Сергей Шумило - Князь Аскольд – предтеча Крещения Киевской Руси

Архив: 

В 860 году киевский князь Аскольд совершил поход на Константинополь и принял христианство, по свидетельству ряда авторитетных источников, в праздник свт. Николая, потому и был наречён во святом крещении Николаем.

15 июля - 1150 лет со дня мученической смерти князя Аскольда

Наш собеседник – Сергей Шумило, автор книги «Князь Оскольд и христианизация Руси».

Корр.: Что побудило Вас написать эту книгу?

Сергей Шумило: Постоянное внутреннее тяготение к этой теме. Я ничего нового, по сути, не написал. Но всё время, пока искал материалы для книги, пытался не столько читателю что-то рассказать, но для самого себя найти ответы на мучавшие меня вопросы. Действительно ли был Аскольд христианином, действительно ли при нём состоялось первое Крещение Руси? И был ли он мучеником?

Я не предлагаю читателю свои личные рассуждения, в основном цитирую других исследователей, богословов, которые уже до нас ответили на эти вопросы. Ведь цель книги — возрождение почитания князя-мученика Аскольда, поэтому важно мнение авторитетных богословов и историков.

Один батюшка с Афона меня благословил и сказал: «Не сомневайся, пиши книгу, сам св. Иоанн Кронштадтский почитал князя Аскольда». Это, наверное, был самый важный аргумент для меня. Но найти свидетельства о почитании св. Иоанном Кронштадтским князя-мученика Аскольда было крайне трудно. И всё же их я нашёл — в брошюре известного киевского профессора Сикорского, посвящённой визиту святого праведного Иоанна Кронштадтского в Киев, изданной в 1893 году.

Там подробно описывается, что, когда святой старец Иоанн прибыл в Киев, он первым делом попросил, чтобы его отвезли на Аскольдову могилу. «Посещение первого кладбища христианских мучеников, — как пишет Сикорский, — произвело на отца Иоанна очень сильное духовное впечатление». Когда он спустился в крипту и увидел гроб Аскольда, то начал вслух громко молиться святому князю-мученику. Это была встреча святого со святым.

Корр.: Свою книгу широкой общественности Вы представили 15 июля, в день праздника Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Как это событие связано с князем Аскольдом?

Сергей Шумило: Из летописей известно, что крещению Аскольда предшествовал военный поход его на Константинополь в 860 году. Многочисленное языческое войско русичей окружило столицу православной Византийской империи. Но после молебна и положения святым Патриархом Фотием Ризы Божией Матери в море поднялась буря и потопила корабли русского языческого войска. Поражённые чудом князь Аскольд и часть его дружины крестились. В память об этих событиях и был установлен святым Патриархом Фотием праздник Положения Ризы Богоматери. По древней традиции, именно в этот день отмечается и память Аскольдова Крещения Руси, которое состоялось на 128 лет раньше Крещения Руси св. кн. Владимиром.

Корр.: Интересно узнать о родословной князя Аскольда.

Сергей Шумило: Среди историков нет единого мнения по данному вопросу. Некоторые источники, в частности Киевский синопсис, украинские и белорусские летописи и польские хроники утверждают, что князь Аскольд был последним наследником славянской династии князя Кия. Северные летописи пишут о том, что князь Аскольд был пришлым варягом, который стал княжить в Киеве.

Но ещё до революции известный академик Шахматов отстаивал идею славянского происхождения князя Аскольда. Он считал, что его имя — от названия реки Оскол. И другие историки, среди них Борис Рыбаков, утверждали, что более правильным будет написание этого имени так, как оно пишется в Никоновской летописи, — Оскольд.

Но для нас важнее не то, был ли князь Аскольд варягом или славянином, а то, что он стал первым киевским христианским князем и мучеником за веру. Ни в коем случае нельзя умалять значение Владимирова Крещения Руси. Это событие, которое стало эпохальным для всей нашей истории. Но если мы не будем знать, как начинался процесс христианизации Руси, что предшествовало принятию христианства св. князем Владимиром, то не получим полного представления о становлении христианства в наших землях. Это особенно важно сейчас, когда мы переживаем период как бы нового обращения в Православие после атеистического периода истории.

В среде интеллигенции сейчас модно приобщаться к различным языческим традициям. Можно услышать мнение, что христианство было насильно навязано Руси. Будто бы до этого здесь жили миролюбивые язычники-славяне, которые славили силы природы и языческих богов, но пришли «злобные христиане» и начали убивать язычников, огнём и мечом навязывать чуждую греческую веру. Но при этом наши неоязычники забывают, как жестоко преследовали древние язычники христиан на Руси.

Приняв христианство, князь Аскольд, как видно из писаний Константина Багрянородного, никому свою веру не навязывал. Христианская и языческая общины мирно сосуществовали на Руси. Но язычество постепенно теряло свои позиции на фоне христианской культуры, письменности и просвещения. Со стороны язычников это вызывало озлобление и ненависть, что и привело к заговору против князя Аскольда. Заговорщики пригласили из Новгорода князя-язычника Олега, а Аскольда обманом заманили в западню и убили.

Как считают многие историки, в Киеве произошёл настоящий религиозно-политический переворот, в результате которого был убит законный киевский князь-христианин и на смену ему пришли язычники во главе с кн. Олегом. Есть основания говорить не только о мученической кончине князя Аскольда, но и о целом сонме мучеников, первых христиан русских, за веру Христову от язычников убиенных.

