонида. Помолившись у гроба святого Корнилия, таинственный черноризец, Адриан и старец Леонид отправились в путь. Адриан нёс с собой написанную им самим икону Успения Божией Матери.

13 сентября 1540 года подвижники прибыли в дикий Пошехонский лес, находившийся между селениями Белти, Патрабольшим, Шельшедольским и Ухорским, и остановились на берегу реки Вотхи. И там ведший их старец вдруг стал невидимым!

Путники стали молиться, со слезами благодаря Бога. Вдруг по всем окрестным селениям разнёсся колокольный звон. Иноки поняли, что это знак: здесь будет сияющая благодатью обитель, место прославления Бога. Три года преподобный Адриан и старец Леонид жили на месте будущего монастыря, готовились исполнить задуманное, молились, а затем приступили к осуществлению заветного намерения.

Подвижники отправились в Москву к митрополиту Макарию испросить благословения на основание в Пошехонской стороне, на реке Вотхе, обители и храма в честь Успения Божией Матери. Святитель Макарий благословил подвижников, вручил им храмозданную грамоту, а иеродиакона Адриана рукоположил во пресвитера и возвёл в сан игумена. В грамоте святитель повелел «священноинокам, диаконам, инокам и простым людям слушати его и во всём повиноваться, яко пастырю и учителю». В Москве пошехонские пустынники нашли и щедрых благотворителей.

Вернувшись в свою пустыню 31 мая 1543 года, святой игумен Адриан заложил церковь с трапезой в честь Успения Пресвятой Богородицы. Строительство продвигалось, с Божией помощью, быстро. Украсив и освятив новую церковь, преподобный Адриан приступил к устройству самой обители. В его монастыре был введён строгий устав поста, отречения и нестяжания прп. Корнилия Комельского.

По этому уставу иноки не должны были иметь ничего своего, довольствуясь во всём малым. Большую часть времени они посвящали молитве, церковной и келейной, а в прочее время читали Священное Писание. Причём чтение это совершалось «не велегласно, ни красно, но смиренным гласом и кротким; один читает, а второй рассуждает о прочтённом».

Преподобный Адриан, кроме трудов настоятельских, по-прежнему писал прекрасные иконы, а когда его душа желала полного безмолвия, он удалялся для молитвы в чащу леса, в устроенную им келью с часовней, которая располагалась в версте от обители.

Через шесть лет по основании обители мирно почил о Господе старец Леонид, и преподобный Адриан с братией погребли его. Насельников в монастыре к тому времени стало существенно больше. Иноки построили три кельи для жительства и четвёртую для приготовления пищи и печения хлеба. Святой Адриан решил построить большой каменный храм и собрал для этого значительную сумму денег. Но в 1550 году, в Великий пост, в ночь с 5 на 6 марта в монастырь ворвались вооружённые грабители и после истязаний задушили преподобного Адриана.

Святые мощи преподобномученика были обретены 17 декабря 1625 года, при Патриархе Филарете, и перенесены в монастырский храм, положены в открытую раку напротив правого клироса. По молитвам у мощей преподобного Адриана совершилось множество исцелений.

Наталья Викторовна ЛЯСКОВСКАЯ