Виктор Тростников - Основатель общежительного монашества

Преподобный Феодосий, грек по национальности, родившийся в Каппадокии (запад Малой Азии) и скончавшийся  в Палестине в возрасте 105-ти лет, был по Промыслу Божмю, основателем общежительного монашества. Он ввёл в христианскую жизнь то, чего раньше не было — Уставной монастырь, по-гречески «киновию».

 

1480 лет со дня кончины преподобного Феодосия Великого

Наинание   преподобного Феодосия очень скоро разрослось до громадных масштабов и со временем перевернуло весь христианский мир. Такие явления не возникают в истории случайно, и сам момент их появления всегда обусловлен особыми обстоятельствами. В какой же момент на историческую сцену выступила такая новая сила, как  общежительные   монастыри?

Это был рубеж V и VI вв., ориентировочно 500-й год. К тому времени «Второй Рим», т.е. Византия, существовал как самостоятельное государство уже более ста лет (разделение Римской империи на западную и восточную произошло в 395 году). Но главное было не в этом — важнее было то, что в 476 году Западная Римская империя пала под натиском германских завоевателей, образовавших свои племенные союзы и отдельные королевства, бывший «Первый Рим» раздробился и перестал существовать. Византия оказалась единственной православной монархией во всём мире Однако поместная Церковь на Западе сохранилась и оставалась единой, ибо сокрушившие Империю кесарей варвары приняли христианство.

Казалось бы она должна была духовно объединиться с Восточной Церковью, совместными усилиями просветить все народы Европы, и, может быть, тогда удалось бы даже постепенно восстановить общую Империю в границах, установленных Константином Великим. Но это было невозможно из-за того, что германцы были приверженцами арианской ереси, совершенно неприемлемой для Византии. Фактически, раскол Церкви начался именно в конце V века, а в 1054 году он лишь был окончательно оформлен юридически. До этой констатации необратимого расхождения двух ветвей первоначальной Христовой Церкви официально считалось, что она по-прежнему едина, как постоянно провозглашается в Символе Веры: «Верую во Едину (одну) Святую Соборную и Апостольскую Церковь». И поэтму то, что происходило в Западной Церкви неизбежно отражалось на Восточной, причём весьма болезненно.

Двум половинам христианской Церкви стало трудно уживаться друг с другом. Церковь вошла в полосу возбуждения и напряжения, её лихорадило. Но Христос сказал, что Церковь врата ада не одолеют, а Его обетования непреложны. Задача нести полноту Истины была возложена на Восточную, Византийскую Церковь, находившуюся в пределах политически монолитной Империи.

Бережное сохранение этой спасительной Истины, принесённой человечеству  Самим воплощённым Богом, было чрезвычайно трудным делом т.к. отклонения от неё, именуемые «ересями», не только проникали в Византию с Запада от недавно крестившихся варваров, но и рождались внутри Империи из-за немощи повреждённого грехопадением человеческого ума и нетвёрдости столь же повреждённой воли. А для того, чтобы противостоять уклонениям, недостаточно знать Священное Писание, соборные определения и святоотеческую литературу — это только теория, для прочного и достоверного постижения Истины необходимо проверять и подтверждать теорию практикой — опытным Богопознанием. Что это такое? Прямой контакт человека с Богом, дающий опытные сведения о сущности Его, а также приоткрывающий Его волю в отношении человеческого рода.

Это огромный труд, неподъёмный для обычного человека, даже у избранников требующий всех без остатка внутренних сил; такой человек не должен заниматься ничем другим, кроме стремления соединиться с Богом в целях Его познания.

Именно такие люди и защитили православное богословие от посягновений на его «исправление», которые, на самом деле, привели бы к его искажению. Все богодухновенные стражи апостольской веры были монахами: святители Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие. «Монах» в переводе с греческого значит «одинокий». Основной смысл этого слова заключается в безбрачии: монах не имеет жены и детей, он в этой жизни одинок.

