Возражая историкам-западникам, утверждавшим о «жестоком империалистическом» характере завоевания Иоанном Грозным Казанского и Астраханского ханств, философ И.А.Ильин перечислил все многочисленные и опустошительные нашествия татар на Русь, в том числе и после «стояния на Угре» (1480), которое считается концом татарского ига — в 1521, 1537, 1552, 1571 (сожжение Москвы), 1591 гг., — и сделал вывод:
«Татары громили Московское царство с трёх сторон: от Казани, от Сарая и из Крыма… Москва имела все основания считать Казань своим опаснейшим врагом: казанские татары были ближайшими, а потому и наиболее предприимчивыми громилами… Тогдашний полон был явлением жестоким: он вёл к пожизненному рабству с правом продажи в другие страны. По словам летописи: татары русских «куют (в цепи) и по ямам полон хоронят». Общее число освобождённых доходило до 100 000 человек. Это означает, что татары искореняли Русь не только грабежом, огнём и боевым мечом, они изводили её и рабством плена…
Царь Иоанн Грозный рассматривал взятие Казани как подлинно христианское дело. Перед штурмом в русских полках было велено всем воинам исповедаться и причаститься, сам царь провёл часть ночи со своим духовником. А утром велел не прекращать богослужения даже в разгар битвы: «Если до конца отслушаем службу, то и совершенную милость от Христа получим». В память взятия Казани Иоанн Грозный построил в Москве собор Покрова Пресвятой Богородицы (с приделом в память св. чудотворца Василия Блаженного, именем которого стали впоследствии называть и весь храм).
Всё это относится также к завоеванию Астраханского и Крымского ханств, с которыми Русь разобралась позже (все они нападали на Русь в союзе друг с другом).
Следует также отметить, что Русь не знала у себя рабства, даже когда была многажды разоряема и вынуждена платить огромную дань. Поэтому угон в рабство был для русского человека очень тяжёл. Тем не менее побеждённым татарам не мстили: они были включены в Московское государство с сохранением их местных культурно-религиозных обычаев и прав. Татарская знать была приравнена к русскому дворянству. О татарском происхождении принявших православную веру не принято было упоминать. В дальнейшем большинство татар верно служили общему отечеству, что проявилось уже в их участии на стороне русского ополчения против поляков в Смутное время.