Алесандр Шарипов - Нация или государство?

Архив: 

В современной России, как и прежде, много говорят об интересах государства и о справедливости, о «национальном самосознании», о самом понятии «нация».

Странность публичных российских выступлений удивляет, особенно если сравнивать их с постоянным подчёркиванием национальных интересов в высказываниях публичных деятелей Китая и Индии, Великобритании и США, Сирии и Венесуэлы…

Почему везде говорят о национальном интересе, а у нас — только о государственном? Схожи ли эти выражения по сути или имеют различное значение? Для этого надо понять,что есть нация и что есть государство.

Понятие о государстве вроде бы лежит на поверхности, каждый понимает, что это такое. Сложнее с пониманием того, что есть нация.

И.А.Ильин определял нацию как «духовно своеобразный народ», «живое органическое единство». Конечно, исторически нация складывается из эмпирической данности: скрытой в человеке внутренней — раса, кровь, темперамент, душевные способности и неспособности; и внешней — природа, климат, соседи. И проявляется национальное своеобразие тоже внешне: в поведении людей, произведениях искусства. Культура являет собой некую совокупность внутреннего состояния национального духа, воли и желаний народа.

Традиция поддерживает идеи и чувства, культура развивает и воплощает их.

Традиция и культура определяют индивидуальность национального организма. И понять своеобразие нации, её политическую историю и хозяйственную деятельность нельзя без проникновения в культуру. А определяющее значение для развития её, как говорили многие учёные XIX века, имеет вера. Вера придаёт метафизический смысл своеобразию нации. В XX веке философы назовут бытие наций как своеобразный и разнообразный ответ на исторические вызовы общецивилизационного развития. Ильин писал поэтично: «Национальная духовная культура есть как бы гимн, всенародно пропетый Богу в истории, или духовная симфония, исторически прозвучавшая Творцу всяческих. И ради создания этой духовной музыки народы живут из века в век, в работах и страданиях, в падениях и подъёмах, то паря к небу, то влачась долу, — вынашивая своеобразную молитву труда и созерцания на поучение другим народам». Культурное творчество оформляет и завершает духовную жизнь и духовное творчество народа, превращает его в нацию, оправдывая его существование в истории.

Всё великое родится именно на лоне национального опыта, духа и уклада. Философ, поэт, художник, учёный, политик сознательно или безсознательно питаются духовным опытом своего народа. Индивидуальный дух складывается в национальной духовной культуре, которая питает его личный опыт и его творчество. И даже когда он оказывается в иной среде, то смотрит на мир и творит через призму своего национального самосознания. Потому, как считал Гегель, во всенародном творении национальной культуры нет ни одного усилия, ни одного достижения, которое пропало бы даром.

Конечно, психологические пути обретения любви к Родине различны, как и духовный опыт людей. Они захватывают как сознание человека, так и безсознательно-инстинктивную глубину души. Поэтому одному человеку любовь к родному раскрывается через природу или искусство; другому — через веру его народа; третьему — через стихию национальной нравственности; четвёртому — через величие истории родного народа и т.д. Есть патриотизм, исходящий от чувства семейного и родового единства; от религиозного и нравственного облика родного народа, его духовной красоты и гармонии, природы и быта. Высший уровень патриотизма выходит на метафизическую высоту существа нации и потому, сохраняя любовь к своей Отчизне, имеет почтение и к национальному многообразию.

Инстинктивный патриотизм подвержен опасности политического ангажирования и манипулирования сознанием человека.

Но и тогда национальное чувство помогает преодолеть психический «атомизм» — душевное распыление. Отказ от нации, как и от семьи, — это отказ от любви и творческого развития личности. Немногие могут вместить монашеский путь духовного саморазвития. Порой национальное самосознание проявляется в молодёжных движениях спортивных фанатов, рокеров, байкеров… Этим пользуются коммерсанты, создавая рынок соответствующих товаров. А заинтересованные в размывании национального самосознания политические хозяева потакают коммерческому интересу, подкрепляя его информационным «товаром». Например, вдруг возникает понятие «молодёжной» культуры, как будто до XX века молодёжи не было. Под напором индустриально-коммерческих масс-медиа XX век создал целые течения эстрадных поп-звёзд.

Нация — исторически складывающаяся общность людей, и все ныне существующие нации есть результат слияния и разделения множества иных племён и народностей. Но на этом основании исторически «преходящего» существа нации нельзя отрицать её значения и права быть основным субъектом творения культуры и цивилизации. Нация есть живущий из поколения в поколение организм творческого саморазвития, а душа этого организма — народ, его культура. Государство же есть лишь технический элемент цивилизации, элемент вторичный. Это — внешнее «одеяние» организма нации, система его жизнеобеспечения, выстраиваемая для внутренней и внешней защиты; оно лишь один (пусть даже важнейший) из инструментов цивилизации. Преувеличение роли и права государства в жизни народа унижает нацию, порабощает личность, а свободная творческая личность есть основная живая клеточка нации.

Но и пренебрежение к потребностям государственного строительства тоже ведёт к ослаблению нации, ибо лишает его в условиях «сурового климата» социальной и геополитической действительности защитной силы государства. А недругов у национального организма немало. Государство обеспечивает этому организму условия безопасного (щит и карающий врагов меч) и комфортного (кров и хлеб) существования, творческого развития нации и личности. Ослабление внутренних механизмов регуляции общественно-политических отношений в государстве ведёт к потере социальной гармонии.

Многие учёные отстаивали надклассовый смысл государства, не считая его «системой внешнего принуждения». Государство имеет полноту бытия, ибо каждый его гражданин становится участником творческого правового поля и через душевно-духовное переживание осуществляет его цели. Так что и государство есть не только элемент «механизма» цивилизации, но и часть духовной культуры.

Если понимать государство как элемент духовного состояния нации, то становится понятным, почему в условиях российского социокультурного кризиса вопрос нации затушёвывается и выводится из общественной сферы. Безнациональная когорта чиновного класса потребителей не просто не знает и не любит своей родовой культуры, но и боится её, ибо она открывает сердце человека для любви и сострадания, истины и справедливости, красоты и гармонии. Не отжили свой исторический век нация и национальное самосознание, а с ними и национальная культура под напором глобализации, что бы ни говорили политтехнологи.

Начатая в 1917-м денационализация России была прервана войной 1941—1945 годов. А после неё национальная интеллигенция постаралась сохранить завоёванное кровью, продолжить «разрешённое» в годы войны национальное возрождение. После разгрома государственности в «шальные» 1990-е, в начале 2000-го, произошло укрепление государственных скреп. Тогда совпали интересы почти всех слоёв населения: чиновники вернули себе авторитет госслужащих, высшие из них вошли в «экономическую элиту», олигархи легализовали и приумножили свои богатства.

Но для того, чтобы державный интерес в России окончательно победил интерес космополитов, он должен стать национальным. В том, что многоликая российская нация существует, на сегодняшний день нет сомнений.

Государствообразующий русский народ достаточно лоялен и даже восприимчив к инокультуре, способен и далее оставаться таким же, строить величие любимой нашей страны вместе с другими народностями. Но не искоренять надо национальное самосознание, а беречь нашу веру, культуру.

Александр Михайлович ШАРАПОВ