Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Слово «прощать» происходит от древнерусского слова «проща». Одним из значений его является глагол «исцелять», а другим — «отпускать на свободу».
Как же важен и глубок для нас смысл этих слов! Прощать… исцелять… отпускать на свободу… От чего исцелять? Из какого плена отпускать на свободу? Вспомним слова Спасителя: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
Если кто-то из людей жестоко, несправедливо и больно отнёсся к нам и по справедливости повинен за это возмездию, то мы, христиане, имеем великое право и власть разрешить его в вечности от заслуженного им наказания, от уз, от мучений, от ада. Господь наделяет нас такой великой властью — прощать.
Этому есть и подтверждение у святых отцов. Вот что пишет преподобный Феофилакт Болгарский в толковании на слова Спасителя: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе: «Если ты, обиженный, будешь иметь как мытаря и язычника того, кто поступил с тобой несправедливо, то таковым он будет и на небе. Если же ты разрешишь его, то есть простишь, то он будет прощён и на небе. Ибо не только то, что разрешают священники, бывает разрешаемо, но и то, что мы, когда с нами поступают несправедливо, связываем или разрешаем, бывает связываемо или разрешаемо и на небе».
Вот как высоко, вот что значит наше прощение! Чего ещё большего мы можем сделать для нашего ближнего? Вот почему прощение от всего сердца — самый большой дар нашему ближнему. И Сам Господь Бог именно в прощении ждёт увидеть в нас Своих учеников, ждёт, чтобы мы вслед за Ним совершили этот милостивый суд над нашими ближними. И простили, отпустив на свободу и исцелив от вечных мук. Конечно, Страшный Суд будет вершить Сам Господь, но Промыслом Божиим — как это ни поразительно, как ни ужасающе для нас, людей, даже звучит — и нам дано принять в нём участие.
В прошлое воскресенье мы с вами вспоминали о суде Божием как о суде над нашим милосердием. Помните, Господь говорит, что если вы были милостивы к одному из малых сил, ближних наших: накормили, утешили, посетили в темнице или в болезни, то сделали это Самому Господу Богу. И награда таковым — Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира.
И напротив, если вы не смогли найти в себе это милосердие, Господь говорит страшные слова: Отойдите от Меня, проклятые…
В нашем мире нет никакой другой истинной милостыни, кроме деятельного милосердия. И еще — прощения как высшего проявления милосердия, как «исцеления» и «отпущения на свободу».
В прошлые годы в этот день перед Великим постом мы приводили много высказываний святых отцов о прощении. Но сегодня я вспомню слова двух обычных людей. Одного — православного христианина, а другого — просто очень мудрого человека. Александр Васильевич Суворов, великий воин, давал наказ своим подопечным, своим солдатам. «С юных лет, — говорил он, — приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных».
В этом для нас глубокий и таинственный смысл Великого поста — простить других и не прощать себя. Даже если Сам Господь простил нас. Для нас, грешников, живущих на земле, именно такая мысль, такое расположение духа — и правильно, и справедливо, и полезно.
А вот второе высказывание — уже совсем экзотичного человека. Отто фон Бисмарк. Он тоже был своеобразным христианином, хотя и не православным. Но о прощении сказал удивительные слова, которые были навеяны ему и его молитвой, и опытом, и мудростью, и, как ни удивительно, высоким смирением. Хотя человек он был необычайно жёсткий. «Железным канцлером» называли его. Так вот, к концу своей жизни он сказал: «Жизнь научила меня много прощать. Но ещё больше — искать прощения».
Прощать надо легко и с радостью. С таким душевным расположением, чтобы у нас на душе осталось светлое чувство, что мы, по милости Божией, наконец-то совершили что-то действительно очень необходимое, важное и для нас самих, и для нашего ближнего.
Да так оно и есть! Мы отпустили, сколько это от нас зависело, человека на свободу от вечной смерти. Мы исцелили, по мере наших немощных возможностей, человека от вечной смерти и от ада.
И вот сейчас, дорогие наши прихожане, от лица всей братии и, конечно, сам я прошу у всех вас прощения за все те ведомые и неведомые мною грехи, которые я совершил перед вами. Простите меня, Христа ради!
Ну а испросив прощения, давайте с радостью приступать к посту, к святой Четыредесятнице! «Наступает пост — весна души!» — возглашает Церковь. Светлое, самое важное для православного христианина время в году.
В чём же состоит путь Великого поста? Если не мудрствовать, а говорить просто, то его можно заключить в двух словах — молиться и каяться.
Какими только путями не приводит Господь нас к молитве и покаянию! Каждого своей дорогой, иногда совершенно удивительной, необычной.
Вот, чтобы вам было порадостнее вступать в Великий пост, чтобы вы всегда помнили эти два простых слова — молиться и каяться, я расскажу историю, которая произошла совсем недавно.
Муж и жена, молодые совсем люди, очень современные, верующие, церковные, решили на воскресенье подбросить своего трёхлетнего сынишку к бабушке. А самим сходить в храм, а потом до вечера где-то развлечься. А бабушка, надо сказать, была неверующей. В храм не ходила и к Православию относилась весьма скептично. А уж убедить её исповедоваться и причаститься эти молодые люди совершенно никак не могли. Не удавалось им это.
Но вот, когда вечером родители вернулись за сынишкой, то застали бабушку в слезах и в необычайном смятении. На ней просто лица не было.
— Что случилось? — с тревогой спросили молодые папа с мамой.
И тут бабушка, собравшись, твёрдо сказала:
— Пришло время: мне, наверное, надо исповедоваться и причаститься…
Молодые люди просто своим ушам не поверили! А бабушка сквозь слёзы поведала такую историю. Когда молодые родители ушли, она покормила своего трёхлетнего внучка, а тот, плотно поев, подошёл к бабушке, взглянул снизу вверх на неё своими ясными невинными глазами и сказал:
— Молись и кайся!
Что вы смеётесь, братья и сестры? А вот бабушке было не до смеха!
Внук снова дёрнул её за платье и совершенно серьёзно, настоятельно потребовал: «Молись и кайся!»
И так продолжалось целый день. Со слезами ребёнок ходил по квартире за бабушкой и только твердил: «Молись и кайся! Молись и кайся!..» Что оставалось думать поражённой женщине? Только одно: дитю открыто — она должна скоро оставить этот мир, надо готовиться к смерти. И вот то, что за долгие годы не смогли сделать взрослые, двумя словами сделал этот удивительный младенец: женщина решилась уже в ближайший день идти к священнику для исповеди и покаяния.
Молодые родители хотя и были необычайно обрадованы этим её решением, но всё же не могли не открыть ей правду. Оказалось, мальчик весь день тщетно просил, упрашивал и умолял бабушку показать его любимый мультфильм «Малыш и Карлсон»…
Но, как бы то ни было, всё, как и всегда, совершилось по Промыслу Божию: потрясённая всем случившимся бабушка своё решение о молитве и покаянии не отменила.
Запомним эту историю и с радостью отправимся в путь! Но теперь уже со всей серьёзностью отнесёмся к этим словам — таким простым и таким ясным: в Великий пост мы вступаем для того, чтобы молиться и каяться. Аминь.
Архимандрит Тихон (ШЕВКУНОВ)