Но несмотря на гонения, христианство на Руси сохранилось. В начале X столетия в диптихе Константинопольского патриархата упоминается Русская митрополия, которая занимает 61-е место. В летописях мы обнаруживаем, что в войске князя Игоря половина воинов были христианами.

И равноапостольная княгиня Ольга принимала христианство не в чуждой среде, а в уже христианизированной. Как писал профессор Михаил Максимович, без крещения Ольги не было бы крещения Руси кн. Владимиром, но св. княгиня Ольга стала продолжательницей миссии князя Аскольда. И ряд летописей указывают на то, что именно св. Ольга построила храм святителя Николая на чтимой киевлянами Аскольдовой могиле, чтобы почтить память первого христианского князя.

Корр.: То есть можно говорить о трёх Крещениях Руси: Аскольдом, св. Ольгой и Владимиром?

Сергей Шумило: Протоиерей Лев Лебедев в книге «Крещение Руси» пишет о том, что Таинство Крещения совершается не одним действием, а тремя. Крещаемый трижды отрицается от сатаны, трижды сочетается Христу и трижды погружается в воду. Также и Русь трижды погружалась в купель Крещения.

Корр.: Очень символично, что последний православный император Руси Николай II был мучеником и первый христианский правитель Руси принял мученическую кончину.

Сергей Шумило: Среди православных священников и на Украине, и в России многие считают, что это совпадение не случайно.

Император Николай II правил в православном государстве. На смену ему пришла богоборческая власть, которая пыталась стереть с лица Русской земли память о христианской цивилизации. Нечто подобное произошло и в 882 году, когда язычники убили князя Аскольда и начали гонения против христиан. Примечательно, что как тогда, так и в 1918 г. убийство православных правителей было совершено из-за предательства их подданных, не желавших следовать Христову учению.

Как и святой страстотерпец Николай II, князь Аскольд-Николай не боялся умереть за Христа. Мы читаем в летописях, что он один вышел к целой армии язычников. Его туда заманили обманом, любой рассудительный политик понимает, что выходить без сопровождения дружины на такую встречу опасно. Но, по всей видимости, в нём настолько была сильна вера, что он ничего не боялся, вверяя свою судьбу в руки Божии.

Почитание князя Аскольда в нашу неоязыческую эпоху имеет огромное значение. Он явился обличителем язычества, и язычники до сих пор его не любят. Они очень негативно высказываются об Аскольде, понимают, что он сделал и какое значение для Руси имело принятие им христианства.

Корр.: И все же, как Вы думаете, как скоро мы сможем молиться святому князю-мученику Аскольду-Николаю? Ведь Церковь не против его канонизации?

Сергей Шумило: Всему своё время. Церковное почитание князя-мученика всегда существовало. В Иоакимовской летописи он называется «блаженным». На это обращает внимание российский историк XVIII века Татищев. Но, как пишет историк, со временем, по неведению последующих поколений, было утрачено.

И такие факты не единичны в истории Церкви. Ещё на Поместном Соборе 1917— 918 гг. святитель Афанасий (Сахаров) отмечал, что многие праведники, которые на Руси в древности почитались как святые, со временем стали почитаться лишь служением панихид.

В наше время вопрос почитания мученического подвига князя Аскольда обретает новую актуальность. Как и князь Аскольд, мы живём в неправославной, по сути, языческой среде. Поэтому пример обращения из язычества в христианство, пример противостояния язычеству и принятия мученичества за веру Христову от рук язычников для нашего времени как никогда особенно актуален. Нами был сделан важный шаг — восстановлено почитание свв. новомучеников и исповедников ХХ века. В связи с почитанием святых мучеников последних времён на повестку дня встаёт вопрос и о почитании первомучеников русских, за веру православную от язычников убиенных.

К сожалению, более широкому почитанию князя Аскольда среди православных верующих помешало то, что храм святителя Николая на Аскольдовой могиле был передан в пользование греко-католикам. До революции, например, как отмечал историк А. Нечволодов, каждый православный паломник считал своим долгом посетить Аскольдову могилу и почтить князя-мученика, здесь лежащего.

Почитание князя-мученика Аскольда-Николая и в наше время существует. Мне довелось встречаться с православными верующими людьми, которые его чтут и молятся ему как святому мученику.

Такое почитание есть и среди монашествующих, и среди духовенства. Например, был в Киево-Печерской Лавре один из старейших насельников — отец Руф (Резвых), проведший много лет в советских тюрьмах за веру. Так он очень глубоко чтил князя Аскольда как святого мученика. Более того, известны факты исцелений от различных болезней по молитвам киевскому князю-мученику. Так, есть свидетельства об исцелении от рака, от слепоты и т.д.

До революции было принято ежегодно отмечать день памяти князя Аскольда и Аскольдова Крещения Руси. К его могиле православным духовенством и верующими Киева ежегодно 15 июля на праздник Ризоположения совершались многочисленные крестные ходы и служились панихиды. Особенно торжественно отмечали в XIX веке тысячелетие Аскольдова Крещения. К сожалению, после богоборческой революции и длительных гонений на веру многие православные традиции в нашем народе были утрачены. Однако утраченное никогда не поздно возродить.

Беседовал Олег КАРПЕНКО