Посмотрите на уголовников в тюрьмах. У кого из вас шевельнётся сердце от жалости к ним? Часто вызывают эти люди чувство брезгливости: в наколках, говорят на неприятном жаргоне, ведут себя вызывающе, живут по воровским законам... Редко кто в наше время по велению сердца пойдёт помогать им.
4 января - память великомученицы Анастасии Узорешительницы (+ ок. 304 года)
Покровительница заключенных, беременных и отравившихся Анастасия Узорешительница родилась в Риме, в семье сенатора Претекстата. Отец её был язычник, мать Фавста — христианка. Она поручила воспитание маленькой девочки известному своей учёностью Хрисогону, впоследствии причисленному к лику святых. Он учил Анастасию Священному Писанию и исполнению Закона Божия. Анастасия дала Богу обет девства. Сердце её прониклось состраданием к заключённым. О ней говорили как о мудрой и прекрасной деве. После смерти матери, против воли дочери, отец выдал её замуж за язычника Помплия. Чтобы не нарушить обет девства, Анастасия говорила мужу, что у неё неизлечимая болезнь.
В нищенской одежде святая тайно посещала узников, умывала и кормила больных, перевязывала раны, утешала всех. В темницах Рима в то время находилось много заключённых христиан. И её учитель и наставник два года томился в заключении. Встречаясь с ним, она училась у него долготерпению и преданности Спасителю. Муж святой Анастасии, Помплий, узнав об этом, жестоко избил её, поместил в отдельной комнате и у дверей поставил стражу. Святая скорбела, что лишилась возможности помогать людям. После смерти отца Анастасии Помплий, чтобы завладеть богатым наследством, постоянно истязал жену. Святая писала своему учителю: «Муж мой томит меня как противницу его языческой веры в столь тяжком заключении, что мне ничего не остаётся, как только предав дух Господу, упасть мёртвою». В ответном письме святой Хрисогон утешал мученицу: «Свету всегда предшествует тьма, и после болезни часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь». И предсказал скорую смерть её мужа. Через некоторое время Помплия назначили послом к персидскому царю. По дороге в Персию он утонул во время внезапно начавшейся бури.
Теперь святая вновь могла посещать томившихся в темницах христиан, покупать им пищу и лекарства для больных. Когда святого Хрисогона отправили в Аквилею (город в верхней Италии) на суд к императору Диоклетиану, Анастасия последовала за своим учителем. Тело его после мученической кончины по Божественному откровению было сокрыто пресвитером Зоилом.
Через 30 дней после смерти святой явился ему и предсказал о близкой кончине трёх юных христианок: Агапии, Хионии и Ирины. И повелел послать подготовить их предстать пред Господом к святой Анастасии. Такое видение было и ей. Она пошла к пресвитеру, помолилась у мощей святого Хрисогона, затем в духовной беседе укрепила мужество трёх дев перед предстоящими им пытками. После кончины мучениц она сама похоронила их тела.
Святая Анастасия стала странствовать, чтобы везде, где только можно, служить христианам, заключённым в темницах. Бог дал ей дар врачевания. Трудами и словами утешения святая Анастсия облегчала тяготы заключения для многих людей, попечением о телах и душах страждущих разрешала их от уз отчаяния, страха и безпомощности, поэтому и названа Узорешительницей. В Македонии святая познакомилась с молодой вдовой-христианкой Феодотией, которая помогала ей в благочестивых трудах.
Однажды Анастасия, придя утром в камеру, застала её пустой, так как все, кто находился в ней, были казнены ночью. Она заплакала, и тогда тюремщики распознали в ней христианку. «Кто же ещё может плакать по казнённым?» — подумали они и арестовали её. Она была доставлена к императору Диоклетиану. Расспросив Анастасию, он узнал, что девица все свои средства истратила на помощь нуждающимся, а золотые, серебряные и медные статуэтки языческих богов перелила на деньги и кормила многих голодных, одевала нагих, помогала немощным. Император приказал отвести святую к верховному жрецу Ульпиану, чтобы тот склонил её к принесению жертвы языческим богам или предал жестокой казни.
