11 сентября 2012 г. отошёл ко Господу один из старейших клириков Тверской епархии — настоятель любимой многими тверичами Казанской церкви, что во Власьево, протоиерей Николай Васечко.
Отец Николай родился в 1929 г. на Волыни в крестьянской семье, сохранившей традиционные устои православной жизни. Особую роль в его православном воспитании всегда играла мать — Ульяна Ивановна, именно она приводила мальчика в храм, возила в Почаевскую лавру. Даже читать он научился не по букварю, а по Псалтири.
Его детство обожгла война, родное село уничтожили каратели, семье чудом удалось спастись. На всю жизнь отец Николай запомнил Победу, весь день он звонил на колокольне кафедрального собора. В 17 лет он потерял отца. Леонтий Ерофеевич работал обходчиком на железной дороге и погиб, спасая поезд от крушения. Все тяготы, так рано выпавшие на его долю, не поколебали главного — стремления посвятить свою жизнь церковному служению. В 1947 году он поступает в только что открывшуюся Волынскую духовную семинарию. Полуголодная жизнь студентов запомнилась как счастливое время — наконец они могли утолить свою жажду знаний о Боге и мире. Тогда же сложился круг друзей, которые потом не расставались всю жизнь. Через несколько лет их курс забрали в армию, советская власть не оставляла надежды перековать юные души. Николаю Васечко повезло, все четыре года службы во флоте он провёл в Ленинграде с пользой для души и ума: тайком ходил на богослужения, окончил недостающие классы средней школы. Вернулся из армии уже в Московскую духовную академию, где посчастливилось застать старую дореволюционную профессуру. На всю жизнь запомнилось, как они боролись за свою академию, за открытие академического храма, на руках студенты переносили забор, отвоёвывая метр за метром своё право на церковную жизнь. На выпуске ректор сказал слова, запомнившиеся юному Николаю на всю жизнь: «Не проситесь и не отказывайтесь», и выпускник духовной академии по распределению был направлен в Тверскую епархию, где прослужил более полувека.
Вскоре после выпуска, 3 августа 1958 года, состоялось венчание, и верной спутницей Николая Леонтьевича стала Татьяна Дмитриевна Кравчук, с которой его связывала многолетняя дружба. Война и у неё отняла отца, теперь их соединяли любовь и память.
14 сентября 1958 года епископ Калининский и Кашинский Феодосий совершил диаконскую хиротонию, а через неделю, 21 сентября, в праздник Рождества Богородицы, диакон Николай был рукоположен во священника в кафедральном соборе «Белая Троица». Первым приходом был Красный Холм, и начало служения запомнилось радостным: молодой священник был в диковину, все воспринимали Церковь как заведомо прошлое, а вера и задор «молодого попа» удивляли и привлекали многих. В эти первые приходские годы была дописана и защищена кандидатская диссертация, перепечатывать её помогала молодая матушка.
В 1960-м родилась дочь — Люба, и в этом же году последовало новое назначение — в Успенский храм села Завидово, с которым связаны самые счастливые годы приходского служения. Вскоре родился сын — Валентин. Трудностей, как всегда, хватало, но была вера в Бога и в людей, на которой всё и держалось. Это были годы «хрущёвских» гонений, священников расстреливать не решались, но пытались взять измором, хотя в Завидово были ещё те, кто помнил расстрелы, село было на печально известном 101-м километре от столицы, и здесь жили немало москвичей, пострадавших за веру. Приход был типичным для того времени: одни женщины, в основном фронтовые вдовы. До сих пор в памяти отца Николая стоят записки о поминовении усопших, где почти перед каждым мужским именем стояло краткое «воин». Вот эти «белые платочки» и были опорой, которую не смогла сломить даже советская власть, даже самым рьяным коммунистам нечего было сказать тем, кто отдал этой власти своих отцов, мужей и братьев, свои силы и годы. Взялись за молодого священника. Одним из перспективных направлений тогда считалось показательное перевоспитание служителей культа, публичное покаяние в религиозных заблуждениях стоило по партийным расценкам немало. На одном из собеседований в сельсовете, больше напоминавшем допрос, отец Николай немало озадачил собеседников заявлением, что он будет наступать, ибо отступать уже некуда. Хотя были и другие коммунисты, те, кто вынужден был проводить линию партии, но в душе хранил веру отцов. Не пересчитать, сколько их детей и внуков были тайно крещены отцом Николаем, а ведь каждое такое крещение могло обернуться крупными неприятностями.
