Народная культура — это не только и не столько хороводы в народных костюмах (настоящим народным костюмом деревенских мужиков давно стала «камуфляжка», удобная в быту и в работе, кепка, поношенные кроссовки или резиновые сапоги), но прежде всего православная вера.
Даже в советские годы, в моём детстве, я помню: почти в каждом доме в деревне, в которую я приезжал на каникулы из Вологды, были иконы, и никуда их не прятали, а у старушек и лампадки перед иконами теплились. И сейчас вера эта, а значит, и культура в народе живёт — практически в каждом деревенском доме есть иконы. Уже другое дело, что преобладает — внешнее или внутреннее (а то ведь под этими иконами и умирают, упившись водкой).
К чему я всё это? В Вологодском районе (а я работаю в районной газете) я знаю лишь одного священника, постоянно живущего в селе (о. Александр в селе Кубенском в сорока километрах от Вологды) и служащего в храме этого же села.
Да, в нашем Вологодском районе восстанавливаются и освящаются храмы, строятся часовни, на Крещение очереди машин выстраиваются к чудотворным источникам. Но во всех этих храмах, часовнях служат городские священники, приезжающие лишь в праздничные дни. В эти дни храмы полнятся народом — слава Богу!
Но почти нет священников, живущих среди своих прихожан, знающих заботы и радости крестьянина, его семейные проблемы, готовых в любой момент, например, выехать в глухую деревеньку для исповеди, просто поговорить с каким-нибудь механизатором, вдруг задумавшимся «о смысле жизни»… Ах, как же не хватает таких священников! Без них, без их не наездами, а постоянной жизни в селе, при храме, не может быть и речи о восстановлении деревни.
Вот много говорят об «институте» военных священников, но разве не менее важен «институт» сельских священников? В нашей Вологодской области принимаются всевозможные программы поддержки молодых специалистов на селе (и поддержка эта, пусть и недостаточная, есть). Но почему нет программы поддержки сельских священников? И здесь главную роль на себя должно взять государство, а не бедные церковные благочиния. Разве государство не заинтересовано в возрождении села, создании рабочих мест, продовольственной безопасности, в конце концов? Надо дать работу местным мужикам. И обязательно нужен священник! Да, ему будет трудно среди спивающихся от безработицы и безнадёги мужиков и множества бытовых сложностей. Но если бы нашёлся такой подвижник! Может быть, всё было бы спасено…
Вот и получается, что храмы восстанавливаются, а по-прежнему, как Рубцов сказал: «Живу вблизи пустого храма…»
Поэтому, если только в землю смотреть, забывая о Небе, можно и на земле, в той самой «хранящей нравственность» деревне, в самого настоящего «потребителя» и рвача превратиться.
А о Небе и должны напоминать раскрытые двери сельских храмов, батюшки, живущие общей жизнью со своим народом.
Дмитрий Анатольевич ЕРМАКОВ, г. Вологда