19 августа 1937 года, 75 лет назад родился замечательный драматург Александр Валентинович Вампилов
Покинул он сей бренный мир (утонул в Байкале) 17 августа 1972 года — за два дня до своего 35-летия. Во вступительной статье к избранному своего друга Валентин Распутин написал: «В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилов… Кажется, самую душу и самую надежду почти в единовременье потеряла с этими именами российская литература…»
Первым посвящением Александру Вампилову можно считать шуточное стихотворение Николая Рубцова, написанное им в 60-х годах:
Потом к Вампилову направлю
Я поэтический набег.
Его люблю, его я славлю…
И отправляюсь на ночлег.
Саня, как любовно называли его все коллеги, смолоду, с университета, был окружён людьми. Его литературные друзья единодушно признают, что он скреплял иркутскую «писательскую стенку». Его любили за редкостный талант, человеческое обаяние, природное остроумие. «Писать надо о том, от чего не спится по ночам», — любил повторять Александр Вампилов.
Автор многих рассказов, замечательных пьес «Прошлым летом в Чулимске», «Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты» и других Вампилов родился в малом райцентре, в Кутулике, под Иркутском в 1937 году в учительской семье. «Александр Вампилов стал Александром, потому что в год его рождения (1937-й) исполнилось сто лет с той поры, как Россия потеряла Пушкина, — отец мальчика был учителем литературы, и разве мог он назвать сына иначе?.. Он и ушёл, немного не дотянув до пушкинских лет, — так написал в книге о мире драматурга псковский критик Валентин Курбатов. — Друзья с печалью и любовью оглянулись в воспоминания и написали совершенно обыкновенную жизнь. Кажется, это их смущало, и они всё время должны были чуть "подогревать" слишком простые события, чтобы сделать их соразмерными будущей славе своего вчерашнего товарища.
А между тем самое дорогое как раз и было в этой живой обыкновенности жизни, в полной растворённости Александра в будничном движении времени и поколения».
Его детство, судя по воспоминаниям матери и сверстников, было обыкновенно-типичное райцентровское послевоенное: школа, походы, футбол и рыбалка. Саша очень любил книги и много читал, особенно сказки, которые рассказывала бабушка Александра Африкановна, воспитанница Иркутского епархиального училища. Потом пришла детская страсть к стихосложению. Ею Вампилов переболел втайне от домашних, читая свои стихи приятелям под страшную клятву хранить его секрет. «И однажды случилось чудо. В село приехал самый настоящий театр, и "сквозь дырку в занавесе, на полу у самой сцены" увидел Витька, как солнце садится в аистово гнездо», — это начало прозаического творчества. Первые свои маленькие рассказы, а потом и пьесы Вампилов населил бывшими приятелями, приехавшими, как и он, в Иркутск получать высшее образование, привезшими с собой главную особенность — тот дух свободы и упрямства, который потом и в самом Александре Вампилове преобразуется в чувство собственного достоинства, справедливости.
Ещё будучи студентом историко-филологического факультета Иркутского университета, Вампилов был зачислен в штат областной газеты «Советская молодёжь». Работа в газете заставляла вглядываться в жизнь и писать, писать, писать. В 1961 году вышел первый сборник его рассказов «Стечение обстоятельств» под псевдонимом А.Санин.
В 1965 году Вампилов написал пьесу «Прощание в июне». Напечатанная год спустя в журнале «Театр», она принесла ему первый крупный успех, увидев свет рампы во многих городах страны. Сейчас в это трудно поверить: пьеса провинциального журналиста — в столичном журнале и — заочный успех! В 1967 году молодым драматургом создана вторая пьеса «Старший сын», премьера которой состоялась в Иркутском драматическом театре им. Н.Охлопкова. А потом были другие театры, а ещё позднее — замечательный фильм с выдающимся Евгением Леоновым в роли Сарафанова. Пришла всесоюзная слава.
В «Утиной охоте» им чисто и подлинно было сказано всё, от чего судьба пьесы неизбежно должна была стать мучительной, — такие грозные зеркала общество старается спрятать понадежнее. «Тогда вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта, — писал В.Распутин. — Слабые, незащищённые и не умеющие защититься перед прозой жизни люди, но посмотрите, какая стойкая, какая полная внутренняя убеждённость у них в главных и святых законах человеческого существования…»
Только 10 лет творчества было отпущено судьбой Александру Вампилову. Но за столь короткий срок драматург создал свой особый театральный мир. Пьесы, написанные им, вышли на мировую сцену, а имя Вампилова произносится в одном ряду с именами выдающихся драматургов и деятелей театра.
Александр Александрович КАДАШЕВСКИЙ