Ответы протоиерея Александра Шаргунова

 

 

 

Почему Христос говорит Своим ученикам: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах» (Лк. 8, 10). Почему одним дано, а другим не дано? Разве Бог не «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины»? (1 Тим. 2, 4)
Л.И.Афанасьева, г.Звенигород

Мы находим в Евангелии один из самых таинственных законов встречи Бога и человека. Прикровенный характер слова Божия порой смущает некоторых. Но на самом деле в этом — проявление Его любви, необходимое условие дружбы, которую Он хочет иметь с каждым из нас. Если бы слово Божие не было прикровенным, оно не было бы словом Божиим. Оно было бы одной из истин среди других. На неё можно было бы взглянуть, не изменяя своей жизни, не принося покаяния. Если бы слово Божие было преподано нам с очевидностью, оно не имело бы уважения к нашей свободе, оно не вызывало бы ответа любви. Потому слово Божие — одновременно откровение и дар Божественной Личности, которую можно постигнуть только в любви. Мы это хорошо знаем, невозможно стать кому-либо другом по принуждению. Никто никогда не может силой нас убедить любить. Это было бы самым надёжным способом убить любовь, чтобы не дать любви петь, чтобы общение любви между Богом и человеком никогда не началось. Бог всемогущ, но Он действует сокровенно, потому что полагает Свою радость в том, чтобы быть свободно любимым Его творением. Он хочет, чтобы мы предпочитали Его всему.

У меня вопрос о пастырстве и о миссионерстве. «Жатвы много, а делателей мало», — говорит Христос. Мало у нас делателей, ярких проповедников и миссионеров, способных на доступном современном языке донести до утративших все нормальные ориентиры людей тайны веры. И вообще, если чуть ли не семьдесят процентов нашего народа крещёные, достаточно ли для них имеющихся сегодня священников? А что такое паства без пастырей? Не потому ли большевики старались в первую очередь истребить духовенство? В своей книге «Вчера и сегодня» Вы приводите высказывание в 1995 году бывшего члена Политбюро ЦК КПСС А.Яковлева о двухстах тысячах расстрелянных священников. А нынешняя Церковь? Её возможности, и не только из-за малого числа пастырей, мягко говоря, ограничены. У кого в руках телевидение, радио, все средства массовой информации? Хорошо, что отношения с властью такие, что Церковь может строить новые храмы. Хотя государство могло бы поддерживать Церковь не только в этом. На прочность отношений с властью трудно рассчитывать. Тем более что в атмосфере нравственного распада к власти всё уверенней и наглей рвутся не скрывающие своей ненависти к Церкви разные прохоровы и немцовы. Что ждёт нас в ближайшей перспективе? Как сохранить нам нашу христианскую надежду?
П.Виноградов, г. Москва

Постараемся, как всегда, услышать, что говорит об этом Евангелие. Слова, с которыми Христос обращается к Своим ученикам, прежде чем послать их на проповедь, — нелёгкие слова. Господь не скрывает от них трудности их служения. Вначале Он предупреждает, что их задача безмерно велика, слишком огромна для такого числа делателей: Жатвы много, а делателей мало. Ученики Христовы понимают, что они вступают в сражение, в котором всегда будут в меньшинстве. Сколько бы их ни было, их числа никогда не будет довольно. Точно так же, как их сил, их способностей. В Евангелии Христос даёт яркий образ: Я посылаю вас, как агнцев среди волков (Лк. 10, 3). Может ли быть что опасней? Агнцы среди волков заранее приговорены к съедению, и никто не решился бы идти таким путём, если бы не было у них этого слова Христа, Который посылает их, и они не могут не повиноваться.

Кроме того, у служителей Христовых не будет гарантии, что они получат в своё распоряжение необходимые для проповеди земные средства. С самого начала Господь вменяет их просто ни во что: Не берите ни мешка, ни сумы, ни двух одежд, ни обуви. Ученик Христов не должен отягощать себя ничем безполезным. Он не рассчитывает и на отношения, которые могли бы ему однажды пригодиться: И никого на дороге не приветствуйте (Лк. 10, 4).

