Об этом чуде (или, если хотите, странном явлении) рассказал мне протоиерей Михаил Фёдоров, благочинный Тирлянского округа (Уфимская епархия). Оно произошло в селе Ломовка, в небольшой церковке. Такие чудеса (и подобные им) происходят во многих храмах России.
Одна из церковных икон отразилась на стекле, за которым находится в рамке. Это образ Иоанна Кронштадтского. Изображение выглядит как графическая копия. О таких явлениях я слышал неоднократно: святые образы отображались не только на стёклах рамок и киотов, но даже на окнах церквей. Через несколько дней поехал в Ломовку.
На службу пришли человек тридцать. Это много для Ломовки. Церквушка едва вмещает всех прихожан. Это в праздники. А в будние дни здесь не более пяти-шести «платочков». Говорю так, потому что среди молящихся — в основном бабушки…
Батюшка в конце службы вынес икону из алтаря. На вид это самая обыкновенная софринская икона — современная, то есть выполненная полиграфическим способом: листочек бумаги, приклеенный на твёрдую основу и вставленный в рамку со стеклом, на котором он непостижимым образом и отпечатался.
Предвижу возглас скептиков: да какое это, мол, чудо! Всего лишь странное явление, и наверняка есть естественные причины его возникновения. Чего греха таить: в своих рассуждениях об этом чуде я тоже невольно пытался объяснить всё с материальной точки зрения. Но ничего не получилось. И у других, наверное, тоже не выйдет… Как никто до сих пор не может объяснить (вернее, опровергнуть) явление Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме на православную Пасху.
Странно всё-таки устроен человеческий ум. Мы часто жаждем чуда, а когда оно происходит, начинаем зачастую (вольно или невольно) подводить под него «научную» основу.
А вот батюшка Михаил верит, что в его церквушке произошло именно чудо!
— Господь являет нам чудеса, чтобы укрепить нашу духовную немощь и таким образом помочь нам, маловерным, — сказал мне настоятель ломовской церкви. — Но нельзя в своей вере ориентироваться только на чудеса. Это неправильно.
Что имеет в виду батюшка? Речь идёт о людях, для которых чудо является основным условием веры. В этом случае всё было бы очень просто. Представьте себе, если бы в Ломовке в святые дни явился бы архангел Михаил (церковь здешняя носит его имя), сияя в лучах славы, все ломовцы непременно ломанулись бы в церковь. И ещё три храма построили бы. Но Богу нужен наш свободный выбор. Как учит Православная Церковь, одно из главных чудес — наше покаяние, которое приводит к изменению человека, его нравственному очищению. Мы приходим к Богу через сомнения и искушения; мы падаем и поднимаемся вновь. Или ползём, пытаясь немощной рукой схватиться за Ризу Христову…
Кстати, отпечаток образа Иоанна Кронштадтского батюшка Михаил обнаружил на стекле ещё в конце прошлого года, когда решил разобрать рамку, чтобы прикрепить к иконе кусочек (буквально ниточку!) епитрахили святого. Отец Михаил привёз эту святыню из паломнической поездки… Но объявить о чуде отображения настоятель церкви решил через полгода, в святые покаянные дни Великого поста. В Православной Церкви не принято спешить и суетиться…
Случайно ли в ломовской церкви отпечатался образ именно Иоанна Кронштадтского? Думаю, что нет. Поясню почему.
Отец Иоанн был глашатаем строгих традиций Святой Руси, сторонником патриархальных церковных устоев. «Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству», — говорил святой.
Ломовцы в старые времена были очень патриархальным и религиозным народом! Куда, кстати, религиознее, чем белоречане и все прочие в округе. Вот какие данные мне удалось собрать про дореволюционную и в ту пору ещё истинно православную Ломовку.
В Ломовке когда-то в самом центре села возвышалась большая деревянная церковь. Она, как и нынешняя церквушка, тоже носила имя Михаила Аpхангела. В 1916 году Ломовку посетил епископ Оренбургский и Тургайский Мефодий. В его окружении был некий Филологов, протоиерей, который вёл дневник, аккуратно записывая туда все данные о посещении владыкой заводских посёлков и сёл. Вот что там говорится о Ломовке: «Чистая благоукрашенная деревянная церковь. Молодой, энергичный священник Пётр Егоров встречает владыку живым красноречивым словом: "За 25 лет существования нашего прихода ты, владыка, из архиереев пришёл к нам первым!"» («Белорецкий рабочий», Л. Попов, «Туризм и… церковь», 15.08.1989).
В 1930 году 20 февраля на общем собрании жители села якобы высказались за закрытие цеpкви. Эта была распространённая практика безбожных властей того времени: людей под различными нажимами (лишение гражданских прав и т.д.) заставляли высказываться подобным образом. Кстати, зачастую (и такие факты есть) власти использовали подложные документы, якобы выражающие требования большинства о закрытии церкви. К тому же уже чеpез тpи месяца семьсот (!) человек обpатились в сельсовет с заявлением, в котором, в частности, говоpилось: «Считаем совершенно неправильным подход к закрытию цеpкви во вpемя всеобщей коллективизации, когда народ был запуган. Члены церковного совета, середняки и зажиточные сдали цеpковно-pелигиозные предметы Ломовскому сельсовету, так как боялись, кабы их не лишили гражданских пpав… Просим, в числе 700 человек, подписавшихся под настоящим заявлением, pазобpать это дело и открыть цеpкву».
