Недавно довелось прочесть замечательную книгу Фазиля (Василия) Ирзабекава «Тайна русского слова». В ней, в главе «Иваны, помнящие родство», автор говорит о необыкновенной любви русских к имени «Иоанн». Это действительно удивительно, ведь имя-то не только не русское по своему происхождению, но и неудобопроизносимое для русского языка, что и привело к его трансформации: Иоанн - Иван.
Моего отца звали Иваном, и его родного брата — тоже. История удивительная, созвучная нашей теме, и потому хочу о ней рассказать. Мой дед Феодосий, глубоко верующий человек, построил храм, был в нём ктитором, канонархом. Когда родился старший сын, его назвали Иваном. А через несколько лет появился на свет мой отец, и родился он 5 июля 1915 года — за два дня до Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, — потому дед и его назвал Иваном.
Замечательны слова о.Павла Флоренского: «Знаю, что самое русское имя — Иван. Кротость, простоватость (или простота). У меня ноет желание, "желание чрева моего", иметь сына Ивана. Хочется родить сына Ивана».
Но вернёмся к размышлениям об истоках этого удивительного явления.
«Издавна размышляя над феноменом исторического пристрастия русского человека именно к этому мужскому имени», автор книги «пришёл к выводу», что слова Спасителя: «Аминь глаголю вам, не воста врожденных женами балий Иоанна Крестителя» (Мф., 11,11) — стали причиной особого почитания этого святого у русских. И хотя предположение связи любимого русскими имени с Предтечей Господним представляется совершенно справедливым, думается, что богомудрый и смиренный русский народ едва ли руководствовался в своей любви к Иоанну Крестителю только «высочайшей характеристикой», данной Спасителем Иоанну.
Подтверждение тому можно найти в самом начале упомянутой главы, где автор говорит, что «некоторые наши братья по вере — те же греки и болгары... щедро награждают своих мальчиков» именем «Иисус». «Русским же людям нарекать своих чад именем Иисуса и в голову не придет. По сей день они привычно называют своих мальцов Иванами», что свидетельствует о глубочайшем смирении русских, даже не допускающих мысли, что кто-то из них может возвыситься до имени Господня.
Об особом отношении к этому имени русских может свидетельствовать и печально известный «имябожнический бунт» в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне в 1908—1913 гг., ставший следствием развившейся там имябожнической ереси. Так что амбициозный подход к именам не свойственен русским. Да и не менее почитают на Руси, к примеру, святителя Николая, пророка Илию, апостолов Петра и Павла. Тогда чем можно объяснить удивительную любовь к имени Иоанн?
Попробуем взглянуть на этот вопрос с позиции православного мировоззрения.
В православном сознании существует понимание особой миссии Руси как Третьего Рима — носителя и хранителя чистоты Православной веры. Россия, в данном контексте, и есть тот град, стоящий на верху горы и светильник, поставленный на свещнице, который светит всем: «Вы есте свет мiра: не может град укрытися верху горы стоя. Ниже ожигают светильника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем» (Мф. 5,14—15) — во мраке последнего, апокалиптического времени, чтобы подготовить человечество ко Второму Пришествию Господню. В Первое Пришествие Его эту миссию осуществил Иоанн Предтеча. То есть Россия в возложенной на неё Богом миссии является олицетворением Предтечи Господня (сравните предыдущую цитату со словами Господа об Иоанне Предтече "Он бе светильник горя и светя" (Ин. 5,35)). Потому и страна наша — Страна Иванов, и любой мужчина в ней для иностранца — Иван («...и уже не первое столетие всех здешних мужчин именно так кличут за ближними и дальними пределами их необъятной сказочной земли»).
Не умом, а душой чувствуют иностранцы эту истину. Но если она так ясна для всего мiра, потерявшего Бога, то насколько очевидна должна быть для самих русских! Думается, что это и проявилось в обсуждаемом нами удивительном явлении. И, пожалуй, учитывая молодой возраст русской нации, вполне можно отнести к ней пророчество праведного Захарии, отца Иоанна Предтечи: «И ты отроча, пророк Вышняго наречешися: предъидеши бо пред линем Господним уготовати пути Его, дати разум спасения людем Его» (Лк.1,76—77). Россия, Святая Русь, сохранившая во всей чистоте Православие, несёт спасительный свет всем заблудивщимся во тьме неверия, или лжеверия, людям.
Сейчас снова огромное количество родившихся мальчишек называют Иванами. Даже наш хороший друг, женатый на русской женщине и живущий в Москве серб, когда родился сын, твёрдо сказал, что звать его будут «только Ваня»! По предположению автора книги, «число Иванов, Ванечек и Ванюшек в нашей стране не просто статистика, а некий показатель духовного состояния, духовного роста, духовной мощи русской нации». С одной стороны, это отрадно. Но, вспомним, что Предтеча Господень родился за полгода до Рождества Христова... Неужто, «близ есть, при дверех" (Мф. 24, 33)? Конечно, речь не о конкретных сроках и датах, тем более, что "у Бога один день, как тысяча лет", а лишь об оценке явления.
Интересно и сопоставление бытия России с жизнью Иоанна Предтечи, который в младенчестве лишился отца, крова, всего достояния (как и Россия — своего Царя-батюшки, самой страны своей, захваченной, разорённой и разграбленной), спасался от Иродовых слуг, избивших всех младенцев в возрасте до двух лет в пустыне, где, лишившись попечения вскоре умершей матери, был храним попечением Божиим (как и Россия, насильственно лишённая завоевателями попечения Матери-Церкви, по сей день хранима Промыслом Божиим посреди духовной пустыни одичавшего без Бога мiра).
Терпя скудость во всём, Иоанн возрастал духовно, пока не был изведён из пустыни для того, чтобы возвестить людям о скором Пришествии Христовом. Он выполнил свою миссию, возложенную на него Богом, до конца, до самых глубин ада дошла проповедь его («благовестил еси и сущим во аде Бога, явлышегося плотию» (тропарь Предтече)).
И вновь осознавшая себя Православной, Россия вверпгута сегодня в самые глубины адовы. Но голос её — глас вопиющего в пустыни, не заглушить уже никому. Если только устоит, не отступит от завещанного ей: «Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение»!
Ирина Ивановна ЖЕЖЕРУН