До определенного момента монах избегал людей вообще, желая сосредоточиться на исключительном служении Богу, а не окружающим. Иными словами, монах, в раннем понимании этого термина, был отшельником — он уединялся в пустыне и в непрестанных молитвах обретал духовное зрение, благодаря которому начинал видеть Истину воочию. Таким был, например, первый отшельник — святой Иоанн Креститель. Внутренние очи его отверзлись так широко, что он узнал в Иисусе Бога и Спасителя, тогда как большинство его современников видели в Нём сына плотника из Назарета.

Таким образом, монах — это камертон Православия, живой источник Боговедения, без которого Церковь не могла бы православно проповедовать, не впадая в заблуждения. Церковь христианская невозможна без монашества точно так же, как здание не будет стоять без фундамента. Институт монашества имелся и в Восточной и в Западной Церквах. Но развивался он в разных направлениях. Эта разница определялась тем, что Церкви находились в совершенно разных социально-политических условиях.

Византия была монархической, в которой носитель верховной власти, Император, сам был христианином и благоволил Церкви, защищая её от внешних и внутренних врагов. И Церковь воспитывала свою паству в духе законопослушания, делая из неё образцовых граждан. Такое сотрудничество Церкви и государства, ставящее своей целью благо народа, называется «симфонией» (созвучием). Для Второго Рима это был идеал коллективного жизнеустроения.

По-иному складывалась жизнь на Западе, где в силу политической раздробленности симфонии в принципе не могло быть: Церкви просто не с кем было её устанавливать. Если в Византии светская и духовная власти находились в равновесии, могли действовать на паритетных началах, то на Западе духовная власть, будучи единой, была много сильнее светской власти, распылённой и ослабляемой непрерывными междоусобицами. И тут перед Западной Церковью возник соблазн взять в свои руки, помимо духовного, также политическое и экономическое руководство. Общественный порядок, при котором Церковь подминает под себя государство, называется «папо-цезаризмом» — к нему и начал двигаться средневековый Запад. Как видите, здесь был совсем не тот идеал, что в Византии.

Для осуществления симфонии Церковь, как уже было сказано, должна воспитывать граждан законопослушными, а следовательно, уживчивыми, благожелательными к окружающим людям. Законопослушание есть частное проявление добродетели послушания, смирения. Эту добродетель, ставшую в VI веке в Византии весьма востребованной, должны были воспитать в себе, чтобы передать затем всей нации, всё те же подвижники-монахи, работающие над изменением своего внутреннего мира.

Но монах-отшельник не может иметь опыта послушания. Поэтому именно в этот период появляется новая форма монашества — общежительные монастыри, где послушание в земном смысле этого слова является главным плодом работы над собой. Положить начало этому деланию Господь изволил преподобному Феодосию.

С детства он имел сильную тягу к служению Богу и в юном возрасте ушёл из дома в Палестину, где подвизался в пещере, намереваясь провести в ней всю жизнь. Но Промысл Божий судил по-другому. К затворнику собирались ученики, вскоре пещера стала тесна для всех них. Тогда, крепко помолившись, преподобный дерзнул создать нечто дотоле небывалое — монастырь с обязательным для всех насельников уставом в котором послушание занимает такое же важное место, как молитва.

Не прошло и столетия, как количество общежительных монастырей, служивших камертонами общественной жизни в государстве, стало исчисляться десятками, а затем и сотнями. И, конечно, именно они стали фундаментом  Второго Рима, простоявшего целую тысячу лет.
Что касается западных общежительных монастырей, то, в соответствии с установкой на примат Церкви, послушание в них принесло совсем другую форму: их насельники беспрекословно подчинялись римскому папе, становясь его бойцами в войне, которую он вёл против светских владетельных лиц.

Добавим, что русские общежительные монастыри создавались по образцу византийских, и это естественно, ибо Третий Рим имеет своим предназначением быть преемником всего духовного наследия Второго Рима.

Виктор Николаевич ТРОСТНИКОВ