Некоторые преобразования в императорской России и Советском Союзе, хотя они и затрагивали одну и ту же сферу, вообще не поддаются сравнению. Например, просто стыдно пытаться ставить рядом аграрную реформу 1906 г. и т.н. «коллективизацию».
Некоторые преобразования в императорской России и Советском Союзе, хотя они и затрагивали одну и ту же сферу, вообще не поддаются сравнению. Например, просто стыдно пытаться ставить рядом аграрную реформу 1906 г. и т.н. «коллективизацию».
Утверждают, что все эти ужасы нужны были, чтобы подготовить СССР к войне. Но император Николай II, который провёл свои глобальные реформы, гораздо лучше организовал оборону своей страны. У нас часто говорят, что Первая мировая война была крайне неудачной для России и ответственен за это «слабый» царь.
Одновременно подчёркивается, что Сталин был великим полководцем, во главе с которым Советский Союз победил в Великой Отечественной. Но в Первую мировую при монархии, то есть до февраля 1917 г., Россия уступила лишь территорию Царства Польского и небольшую часть сегодняшней Литвы. Враг не только не был допущен на собственно русскую землю, но и неоднократно бит. В 1916 г. русская армия провела самое крупное наступление Первой мировой войны, нанеся германо-австрийским войскам тяжкое поражение в Галиции, часть территории которой была занята русскими. На Кавказском фронте наши войска под командованием генерала Н. Н. Юденича наголову разгромили турок и продвинулись на несколько сотен километров в глубь Османской империи.
Вспомним события лета-осени 1941 г.: несмотря на мужественное сопротивление отдельных частей, Красная армия практически разгромлена, солдаты и командиры тысячами, целыми подразделениями сдаются в плен (около 3 млн человек), германские войска в ноябре 1941 г. оказываются под Москвой. За неполных 5 месяцев противник захватил преобладающую часть европейской территории нашей страны. Самые густонаселённые и промышленно развитые территории СССР были отданы на 2—3 года на растерзание нацистскому зверю. Вот откуда огромное количество жертв: гибли миллионы женщин, стариков, детей, что было невозможно в Первую мировую.
Могут возразить, что войны, мол, были разные, в 1941 г. враг был значительно сильнее и многочисленнее. Посмотрим на факты. В 1914 г. России противостояли Германская, Австро-Венгерская, Османская (Турецкая) империи, Болгария. Союзниками России были Франция и Англия. Ей приходилось воевать на пяти фронтах: германском, австро-венгерском, турецком, персидском и румынском. В целом против России воевало около 4 млн человек.
В 1941 г. на СССР напали Германия, Румыния, Венгрия, Финляндия, Италия. Союзниками нашей страны были Англия и США. Общая численность сил противника в 1941 г. составила те же 4 млн человек. Да, Западный фронт в начале Первой мировой войны оттягивал на себя значительную часть германских сил, но уже в 1915 г. на нём наступило полное затишье, продолжавшееся до весны 1916 г.
Воспользовавшись этим, немецкое командование перебросило наиболее боеспособные дивизии против России. Кроме того, русской армии пришлось непосредственно помогать союзникам — во Францию был направлен Русской экспедиционный корпус, в Грецию на салоникский фронт — две русские бригады.
Следует отметить, что во время Великой Отечественной войны против нас не воевала Турция, а союзники в 1941—1945 гг. оказывали СССР существенную военно-техническую, материальную и финансовую помощь.
Да, в Великую Отечественную войну по сравнению с Первой мировой произошло качественное развитие военной техники, появились новые рода войск (бронетанковые войска, например). В 1941—1945 гг. война стала гораздо более манёвренной. Но с другой стороны, в Великую Отечественную не применялось химическое оружие в отличие от войны 1914—1917 гг. В общем, обе войны вполне сравнимы. Потери русской армии в Первой мировой до февраля 1917 г. были около 1 млн человек, количество жертв среди мирного населения России крайне незначительно. Эти цифры не идут ни в какое сравнение с чудовищными потерями нашего народа в Великой Отечественной войне. Всю ответственность за них несёт в том числе и советское руководство во главе с Верховным Главнокомандующим Сталиным. И не надо говорить, что зато мы под его началом в конце концов победили, положив на алтарь этой победы почти 30 млн жизней. Победили благодаря безпредельному мужеству и жертвенности русского и других народов СССР, благодаря таланту и решительности наших полководцев, в большинстве своём унтер-офицеров и прапорщиков старой русской армии. За ценой Сталин не постоял, а Николай II показал, что и в самой тяжёлой ситуации она может быть несравнимо меньшей.