Жрец предложил святой Анастасии сделать выбор: или богатые дары их богам и отречение от Христа, или орудия пытки. Дары лежали справа от неё, а орудия пыток слева. Святая, не колеблясь, указала на орудия пытки: «Окружён¬ная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему -Христу...» Прежде, чем подвергнуть святую Анастасию пыткам, Ульпиан решил осквернить её. Но, как только он прикоснулся к ней, сразу ослеп, страшная боль сжала ему голову, и вскоре жрец скончался.
Святая Анастасия оказалась на свободе и вместе с Феодотией продолжала служить узникам. Вскоре святая Феодотия и три её сына были преданы мученической смерти анфипатом (начальником области) Никитием в их родном городе Никее.
Святую Анастсию снова заключили в темницу и 60 дней истязали голодом. Каждую ночь мученице являлась святая Феодотия, ободряла и укрепляла в терпении. Видя, что голод не причинил святой вреда, игемон Иллирии приказал утопить её вместе с осуждёнными преступниками, среди которых был и гонимый за веру христиан Евтихиан.
Воины посадили узников на старый, ненужный корабль и вышли в открытое море. Когда корабль отошёл далеко от берега, стражники пересели в лодку, а в корабле сделали несколько пробоин, чтобы он затонул. Судно стало погружаться в воду, но вдруг узники увидели мученицу Феодотию, управлявшую парусами и направлявшую корабль к берегу. 120 человек, поражённые чудом, уверовали во Христа. На берегу святые Анастасия и Евтихиан крестили их.
Узнав о случившемся, игемон приказал казнить всех новокрещёных. Святую Анастасию схватили и предали жесточайшей казни — её растянули над костром между четырьмя столбами: «Протяженная мучители к четырем столпом и тем уподоблышяся Распятому на Кресте Сыну Божию» (акафист, икос 11).
Тело святой осталось невредимым, похоронила его благочестивая христианка Аполлинария. После окончания гонений она построила над гробом святой великомученицы Анастасии церковь.
Кстати, великомученицу Анастасию Узорешительницей называют только на Руси. По-гречески же эту святую именуют «Фармаколитрия» — «исцеляющая от ядов или болезней». Именно в этом качестве греки особо почитают св. Анастасию, они также просят её о защите от колдовских чар, обращаются к ней за помощью в любой затруднительной ситуации.
Смешно сказать, но на Западе её ещё почитают как покровительницу цензоров прессы. Спросите, почему? Оказывается потому, что на иконах её изображают с ножницами — орудием пытки.
А в русских народных календарях св. Анастасию Узорешительницу называют к тому же и покровительницей беременных, ей молятся при родах. Видимо, наш поэтичный народ решил, что раз святая разрешает темничные и греховные узы, то может разрешить и те, что держат младенца во чреве матери. А может, помощницей в родах святую считают потому, что её память празднуется в канун Рождества Христова.
Летом 1995 года, когда шла война между православными сербами и хорватами-католиками, две иконы с изображением святой Анастасии (западная и восточная) были направлены в космос. В течение семи месяцев они находились на борту российской орбитальной станции «Мир» в рамках миротворческой миссии «Святая Анастасия — надежда на мир». Эта миссия должна была способствовать примирению народов бывшей Югославии. Иконы и миссия получили благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Римского Папы Иоанна Павла II и Патриарха Сербского Павла.
После возвращения на Землю иконы совершили паломничество по местам почитания св. Анастасии в разных странах и городах Европы. А в юбилейный, 2004 год, когда исполнилось 1700 лет со дня мученической кончины св. Анастасии Узорешительницы, эти иконы участвовали в торжествах, связанных с празднованием страданий сирмиумских мучеников в сербском городе Сремска Митровица (бывший Сирмим), где пострадала святая.
И надо же какое историческое совпадение: из этих же краёв был родом и там окончил свою жизнь император Гай Аврелий Валерий Диоклетиан, во время гонений которого была замучена св. Анастасия.
Порой, глядя на нынешних школьниц, пытаюсь вообразить себе их будущее. Вот эта мечтает стать ди-джеем, а станет скрипачкой, другая хочет быть певицей, а суждено ей -банкиром... А в ком-то созревает талант великой любви, и юная дева всем радостям мира предпочтёт путь христианского служения — как некогда святая мученица Анастасия Узорешительница.
Николай Александрович СЕГЕНЬ