Перспективы апостольского миссионерства так же неопределённы. Будет ли проповеди сопутствовать успех? Будет ли она принята? Христос не обещает этого. Он говорит о двух равных возможностях. Во-первых, приветствие мира, посылаемое учениками, встретит человек мира. Но не исключается и другое: проповедник не будет принят. Безполезно будет на чём-то настаивать, говорит Христос, надо будет спокойно претерпеть отказ, удалиться, не выходя из себя. И прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам (Лк. 10, 11).

Что касается самого благовестия, оно должно быть исключительно кратким, выражающим самую суть и в слове, и в действии. Вначале в слове, в кратком благовестии: Приблизилось к вам Царствие Божие (Лк. 10, 11). И затем в действии — в исцелении болящих. Таково настоящее пастырство, сведённое к самому простому выражению, которое Сам Христос передал Своим ученикам. Оно просто и даже может привести нас своей простотой в замешательство, поскольку мы видим пренебрежение столькими вспомогательными средствами, как будто безусловно необходимыми для тех, кто хочет достигнуть успеха. Но в том-то и дело, что речь идёт не о человеческом предприятии, речь идёт о Царстве Божием. Делатель Царства прежде всего не тот, кто возвещает о нём, но Сам Бог, совершающий спасение мира. Безполезно вооружаться какими угодно земными средствами, слишком серьёзно воспринимать свой труд. Необходимо, говорят святые отцы, упраздниться, совлечься себя, научиться быть в таком слушании Бога, так стремиться постигнуть веяние Его Духа, чтобы правильно понимать всё, что Бог говорит. Речь идёт, скорее, о том, чтобы дать действовать Богу, чем действовать самому. Не препятствовать Ему действовать в нас. Речь идёт не столько о том, чтобы нам говорить, но о том, чтобы слушать — даже когда мы говорим. Ибо Бог говорит без конца. И Его слово, Превечное Слово — это всегда Событие, которое в каждое мгновение делает основательной человеческую жизнь и обновляет всё. Потому довольно будет для нас, если мы будем делать всё согласно Слову, уступая Ему и давая место Божественному Событию.

Много ли делателей Слова Божия? Пусть не это прежде всего волнует нас. Довольно для нас молить Господина жатвы, Которому одному принадлежит власть посылать делателей. То, что мы сделаем Им, не прибегая к человеческой силе, будет принято. Так ученикам Христовым даётся подчинение даже злых духов — тех, что, согласно Писанию, держат весь мир в своей власти. Нет ничего удивительного в том, что Господь спокойно утверждает это как непреложный факт. Разве не победил Он мир и того, кто держит его в своей власти? Я видел сатану, — говорит Христос, — спадшего с неба, как молнию (Лк. 10, 18). Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк. 10, 19).

Таково Царство Божие: оно берётся силой. Христовой силой, в немощи совершающейся. Таков служитель Царства: в самом лучшем случае он — неключимый раб, как говорит Евангелие, ни на что не годный служитель. Таково и стадо Божие, Его Церковь, идущая через все ужасы мира без всякой боязни, уверенная в своём Господе: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32).

Почему так важно для верующего человека не пропускать воскресные богослужения? Наш батюшка говорит, что это одна из древних основополагающих заповедей: «шесть дней делай дела твои, а седьмой — Господу твоему». То есть эта заповедь такая же, как «не убивай», «не блуди», «не воруй», которые означают полное разрушение основ жизни. Но можно ли ставить их в один ряд? Нет ли здесь явного преувеличения?
С.Кудашева, г. Ростов-на-Дону

