На небольшом холме, на пересечении Нового Арбата и Поварской улицы, стоит одна из самых красивых белокаменных церквей Москвы — храм преподобного Симеона Столпника.
В 1965—1966 годах московские власти задумали на месте старинных, уютных арбатских переулков проложить широкий проспект. Храм, якобы мешающий прокладке новой скоростной магистрали, несколько раз собирались сносить. Уникальный памятник спас архитектор-реставратор Л.И.Антропов. Когда мощный экскаватор прибыл, чтобы развалить древнее сооружение, Леонид Иванович сел в ковш машины и не вылезал из него до тех пор, пока в Министерстве культуры СССР не был издан приказ о прекращении этого беззаконного действа. И для потомков был сохранён храм, который граф Николай Петрович Шереметев построил, вдохновлённый любовью к своей крепостной девушке, актрисе Прасковье Ивановне Ковалёвой-Жемчуговой-Шереметевой.
Многое и многих помнят стены этого храма. На службы приходили и простые люди, и представители известнейших российских фамилий. Вместе с этими людьми и со всей страной храм прошёл свой крестный путь — пережил наполеоновское нашествие, пожар 1812 года; Первую мировую войну; закрытие и осквернение в 1930-е годы.
Помнит храм Симеона Столпника удивительно трогательную и весьма печальную историю любви знатного аристократа и крепостной актрисы, дочери простого кузнеца. Свою красивую фамилию Жемчугова она получила по прихоти самого Николая Петровича. Неутомимо отыскивая драгоценные таланты среди шумных толп крепостной детворы, граф именовал их: Гранатова, Алмазов, Бирюзова. Тогда он без памяти влюбился в свою крепостную актрису. Он окружил её своим покровительством, нежной заботой и способствовал развитию и огранке яркого дарования и самобытного таланта своей возлюбленной.
Она пела почти двадцать лет, исполнила около 50 партий. Успех Жемчуговой был ошеломительным. Особенно ей удавались роли в итальянских операх. Талантом крепостной актрисы восторгались все меломаны. Прасковья не была красавицей. Худенькая, болезненная, она не выделялась из стайки своих подруг до тех пор, пока не начинала петь. «В минуту обаяния, которое невольно охватывает вас, — писал современник, — приобретают весь смысл и значение эта казавшаяся неправильность в овале лица, эти глаза — сильные и нежные во взоре глубоком и влажном».
Как ревностный православный христианин, граф хотел официально жениться на Прасковье Ивановне. Но брак между графом и крепостной был в то время невозможен. Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите, — сказано в Евангелии от Матфея. Шереметев решил, что если не может жениться по любви на Прасковье Ивановне, то не женится ни на ком. После смерти своего отца Николай Петрович открыто перебрался в специально построенный для Жемчуговой дом в Кусковском парке. Весь свет знал об их отношениях — никто не осуждал. А заподозрить Прасковью Ивановну в каком-либо корыстном интересе было бы почти кощунственно — настолько светлым и непорочным был её образ. К нему не прилипала никакая пошлость и обывательская грязь.
В 1797 году графу было пожаловано звание обергофмаршала императорского двора, и ему пришлось срочно переехать в Петербург. Последовавшая за ним Прасковья Жемчугова болезненно переносила суровый климат Северной Пальмиры. Граф мучительно страдал, сознавая, что стал причиной телесного недуга своей возлюбленной. Ему хотелось как можно скорее жениться на Прасковье Ивановне.
Александр I преподнёс ему поистине царский подарок — подписал особый эдикт, который позволил состояться сенсационному для того времени единению между обергофмаршалом императорского двора и примой его крепостного театра. В 1801 году, получив благословение митрополита Платона, Николай Петрович Шереметев и Прасковья Ивановна Жемчугова обвенчались в храме преподобного Симеона Столпника у Арбатских ворот.
В феврале 1803 года Прасковья Жемчугова — великая крепостная актриса, волею Провидения ставшая графиней Шереметевой, — подарила мужу сына Дмитрия. Спустя три недели после родов она скоропостижно скончалась от внезапно обострившегося туберкулёза. В память о любимой жене безутешный Николай Петрович построил в Москве знаменитый Странноприимный дом — величественное дворцового типа здание на Большой Сухаревской площади. Некоторые историки полагают, что необычное название дома связано с одной из книг в библиотеке Шереметевых — «История странноприимных рыцарей святого Иоанна Иерусалимского». Книга была приобретена в память деда — известного фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева.
Странноприимный дом открыл свои двери для всех нуждающихся в медицинской помощи, в первую очередь для людей бедных и обездоленных. В народе он приобрёл широкую известность как Шереметевская больница.
В 1923 г. на базе Шереметевской больницы в здании Странноприимного дома был организован первый в Москве и России НИИ скорой помощи им. Н.Склифосовского. В настоящее время это крупнейшее лечебное и диагностическое учреждение города.
Грустное послесловие
В наши дни тема социальной ответственности крупного бизнеса является одним из самых популярных поводов для того, чтобы несколько упитанных и довольных своей жизнью людей собрались в очередной студии и в ходе оживлённого ток-шоу добавили несколько баллов к рейтингам своей узнаваемости. Но многого ли стоит благотворительность без любви? Да, мы видим, как на обновлённых храмах появляются новые золотые таблички с именами спонсоров. Однако понимают ли жертвователи «на реставрацию и восстановление», что главный и безпристрастный вердикт их деяниям вынесут людская молва и народная память?
Вадим Евгеньевич РУТКОВСКИЙ