Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало - старинная русская поговорка. Только вот не придётся ли плакать после забав дитяти нам, родителям?
Новая кукла! У какой девочки не заблестят радостно глаза при этих словах? А какая мама не вспомнит с лёгким вздохом своё детство и своих кукол — «дочек», которых заботливо пеленала, купала, укладывала спать и кормила из игрушечной бутылочки?
Традиционно кукла — это прообраз ребёнка. А девочка, играя, воспроизводит действия взрослых: пеленает, кормит, укачивает — и таким образом, с малолетства готовится к главному предназначению женщины — материнству.
Времена изменились, изменились и куклы. Есть ещё в магазинах круглолицые, розовощекие «Алёнки» и «Катюши», но современные девочки больше тяготеют к «раскрученным» модным куклам.
С куклой «Барби» в дочки-матери играть не станешь. Об этом неоднократно писали и говорили опытные педагоги, психологи, психиатры. И, слава Богу, не напрасно. Интерес к иностранке Барби у наших мам угасает-, родители поняли, что несёт с собой её образ. Во многих семьях от нее отказались решительно и бесповоротно, иные родители пошли более трудным, но не менее верным путём. Мне рассказывали случай, когда усилиями изобретательной мамы расфуфыренная и вызывающая красотка Барби превратилась в скромную русскую красавицу в традиционном сарафане и кокошнике.
И это неудивительно. Те лучшие качества человеческой души, которые уважались и ценились нашими предками, которые прививались детям от поколения к поколению (через игру, кстати, тоже), заложены в наших генах. И часто заявляют о себе сильнейшим неприятием чужеродного. Поэтому, к недоумению либералов и демократов, не прививаются многие самые продвинутые модные западные веяния в наших душах. Но, к великой скорби, некоторые из этих дурных плевел прорастают, и чаще всего, в душах наших детей.
Гитлер говорил: «Кто обладает молодёжью — тот обладает будущим». Кто же обладает нашей молодёжью теперь?
«Барби» отдыхает... Голова гидроцефала, короткое туловище, непропорционально длинные ноги с неестественно большими стопами... От чудовищных диспропорций тела ваше внимание тщательно отвлекает макияж, выполненный в лучших традициях ночной Тверской. Огромные, в пол-лица глаза с похотливо-зазывающим выражением, ярко накрашенные, чувственно-выпяченные губы и почти полное отсутствие носа (даже далёкие от медицины люди, знают, что провалившийся нос — последствие тяжёлой формы сифилиса).Добавьте соответствующую одежду: пеньюары на бретельках, кожаные ботфорты, брюки, коротенькие юбчонки и туфли на высоченных каблуках — набор одежды «Искушение» и коротенькую визитную карточку вроде: «Позвони мне, если скучаешь один!»
«Угадай, почему меня и моих подружек прозвали «Карамельки»? Правильно, ведь мы такие яркие, сладкие, игривые и... немного легкомысленные — настоящие карамельки!». Это не из порножурнала для извращенцев. Это всего-навсего реклама самой модной куклы «Братц».
Когда прошёл мой первый шок от знакомства с этой «безносой карамелькой», я, не без внутреннего содрогания, начала изучать историю создания этого «шедевра» кукольной индустрии. Мне стало интересно: кто и зачем изобретал этакого урода, да ещё понапичкал его всеми атрибутами «ночных бабочек»?
Марка Вгаtz (далее «Братц») принадлежит американской кампании МGА — «Микроигры Америки», — основанной в 1979 году. Это детище Исаака Лариана, президента и исполнительного директора компании. Эти «Братцы» были выпущены на рынок США в июне 2001 года. Основной идеей дизайнера было создать кукол, отвечающих сегодняшним тенденциям молодёжной моды и в целом поп-культуры. Название их — производное от английского «bratz» (презрительное или игривое обозначение нахального, бесстыдного, неуправляемого ребёнка) — отражает характер всех пяти кукол. Девиз прогрессивных кукол: «Мы без ума от моды».