Эти заповеди поставлены в один ряд Самим Богом. И преувеличение здесь только для тех, кто способен воспринимать лишь явно грубые грехи — для духовно слепых, для неверующих. На самом деле заповедь об обязательном посещении храма Божия является ещё более важной. Потому что силу исполнять заповеди «не убивай», «не блуди», «не воруй» и все прочие можно получить только от Бога, давшего их. Где, как не за богослужениями, тем более воскресными, приобщаемся мы этой силе?
Неделя за неделей приходят верующие во Христа Бога люди в храм. Каждое воскресенье — и чаще — оставляют свои дома, свои занятия, чтобы прийти на всенощную и на литургию. Мир, в котором они живут, глубоко поражён материализмом, атеизмом и безразличием. Для них, со всеми их заботами и радостями, которыми они живут, как и весь мир, прийти в храм — как прийти к источнику в пустыне. Они говорят, что воскресное богослужение для них — средоточие всей недели, центр, оживляющий их, дающий им силу жить среди всех прочих человеческих занятий. Часто они употребляют образ «глоток свежего воздуха», как если бы в мире, в котором они живут, нечем было дышать. А те, у кого трудная ответственность, семья, работа, скорби, болезни, порой говорят об этом как о пище или как о лекарстве: мы нуждаемся в том, чтобы исцелить нашу жизнь, чтобы питать её — без этого нет у нас сил, нет возможности быть христианами, свидетельствовать другим о Христе. Каждое воскресенье — Пасха, прикосновение по дару Божию к самому главному, что есть на свете.

В своём обращении в защиту совершивших кощунство в храме Христа Спасителя «деятели культуры» предупреждали, что строгий суд над преступницами повлечёт за собой ещё большую радикализацию в нашем обществе и разделение. А Церковь, говорят они, призвана к умиротворению всех. Действительно, напряжение в обществе из-за этого, как кому-то кажется, незначительного события достигло высокого градуса. Не могла бы Церковь уступить «ради мира»? Ведь и внутри Церкви нет полного согласия по этому вопросу. Есть и такие, кого Патриарх Кирилл назвал «предателями в рясах».
А.Д.Ефимов, г. Москва

Именно о подобных обстоятельствах Христос говорит: Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение (Лк. 12, 51). Мы должны помнить, что Господь — Тот, Кто разделяет, Тот, Кто обнажает глубины наших сердец. Господь сеет разделение, ибо слово Божие, в котором присутствие Христа, — меч рассекающий. Люди должны сделать выбор — «за» или «против». Достаточно открыть Евангелие, чтобы увидеть это постоянное противостояние Христу. О Нём говорят, что Он вышел из себя, Его называют обманщиком, потому что Он освещает сокрытое во мраке сердца и показывает, что ждёт нераскаявшихся грешников в будущем. С самого Своего явления в мир Он влечёт всех к Себе. Он спрашивает прямо и непосредственно каждого из нас — с Ним ли мы или против Него. Не существует иного решения.

Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение. Кто говорит это? Тот, Кто даёт нам мир, всякий ум превосходящий, — при условии, что мы войдём в эту тайну, последуя за Ним, в той самоотдаче, которую явили тысячи и миллионы христиан, прежде нас приобщившиеся безславию и славе Креста. Христос не обещает, что Его Евангелие будет с энтузиазмом принято всем миром. И даже среди тех, кто его примет, будут разделения. Христос попускает этому быть ради святых целей — да откроются искуснейшие и да научатся верные терпению.

Это разделение достигнет и семей. Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей (Лк. 12, 52—53). Когда один становится христианином, а другой — нет, узнавший тайну жизни в ревности своей будет стараться обратить другого, а он, в свою очередь, будет ненавидеть и гнать того, кто своей верой обличает его противление истине. Это разделение может достигать и самой Церкви.

Разумеется, существует лёгкий мир, по человеческому разумению, тот, которого, например, желал Петр для Христа, пытаясь отвести Его от пасхального пути. Мир, который может стать подлинным искушением для Его учеников, источником многих иллюзий. Мир, дёшево купленный среди людей — например, силой или различными уступками, — как говорится, «ради мира». Так же лёгкий мир с собой, сотканный из компромиссов и неприметным для самого себя отказом от Крестной благодати. Мир, который даёт Христос, никогда не бывает лёгким миром. Обещанием этого мира завершает Господь Тайную Вечерю, вступая в Крестные Свои Страдания: Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33).