Русская военная история — это история подвигов духа и жертвенного порыва десятков поколений героев. Во имя чего совершали они свои подвиги? Из любви к Отечеству? Безусловно, но к какому? Что вкладывали они в это понятие?
Вспомним девиз на медали участникам Отечественной войны 1812 года, лично предложенный императором Александром I: «Не нам, не нам, а имени Твоему». В этих словах раскрывается смысл службы русского воина и воинского подвига, которые рассматривались в России как христианское служение прежде всего Богу, а также Родине, Святой Руси и Государю — помазаннику Божию. Что и говорить, когда-то смысл существования и политическая программа русского государства были очевидны любому мужику, а теперь далеко не каждый генерал их понимает.
Более девяти веков русский воин был христианином. За это время уникальные условия России выработали в народе и его воинстве неповторимое национальное самосознание, позволившее русским создать самое большое многонациональное государство на свете, одолев врагов в безчисленных войнах в его защиту. Оно сложилось вначале в народном сознании, а не было выдумано графом Уваровым. Такие вещи, как национальная идея, по заказу не возникают.
Патриотизм русского народа православным стал не сразу. Он складывался постепенно, пройдя в своём развитии несколько ступеней. Они достаточно известны, но напомнить их заставляет крайняя актуальность вопроса. В первую очередь духовно-информационный характер ведущейся войны не столько против исламского мира, сколько против нас, хозяев огромной части мировых ресурсов, — с одной, внешней стороны, а с другой, внутренней, — когда антипатриотическими силами, захватившими основную часть средств массовой информации, ведётся небезуспешная подрывная работа по снижению интеллектуального и нравственного уровня, дезинформированию и идеологическому дезориентированию народов России.
В этой информационной войне желанной целью «лиц с двойным гражданством» является разложение национального самосознания русского народа, являющегося государствообразующим в нашей стране.
Разговор о воинской составляющей национального самосознания тем более актуален, что хотя и снято табу со слова «идеология», и перестало предаваться анафеме спасительное святое чувство патриотизма, но взят курс на создание безкрылого атеистического «государственного патриотизма», главной идеей которого является служение «во славу отечества Российского».
Концепция госпатриотизма предполагает устойчивое стремление действовать в соответствии со славными традициями российской императорской и советской армий. Не учитывается только, что подвиги эти совершались и традиции складывались при определённом отношении народа к своей стране и правителю, имевшем религиозную природу. То же, по сути своей, было и при советской власти, только безбожное «учение» оказалось ложным и продержалось недолго.
Забегая вперёд, хочется для сравнения показать, что думали русские о России, например, во времена деда царя Петра: «Государство Московское великое, пространное и многолюдное, сияет оно среди всех государств и орд — и басурманских, и еллинских, и персидских — подобно солнцу». За такое отечество сложить голову почиталось не то что долгом, но честъю и счастьем. Могут ли современные русские воины сказать о своей Родине что-то подобное? Атеисты — едва ли. А для воцерковленного военнослужащего Россия и в наши дни остается подножием Престола Господня, и защищать её следует главным образом в силу того, что она пока является центром и прибежищем Православия, территорией, на которой ещё возможно воссоздание Святой Руси.
Заметим также, что и вся сумма военно-исторических знаний не оторвёт бойца от земли в нужный момент, не заставит рискнуть жизнью и тем более пойти на верную гибель, если в его сознании не будет нравственного идеала. Без него факты военной истории в сознании воина останутся лежать грудой разноцветных кругляшей от детской пирамидки, из которой вынули стержень.
В настоящее суровое и тревожное время нам необходимо добиться того, чтобы всякий российский воин чувствовал себя нравственно выше не только чеченских и прочих бандитов, что естественно. Его требуется сделать нравственно непобедимым. Должно утвердить его в этом подсознательном ощущении, следует поднять (вернуть) его чувство морального превосходства над любым противником, дерзнувшим посягнуть на нашу Родину, навязать ей свою волю. Для этого нужно, чтобы идея, которая девятьсот лет вела нас к победам, стала идеей современной молодёжи. Чтобы старый московский клич «С нами Бог, никто же на ны, разумейте, языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог!» стал понятным и родным для каждого школьника и солдата.
Современному российскому воину и тому, кто завтра заменит его в строю, необходимо доказать, что ему и сегодня есть что защищать. Напомнить, что «эта страна» — не предмет для презрения, не прыжковый мостик для скачка на чужбину, а ещё и «Земное Небо» — родина и место подвигов не сравнимого даже количественно ни с одной страной сонма святых. И ещё возлюбленный «удел Богородицы».
Русский воин должен усвоить две простые истины: абсолютной смерти нет, и от качества прожитой земной жизни зависит воздаяние в жизни вечной, а также то, что, защищая свою православную Родину, он спасает свою душу и, отдавая жизнь в защиту ближних, получает венец безсмертия.
Основной идеей, одушевлявшей нашу страну, какой она исторически сложилась к рубежу начала XVIII столетия, был русский мессианизм, выросший из Православия на отечественной почве. Это, собственно, и есть та «идеология», которой так боятся авторы нынешней Конституции и любители искать национальную идею с зажмуренными глазами. В XX веке он сменил свою внешнюю окраску, превратившись в интернациональный советский большевизм-коммунизм, а ныне вновь выходит «из-под глыб». Его-то и замалчивают те, кому Россия нужна не в качестве самобытной цивилизации, а как источник сырья.
Юрий Валентинович СУХАРЕВ