Целевая аудитория «Братц» — девочки от 8 до 13 лет, которые уже перестали играть в классические куклы и пупсы и приоткрывают дверь в мир юности с её страстью к моде, тусовкам и вечеринкам. «Братц» — это тот продукт, который приближает подрастающих девчонок к столь притягательному для них миру во всех деталях и аксессуарах.
Прибыль компании составляет сейчас 200-300%, около 3 млрд. долл. в год. А вот что вещают СМИ об этих куклах: «Конечно же, вокруг «Братц» ведутся споры. Некоторым, например, не нравится, что у куколок вызывающий макияж и надменное выражение лиц, как бы говорящее: "О, как я устала от всего и от всех!" Некоторые мамы также возражают против чересчур модного снаряжения у виниловых красоток. Как бы там ни было и что бы ни думали мамы, большинство людей обожает малышек-«Братц», и с этим уж ничего не поделаешь...
Раньше «Барби» безраздельно властвовала, но теперь ей на смену пришли куклы «Вгаtz» с волосами до пояса, матовыми губами и почти безносые. У кукол постоянно появляются новые коллекции одежды и новые парни (Кэмерон, Коби и др., которые составляют серьёзную конкуренцию Кену!). Новые куклы ставят акцент на моде, их девиз: «Девчонки со страстью к моде!» Категория девочек, играющих в «Вгаtz», — 10-13 лет. Даже если мама не позволит девочкам одеться, как Бритни Спирс, то они так могут одеть свою куклу».
Итак, предприимчивый человек, удачливый бизнесмен Исаак Лариан, сделав ставку на «страсть девочек к моде», тягу к примитивной поп-культуре, сколотил себе состояние. При этом он очень хорошо понимал: чтобы заставить весь мир покупать своих уродцев, нужно назвать уродливое экстравагантным, а откровенно похабное - модным. То есть провести масштабную акцию по манипуляции сознанием. Что он успешно и «провернул». А любовь к детям.... Она тут ни при чём. Это ведь бизнес.
Манипулировать массовым сознанием очень просто. Есть идеи, которые как-то подозрительно быстро овладевают массами. Причём явно бредовые идеи, которые человек в здравом уме и твёрдой памяти поддерживать не может. Как же их можно внедрить в сознание масс, перевернуть, так сказать, всё с ног на голову и назвать чёрное белым? А путём обыкновенной долбёжки, которая приводит к потере здравого смысла.
Есть такой известный американский эксперимент: тебе показывают квадрат, но десять человек, один за другим, уверяют, что это треугольник. И когда очередь доходит до тебя, ты, поверив в коллективный разум, заворожёно вторишь: «Треугольник...» Самый известный и нехитрый пример такой мошеннической манипуляции описан у Г. X. Андерсена в сказке «Голый король». Таких примеров оболванивания людей можно привести много.
Для проникновения в наши дома большеголового уродца понадобились даже не очень сложные приёмы, а хорошо проверенная на потребителях рекламная кампания: студия «Братц» выпустила альбомом «Рок-ангелы» в стиле «поп», и сразу после выхода альбома в продажу поступила новая линия кукол. Настольные и компьютерные игры, пазлы для детей всех возрастов, мультсериал на ТВ, театральное представление о кукольной жизни «Братц» и, наконец, звание народного товара в Америке — всё это для того, чтобы заставить родителей поверить, что куклы необходимы их девочкам, а главное, востребованы всеми. Ведь в последнее время в обществе сформировалось желание «соответствовать уровню».
Уровень — это то, что супермодно, престижно, принято в «культурном обществе». Вот только никто не рассказывает людям о том, что уровень жизни, которому якобы все должны соответствовать, является коммерческим проектом тех, кто «заказывает музыку», и на поверку оказывается весьма далёким от действительно культурного общества.
