Казак… Одно это слово вызывает в воображении лихо сидящего на коне безстрашного воина с саблей в руке. Сегодня почему-то забыто то, что казаки, запечатлённые исторической памятью прежде всего как лихие наездники, являлись и отличными пехотинцами. По мнению военных специалистов, в XVI–XVIII веках именно они составляли одно из лучших в мире пехотинских подразделений.
Несомненно, среди первых упоминаний о большом казачьем походе выделяется свидетельство о завоевании Сибири под предводительством атамана Ермака Тимофеевича и его ближайшего сподвижника атамана Ивана Кольцо. Тогда 700 казаков разгромили войска сибирского хана Кучума, не имея лошадей, в пешем строю. Причём победа была одержана исключительно за счёт умелых действий казаков, вооружённых не огнестрельным оружием, а луками, стрелявшими в то время значительно быстрее и точнее.
В 1614—1621 годах казаки взяли штурмом прекрасно оснащённые турецкие крепости Варну, Синоп, Трапезунд, Кафу. А когда 120-тысячная армия турок в течение четырёх дней непрерывно атаковала казачьи позиции под Хотином, сорок тысяч казаков под руководством запорожского гетмана Петра Сагайдачного умело отбили все атаки и нанесли столь сокрушительный удар по врагу, что турецкая армия вынуждена была прекратить свой поход.
В 1637 году казаками была захвачена крепость Азов, которую они удерживали на протяжении нескольких лет, несмотря на многочисленные штурмы турецкой армии. В 1638 году руководимые гетманом Степаном Остряниным казацкие вооружённые повстанцы, состоящие в основном из пехоты, разгромили под Голтвой (Полтавская область) польское войско коронного гетмана Речи Посполитой Николая Потоцкого.
В боевом мастерстве особо выделялись из общего казацкого войска пластуны.
«Пластувать» — на казачьем говоре означает «охотиться». Эти военные «охотники» формировались из добровольцев. Предпочтение отдавалось сыновьям пластунов, из которых постепенно образовывались казацкие династии. Ярче всего они проявили себя во время Кавказских кампаний XIX столетия, в Крымскую войну 1853—1856 годов и особенно при обороне Севастополя.
В сентябре 1854 года два батальона пластунов Черноморского казачьего войска под командованием полковников В.В.Головинского и И.И.Беднягина активно участвовали в обороне города. Известен такой исторический факт: в ноябре 1854 года неприятель установил батарею мортир, с которой обстреливал весь Севастополь, в том числе его рейд. Возникла серьёзная угроза падения города. Срочно созванный военный совет во главе с командиром флота и порта адмиралом П.С.Нахимовым не мог принять решения, как подавить эти огневые точки. Командир 2-го пешего батальона полковник Головинский предложил захватить батарею силами пластунов, что вызвало недоверие большинства присутствующих военачальников. Тем не менее 28 ноября 300 пластунов совершили невероятное — пошли в штыковую атаку на мортиры. Французы совершенно растерялись от такой более чем дерзкой отваги, и батарея была захвачена. Поначалу казаки хотели вывести из строя орудия, но известный своей силой и удалью Марко Сопельняк поднял одну из мортир и перебросил её за бруствер, после чего, используя пленных французов, казаки взяли ещё две мортиры, доставили их на свои позиции и использовали в дальнейшем против союзников.
Казаки-пластуны Иван Кравченко, Иван Чиж, Парамон Белый, Демьян Онищенко, братья Марко и Тарас Сопельняки, Порфирий Семак и многие другие были отмечены высокими наградами Отечества.
В Крымскую войну среди флотских экипажей и пехотных полков начали формироваться команды так называемых «охотников» — по образцу пластунских рот, которых тоже стали называть пластунами. Фактически пластуны послужили прообразом морской пехоты.
После боёв к весне 1855 года из 1500 человек бывшего в Севастополе наличного состава пластунов Черноморского казачьего войска остались в строю только около трёхсот. Эти огромные потери заставили командование вывести из Севастополя 1-й и 2-й казачьи батальоны для переформирования. 14 сентября они получили Георгиевские знамёна с надписью «За примерное мужество при обороне Севастополя 1854 и 1855 годов». Возглавлявший русскую армию светлейший князь М.Д.Горчаков лично прощался с черноморскими казаками. А на рабочем столе императора Александра II стояла небольшая скульптура, запечатлевшая севастопольского пластуна.
Сейчас много говорят о тяжёлой судьбе чеченского, крымско-татарского, карачаевского и многих других народов. При этом долгие годы замалчивалась трагическая участь казачества. А потери его неисчислимы. Во время Гражданской войны были убиты сотни тысяч воевавших с обеих сторон. Десятки тысяч вынужденно покинули Родину. Миллионы погибли при раскулачивании, коллективизации, репрессиях и во время голода. Фактически казачье сословие как важнейшая часть вооружённых сил Российской империи перестало существовать.