Великая Отечественная война — это высочайший подвиг нашего народа. Однако пришло время посмотреть на Отечественную войну и с другой, духовной, религиозной точки зрения. Это необходимо для понимания подлинных причин страшной трагедии, которую пережила наша Родина, и для выбора пути, по которому предстоит ей идти в будущее. Каждый верующий человек не может не видеть в последней войне Промысл Божий. Очень точно и глубоко сказал об этом Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «У Церкви есть право духовно прозревать исторические пути народа; у верующего человека есть право и возможность видеть руку Божию в своей жизни, в истории Отечества своего и понимать, что есть Божие наказание. Некоторые недоумевают: "Почему же такой страшной и кровопролитной была последняя война?
Почему так много народа погибло? Откуда то ни с чем не сравнимое страдание людей?" Но если мы на эту военную катастрофу посмотрим тем взором, которым взирали на прошлое и настоящее наши благочестивые предки, то разве сможем удержаться от совершенно ясного свидетельства, что сие было наказание за грех, за страшный грех богоотступничества всего народа, за попрание святынь, за кощунство и издевательство над Церковью, над святынями, над верой».
Советская страна так далеко удалилась от своей предшественницы Российской империи, а ещё ранее Руси, что остановить этот процесс могло лишь сильнейшее потрясение, во время которого люди отдавали бы жизнь или рисковали ею не за социализм-коммунизм, а за Отечество, «за други своя». Выше этого, говорит Господь, нет ничего.
Понадобилось осознание всем многомиллионным народом того, что немец пришёл в Россию не как освободитель от гнёта коммунистов, а как безжалостный губитель, чтобы война приобрела характер священной. Такую войну мог выиграть только народ, имевший своей глубинной основой Святую Русь, а не безбожную Совдепию. В 1942 г. Сталин, говоря о советских людях, сказал американскому послу А.Гарриману: «Вы думаете, они воюют за нас? Нет, они воюют за свою матушку Россию».
В мае 1945 г. значительная часть нашего народа вышла на прежний, дореволюционный уровень понимания смысла великих событий, сакрального, Божественного смысла. Ещё одно усилие — и началось бы религиозное возрождение. Но это усилие должно было быть поддержано сверху, руководством, вождём, что оказалось невозможным в принципе. После победы над Наполеоном Александр I не стал объяснять её ни патриотическим подъёмом народа, ни собственными заслугами, а полностью отнёс её к Богу, заявив: «Господь шёл впереди нас. Он побеждал врагов, а не мы!»
Вчитайтесь в потрясающие слова Высочайшего манифеста от 25 октября 1812 года: «Итак, да познаем в великом деле сем Промысл Божий. Повергнемся пред Святым его Престолом и, видя ясно руку Его, покаравшую гордость и злочестие, вместо тщеславия и кичения о победах наших научимся из сего великого и страшного примера быть кроткими и смиренными законов и воли исполнителями, не похожими на сих отпадших от веры осквернителей храмов Божиих, врагов наших, которых тела в несметном количестве валяются пищею псам и воронам».
Как глубоко и верно! Ведь всё это можно и нужно сказать было в победном сорок пятом. Русский народ в своём большинстве был готов это услышать. Но этого не произошло. Воздавалась безудержная хвала генералиссимусу, полководцам, «направляющей и организующей роли коммунистической партии», великому русскому народу. И снова напрашивается сравнение с осмыслением победы над Наполеоном Александром I, который на памятной медали повелел отчеканить: «Не нам, не нам, а имени Твоему». Эти великие слова выбиты и на Русском памятнике в Софии, воздвигнутом в честь освобождения Болгарии в 1878 г. от турецкого гнёта, в ходе которого полегло 200 тысяч наших солдат и офицеров: «Не нам, не нам, а имени Твоему». Так русские люди считали должным увековечивать память о грозных событиях и великих победах. В 1945 г. всё было по-другому. Внезапно приблизившаяся к нашему народу во время войны историческая Россия, Святая Русь, стала понемногу отдаляться. Но всё вернуться на круги своя, к железобетонным советским догматам, уже не могло — в толще народных масс затеплилась русская жизнь, которая за последние три десятилетия и разъела основы большевизма и сталинизма.