И вот результаты — сравнительно недавняя публикация в прессе: «Выбирая подарок дочке, я сама ни за что бы не обратила бы на эту куклу внимания. Первое впечатление удачным не назовёшь — урод какой-то. Второй отпугивающий момент — цена...». Реакция журналистки-родительницы поначалу самая что ни на есть здоровая.
Действительно, платить немалые деньги за уродливую кукольную болванку и одновременно пытаться убедить себя, что игрушка, если приглядеться, выглядит сносно — занятие весьма опасное для собственной психики, а заодно и для кошелька. Но желание побаловать ребёнка модной игрушкой пересиливает здравый смысл, и героине статьи приходиться утешать себя тем, что кукла «вроде бы ничего, симпатичная».
Это так знакомо! Как часто нам не хватает элементарной честности, чтобы увидеть: а король-то голый!
Ну, а теперь о самом главном. В последнее время медиками, педагогами и специалистами в области развития и воспитания детей ведётся очень много разговоров о здоровье и гармоничном развитии личности. Так вот, игрушка играет огромную роль в воздействии на психику, а следовательно, и на общее самочувствие ребёнка. Специалисты Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета говорят: «Кукла по сути своей — отражение образа человека. Для каждого ребёнка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребёнок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. При этом происходят одновременно два взаимонаправленных процесса: с одной стороны, ребёнок выражает себя (свой опыт, свои знания и переживания, создаёт воображаемые им образы), а с другой — ребёнок строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений.
...Кукла задаёт образ человека, который становится для малыша образцом для подражания. Именно через куклу в душу и сознание ребёнка проникают представления о человеке и связанных с ним категориях: о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом. Именно на это обстоятельство нужно прежде всего ориентироваться при выборе игрушки...
Кукла «Братц» сама диктует ребёнку, что с ней нужно делать. Заданный образ так силён, что ребёнок попадает под его влияние. Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. Агрессивность, манерность, сексуальность, самодовольство, склонность к потребительству, заложенные в игрушках, со временем могут стать качествами самого малыша».
Ещё один на первый взгляд курьёзный, а в целом опасный момент. У куклы «Братц» для переобувания предусмотрены... запасные ноги (!). С самого рождения ребёнок естественным образом понимает, что нельзя никому причинять боли, этому же его учат родители. Также они учат его относиться бережно к своему телу, заботиться о своём здоровье. Игры со сменой частей тела могут перевернуть понятие о том, что, «если оторвать ногу, это больно и страшно». Вместо этого усваивается другая модель поведения: ногу можно запросто заменить другой.
У детей с пограничным состоянием психики (а по оценке детских психологов таких детишек у нас сейчас очень много), такое «прикольное переобувание» может разжечь дремлющие садистские наклонности. Таким образом, дети утрачивают способность к сопереживанию чужой боли, и вместо сочувствия прорастают в их душах семена бесчувствия и жестокости. Сначала не жалко куклу, потом кошку, потом папу с мамой...
Не секрет, что на рынке игрушек нет сейчас никакого контроля за качеством и безопасностью продукции. Не секрет, что на наших детях «делают деньги» китайские производители сомнительных резиновых пупсов и зверушек, нередко содержащих фенол. «Делает деньги» на продаже своих безвкусных «оторв» и г-н Лариан, а также многие другие производители всевозможных отвратительных, но «супермодных» игрушек
Человек, слава Богу, наделён свободой выбора между добром или злом. По определению доверчивый и открытый мир детства нуждается в нас: только от родителей зависит, какая кукла-подружка придёт в дом. Та, которая научит девочку быть матерью, любить детей, или та, что носит прозвище нахального, бесстыдного, неуправляемого ребенка. В этом случае вряд ли стоит удивляться, если ваша восьмилетняя дочь заявит вам, что хочет иметь «всё, что должно быть у настоящих тусовщиц...»
Анна Петровна ЖУРАВЛЁВА