В 90-е годы XX века началось возрождение практически уничтоженных, но не до конца забытых казачьих традиций. Этот процесс проходил мучительно, так как много нашлось самозванцев, желавших присоединиться к казачьему движению ради карьерного роста. Бывшие советские прапорщики и люди, вообще не проходившие военную службу, объявляли себя маршалами и генералами казачества. Они лихо обвешивались орденами и медалями, вручая их самим себе и друг другу. Именно поэтому в 2010 году группа этнических казаков, проживающих в городе Севастополе, приняла решение объединиться и сформировать Севастопольскую пластунскую сотню, следуя традициям своих дедов и воевавших на севастопольской земле пластунов.
Одним из главных критериев приёма кандидатов в общину является исповедание Православной веры и безпрекословное следование казачьим традициям, которые определяют не только принципы жизни казака, но и образ его мысли. Казачье бытие нельзя сводить к «фотосессии» на коне и с шашкой наголо или к чисто внешней демонстрации военных атрибутов казацкого сословия.
Важной составляющей в деле возрождения казацких традиций является введение в сотне приоритета казачьего круга, которому принадлежит право утверждения всех важных решений, проведение перевыборов руководящего состава и принятие присяги атамана. 10 ноября 2012 года в храме во имя святого великомученика Димитрия Солунского, в присутствии духовника общины иерея Евгения Решеткова и представителей других казачьих общин, состоялись выборы атамана Севастопольской пластунской сотни и его присяга перед святым Крестом и на Евангелии, с вручением ему символов атаманской власти.
Воцерковленные казаки сотни не по принуждению, а по зову православной души систематически исповедуются и причащаются. Помнят они также о том, что исторические уроки забывать нельзя, дабы не повторять прошлых ошибок. 14 ноября 2010 года по инициативе общины состоялся многотысячный крестный ход, а потом и памятные мероприятия в память об исходе Русской армии из Крыма в 1920 году. Зная, что место захоронения легендарного русского военачальника Добровольческой армии Генерального штаба генерал-майора М.Г.Дроздовского находится в Севастополе, на Малаховом кургане, казаки с помощью местных историков установили его примерное расположение. В планах казаков — возведение часовни на месте захоронения Михаила Гордеевича.
Вера без благих дел, как известно, мертва. Казаки сотни установили Поклонный крест, отдавая таким образом почесть святому месту — древнему монастырю, существовавшему в средневековье на горе Ильяс-Кая. На своих плечах они перенесли стальной четырёхметровый крест, несколько мешков с цементом и песком, инструменты и канистры с водой на почти 700-метровую скалу. Севастопольские пластуны обязались поддерживать крест в надлежащем состоянии и благоустроить прилегающую территорию, помогли очистить от мусора развалины пещерной лавры, находящиеся в одной из балок Севастополя.
У возрождающегося казачества есть и серьёзные проблемы. Одна из них — его раздробленность. Чтобы преодолеть её, по инициативе Севастопольской пластунской сотни ряд казачьих общин, полностью соответствующих нравственным и боевым устоям казачьего сословия, объединились в Координационный совет при Севастопольском благочинии.
Деятельность сотни переросла рамки своего коллектива, казаки сотрудничают со всеми конструктивными общественными силами и государственными структурами. В течение последних лет их подразделения принимали участие в охране всех крестных ходов, проводимых канонической Православной Церковью Московского Патриархата, и многих государственных мероприятий на территории Севастополя. Дежурят они и при храме св. Димитрия Солунского, где приходским сестричеством милосердия организованы безплатные обеды для бездомных.
Казаки сотни не собираются останавливаться на достигнутом. В планах общины увековечивание подвигов наших славных предков — установка памятника казакам, воевавшим в Крымскую войну. Но основное направление — это воспитание подрастающего поколения в православных традициях, в духе непреходящих патриотических ценностей казачества, среди которых важнейшими остаются ответственность, верность семейным традициям, физическое и моральное совершенствование личности. Потому не случайно принято решение о создании при храме св. Димитрия Солунского военно-патриотической воскресной школы и проведении ежемесячных детских лагерей с обучением конной езде, пластунской системе выживания, основам казачьего рукопашного и сабельного боя. В перспективе планируется создание полноценного казачьего тренировочно-воспитательного центра.
Севастопольская пластунская сотня открыта для сотрудничества со всеми, кому не безразлична судьба Родины, Православия и Казачества.
А.А.МАЛЫШЕВ, атаман Севастопольской пластунской сотни
В.С.МИРОНОВ, начальник штаба
Ф.К.ЧЕРНОВ, старейшина