С утра отец Николай уезжал в сёла, где не было храмов, — крестил, исповедовал, причащал, отпевал. Удивительно, что это продолжалось годами, и никто не предал, не донёс о незаконной религиозной деятельности священника. Удалось даже сделать капитальный ремонт в храме, и это в советские годы, когда каждый гвоздь был на учёте. Ремонт проводили по всем правилам конспирации, все работы старательно маскировались, иконописцы пробирались в храм тайком, работали по ночам. В 1968 году, после завершения восстановительных работ, был освящён главный престол храма, это было первым за долгие годы освящением престола в Тверской епархии.
Очередное наступление на религию в конце концов захлебнулось, как и все предыдущие, наступил «застой». На открытые гонения власть уже не решалась, но и в Церкви немногие решались поднять голову. В эти годы епархию возглавил епископ Гермоген (Орехов) — молодой, энергичный, в застойные рамки совершенно не вписывавшийся. Ему нужны были помощники и единомышленники, и отца Николая переводят в Тверь, назначают ключарём собора «Белая Троица» — единственного в то время храма не только в Твери, но и во всём районе. Храм был всегда переполнен, приходили не только старушки, к Церкви потянулась интеллигенция, слово пастыря нужно было всем. И нужно было не только для каждого найти своё слово, но и осмелиться его произнести. Запомнился крестный ход на Пасху 1974 года, тогда разрешали его проводить только внутри храма, власть стремилась загнать Церковь в гетто. В том году, невзирая на все запреты, впервые за много лет духовенство и народ вышли крестным ходом за стены храма.
Через несколько лет протоиерея Николая Васечко назначают настоятелем кафедрального собора, секретарём епархиального управления, и он становится ближайшим сподвижником митрополита Алексия (Коноплёва), сменившего на Тверской кафедре владыку Гермогена. За эти годы в епархии появилось немало молодых священников, ремонтировались храмы, что вызвало соответствующую реакцию властей, и отца Николая переводят настоятелем Спасо-кладбищенской церкви в г. Бежецке.
Именно здесь он встретил то время, в наступление которого верил всю жизнь, — Тысячелетие Крещения Руси и возрождение церковной жизни. Если до этого приходилось лишь спасать существующие храмы от закрытия и разрушения, то теперь Господь сподобил открывать закрытые церкви. Сколько их было открыто, сейчас не пересчитать, благочиние отца Николая простиралось на несколько районов. Не забывал он и о родной Украине: как можно праздновать Тысячелетие Православия на Руси, если закрыта его колыбель — Киево-Печерская Лавра. Отец Николай принимает активное участие в подготовке открытого письма с призывом открыть Лавру, подписанного архиепископом Феодосием (Дикуном), и в его переправке на Запад, где вскоре оно прозвучало по всем «голосам», — Лавра была открыта уже во время празднования тысячелетия Крещения Руси.
Таков отец Николай Васечко — страстный патриот Триединой России. Он всегда напоминал всем, что все три ветви единого русского народа должны жить вместе, как нераздельная Русь.
Протоиерею Николаю довелось стать настоятелем первого храма, открытого в Тверской епархии, — Казанской церкви в пос. Власьево г. Твери.
За двадцать лет, прошедших с тех пор, трудами и вдохновением отца Николая было сделано многое. Казанский приход стал духовной родиной более двух десятков священнослужителей Тверской епархии, хотя заботиться приходилось не только о научении духовенства. По инициативе протоиерея Николая Васечко была открыта кафедра теологии в Тверском государственном университете, которую он возглавлял почти 10 лет, разработана специализация «Основы православной культуры в начальной школе». При его непосредственном участии стал проводиться крестный ход от верховья трёх рек — Волги, Днепра и Западной Двины, начала выходить православная радиопередача «Спаси и сохрани». Преклонный возраст отца Николая не мешал ему сохранять бодрость духа, на все вопросы о здоровье он отвечал одинаково: «Я строевой».
Уходит из церковной жизни поколение исповедников, ближайших преемников новомучеников. Тьма не объяла свет их веры!
Василий Вадимович БАЩУК