Сталинизм, заложивший основы советской системы, несмотря на некоторые материальные успехи, был заранее обречён на поражение. Он не имел никакой преемственности с русской историей, с русской жизнью, с русской духовностью. Поэтому мы заявляем в очередной раз тем, кто кричит о «православном сталинизме». Это плод больного воображения. Православный человек не может быть ни «сталинистом», ни «совпатриотом». Невозможно одновременно почитать святых мучеников и их мучителей, нельзя славить и Бога, и дьявола. Это равносильно отречению от Христа.
В этой связи примечательны слова одного из видных западных идеологов С.Хантингтона (1979): «Конфликт между либеральной демократией и марксизмом-ленинизмом был конфликтом идеологий, которые, невзирая на все различия, хотя бы внешне ставили одни и те же основные цели: свободу, равенство и процветание. Западный демократ вполне мог вести интеллектуальный спор с советским марксистом. Но это будет немыслимо с русским традиционалистом». То есть с нами, с православными.
Вот почему влиятельные круги Запада больше всего боятся возрождения Православия в России. Наши враги готовы поддерживать любую, даже самую кровавую историческую фигуру советского прошлого, будь то Ленин, Троцкий или Сталин. Эти символы, по существу, не являются ни враждебными, ни опасными для Запада, так как они им порождены. Но к императору Николаю II богоборческие силы испытывают непримиримую ненависть. Почему такая ненависть к последнему нашему государю? Николай II — олицетворение, воплощение идеи русской православной цивилизации, русской национальной идеи: «Свидетельство о Христе до смерти». В акафисте святому царю-страстотерпцу есть такие слова: «Радуйся, русских царей украшение». Они точно отражают духовную составляющую Николая II как исторического феномена. В его лице Бог послал русскому народу последнюю возможность избежать революционного грехопадения. Подобные предупреждения шли весь XIX век: преподобный Серафим, святитель Игнатий (Брянчанинов), оптинские старцы, праведный Иоанн Кронштадтский. Эти святые предупреждали: народ и общество подходят к опасной черте. «Если не будет покаяния у русского народа, — говорил праведный Иоанн Кронштадтский, — конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и нашлёт жестоких самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами». Не послушали святого старца и потеряли милостивого царя, получив кровавых угнетателей.
Часто говорим: «Россия, которую мы потеряли». Но мы потеряли не только собственно Россию, но и русскую православную цивилизацию, тысячу лет являвшуюся альтернативой западной апостасийной цивилизации. Мы утратили свою национальную идею — нести Свет Христов миру, и теперь бродим во тьме, пытаясь изобрести новую национальную идею. Она не разрабатывается, она рождается в толще народа, когда он прозревает Волю Божию. В народе она вызревает, оттуда подхватывается учёными мужами, оформляется ими в стратегическую концепцию. И ничего мы, русский народ, путного не родим, пока не вернёмся на тот духовный путь, каким шла наша цивилизация тысячу лет. В эту цивилизацию были встроены, а точнее, органически вписаны все народы и народности, населявшие нашу страну, с их верой, культурой, традициями, с абсолютно равными возможностями с другими подданными империи.
Ради такой цивилизации нам, православным, следует трудиться, молиться, страдать, терпеть и побеждать нашим оружием — единством во Христе. Это было, есть и будет оружие русской победы. «Оружием обыдет тя Истина Его»! — говорится в известном каждому православному христианину псалме. Или как говорил наш великий поэт Тютчев:
«Единство — возвестил оракул наших дней, –
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его Любовью –
А там увидим, что прочней!
Леонид Петрович РЕШЕТНИКОВ