19 октября — память апостола Фомы
В свете Воскресения Христова исчезает яко дым всякое зло. Но прежде чем оно исчезнет до конца в день Второго Пришествия Христова, оно обнажается до конца. Почему мы говорим, что глумление над нашими святынями, над Крестом Христовым, которое всё чаще организуется в сегодняшнем мире, — величайшее зло не только для христиан, но для всех людей? Здесь хула на Бога, и мы видим также, что покушение на Крест — покушение на всё человечество, на всю его историю, на всё. Глумление над жизнью и смертью каждого человека. Вы скажете, что они этого не понимают. Но мы-то понимаем, и мы ответственны не только за себя, но и за них, за всех.
Смерть Христа на Кресте и Его Воскресение относятся ко всем людям, в том числе и к не знающим об этом людям. Здесь происходит испытание глубины нашей веры. Как бы ни были люди духовно мертвы, даже если сегодня они враги Божии, есть ещё о них надежда, пока хранится в неприкосновенности и непорочности святыня Креста. Всё, что совершает Господь, Он совершает ради всех. Его смерть охватывает своими глубинами нашу жизнь и нашу смерть, и наша жизнь входит в Его жизнь. Когда Я буду вознесен от земли, Я всех привлеку к Себе, — говорит Христос. Это не означает никогда, что Он за нас принимает решение, которое мы должны принять, что Он стал в нас тем, Кем Он является для нас в Самом Себе. Однако отныне Он для всех вовеки единственный и незаменимый.
Вот о чём мы не можем не размышлять в день памяти апостола Фомы. В первый вечер Пасхи, чтобы ученики убедились, что это Он, Христос открывает им следы Своих Крестных Страданий. Он показал им руки и рёбра Свои. И тот же дар будет дан Фоме, которого не было с учениками во время первого явления Господа и который в свою очередь требует его как знамения, отныне всегда сопутствующего Воскресшему. Если не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25).
Что значит это присутствие ран в прославленном теле Христовом? Если смерть побеждена, то и раны должны бы быть исцелены до конца, и не должно от них остаться никаких следов. Что могло воспрепятствовать всемогущему Богу явить в полноте Свою силу там, где торжество жизни? Может быть, лицезрение ран могло помочь ученикам узнать своего Господа. Воскресший Христос — Тот же Самый, Кого они видели испустившим дух на Кресте. Следы мучительной казни служили утверждением этого и напоминанием, каких глубин достигла любовь Христова. Никто отныне не может удалить их с прославленного тела воскресшего Христа, потому что это новое творение, не просто восстановление того, чем был человек до греха. Не возвращение к тому, что было в раю, но уход далеко вперёд, переход. И всё, что связано с этой Пасхой спасения, должно остаться навсегда, но преображённым, сияющим славой Божией.
Эти раны славы Господней — неизгладимые следы того, что есть наш грех. Грех человеческий — причина, по которой Христос пришёл на землю. Он «грехи наши на Себе понёс», как взывает пророк Исаия. Он облёкся в нашу немощь, как свидетельствует апостол Павел. Он распят в немощи нашей, но жив силой Божией. Мы радуемся в Пасху Христову, что наша немощь и наши раны были Его дорогой к победе. Нашей смертью Он вошёл в жизнь Воскресения. Нашими неисцельными грехами Он даровал нам Свой Крест. Чтобы мы предстояли всегда перед непостижимой никаким разумением, ни человеческим, ни ангельским, тайной любви Христовой. Чтобы помнили, что, пока есть хоть один грех на земле, паки Христос распинается. Но и в вечности следы древних ран не исчезнут в новом творении. Они всегда будут присутствовать в пробитых гвоздями ладонях и в прободенном ребре Господа, но не принося Ему больше страданий. Напротив, они будут источниками света и радости для тех, кто принёс подлинное покаяние Господу.
Они целительны, эти раны, они открывают глаза Фоме, прежде чем он прикоснётся к ним. Крест — красота Церкви, и жизнь, дарованная Воскресением Христовым, безконечно прекраснее, чем она была при творении. Наши грехи нам прощены, но следы их остаются на прославленном теле Господа во свидетельство о неизмеримой Его благодати. Чтобы никто не отчаивался в своих грехах, какими бы они ни были, но облобызал покаяние. Крест даруется нам после воскресения, чтобы мы знали, что любящему Бога, то есть ищущему жизни по заповедям Его, всё, даже его собственное поражение, содействует во благо. Подобно тому как неверие Фомы в первый вечер Пасхи раскрылось таким потрясающим исповеданием веры через неделю: Господь мой и Бог мой (Ин. 20, 28). Подобно тому как тройное отречение Петра даровало ему и всей Церкви тройное исповедание любви: «Ей, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя во веки веков». Если мы на самом деле сподобляемся увидеть Крест Христов и следы его ран, ничего не остаётся в нашей жизни, кроме любви и хвалы Господу нашему.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