Насколько мне известно, это единственный случай, когда люди, а именно жители Ломовки, в сталинское лихолетье не побоялись потребовать возврата своего храма. Однако власти села полностью пpоигноpиpовали это заявление и церковь не открыли.
Только в конце Великой Отечественной войны, когда по всей стране стали открываться хpамы, ломовская церковь Михаила Аpхангела вновь стала действующей. Настоятелем её был тогда иеромонах Иосиф.
Батюшка Иосиф запомнился ломовцам как исключительно добрый и очень трудолюбивый человек. Он вместе с мужиками pемонтиpовал церковь, наводил порядок на кладбище и даже помогал ломовцам по хозяйству. Денег с бедных людей отец Иосиф никогда не брал.
Спустя некоторое время церковь в Ломовке полностью сгорела. Пожар начался прямо во время службы. О причинах его возникновения уже никто не помнит. Одна бабушка рассказывала мне, что батюшка Иосиф никак не хотел выходить из горящей церкви — он стоял и, не обращая внимания на пламя, молился. Чуть ли не насильно православные заставили-таки отца Иосифа покинуть храм.
После пожара батюшка стал собирать деньги на постройку новой церкви. Несмотря на страшную pазpуху и нищету, довольно-таки быстро была собрана необходимая сумма. Православные купили простой крестьянский дом и перенесли его на место, где ещё недавно возвышался хpам. Потом построили небольшую колоколенку, возвели купол, установили кресты, и в Ломовке появилась маленькая и аккуратная церковка, которая, очевидно, тоже носила имя Михаила Аpхангела.
Отец Иосиф служил в ней вплоть до «хрущёвской оттепели», когда власти опять стали повсеместно отбирать у верующих храмы. Ломовская церковь была закрыта, а отец Иосиф уехал из села.
В советские годы к Ломовке (ещё до закрытия церкви, построенной иеромонахом Иосифом) имел касательство дед нынешнего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла отец Василий Гундяев… Об этом свидетельствует молитвослов с подписью отца Василия, который попал в руки нынешнего ломовского священника отца Михаила Фёдорова.
Заглянул в интернет и обнаружил, что сан Василий Гундяев принял в середине 50-х годов. А до этого за свои религиозные убеждения в общей сложности прошёл 46 тюрем и лагерей и 7 ссылок. Местом служения отцу Василию была определена Башкирия, дальнее село Усть-Степановка. Ну а Ломовка скорее всего была кратковременным периодом в его биографии (священники часто переезжали с места на место)… «Никогда ничего не бойтесь. В этом мире нет ничего такого, чего следовало бы по-настоящему бояться. Нужно бояться только Бога», — наставлял он перед смертью своих внуков. Умер батюшка в 1969 году. Отпевание совершили его внуки: в ту пору иеромонах Кирилл (Гундяев) и его старший брат священник Николай.
Ломовцы были очень вольным и самобытным народцем. Они любили Бога и царя и из поколения в поколение передавали звание (именно звание!) ломового извозчика, чем всегда гордились: ломовцы возили руду с горы Магнитной на Белорецкий завод. Жили они свободно, как казаки. Им незачем было бороться за восьмичасовой рабочий день и прочие революционные новшества…
Ну а ломовая лошадь для ломовцев была в буквальном смысле кормилицей, и день мучеников Флора и Лавра всегда в православной Ломовке отмечался так же торжественно, как и престольный праздник — день архангела Михаила. На Руси святых мучеников Флора и Лавра почитают как покровителей домашнего скота. Вот какие данные я нашёл в интернете: «По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратился падёж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан — родины святых братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены Архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми».
В дореволюционной Ломовке, по рассказам старожилов, находились две часовни. В день святых мучеников Флора и Лавра к часовням сгонялись табуны лошадей, коров и служился праздничный молебен.
Вот ещё один интересный факт. Мало кто знает, что именно ломовские мужики, гурьбой явившись в Белорецк, устроили потасовку с представителями власти, которые решили закрыть белорецкий храм в 1929 году (кстати или некстати, но это произошло 8 марта). Об этом мне рассказывал очевидец тех событий белорецкий краевед Алексей Иосифович Дмитриев.
Что же произошло с Ломовкой? Куда делись патриархальность и религиозность её жителей, если сегодня в будние дни в махонькой местной церквушке всего пять «платочков» и один дедушка?
Вот, наверное, и проявился на стекле образ Иоанна Кронштадтского, чтобы ломовцы (впрочем, и все остальные) содрогнулись и опамятовались… Иначе — опустеет Россия, «как древние царства и города, стёртые правосудием Божиим…».
А вообще можно много рассуждать о чудесном явлении, что произошло в ломовской церкви, и о том, что этим Бог нам хочет сказать… Но в душу запали слова отца Михаила Фёдорова, которые он произнёс у иконы Иоанна Кронштадтского: «Чудом является каждый прожитый нами день и каждый человек, потому что он всегда имеет шанс на спасение во Христе!»
Выйдя из храма, я подумал, что чудом является и вот этот весенний солнечный лучик, что согревает наши озябшие души…
Игорь Дмитриевич КАЛУГИН,
г. Белорецк