Есть в Михайловском районе Рязанской области село Половнево, в котором нет ни одного жителя и ни одного целого дома. Некому рассказать об истории древнего села, его жителях, и лишь полуразрушенный храм возвышается над поросшим бурьяном пространством, в котором жили, любили, мечтали и надеялись.
Последние жители села покинули его в 1996 г. Нынешняя тишина таких сел, как Половнево, — это мёртвая тишина, но мы верим, что село обязательно возродится. В местной энциклопедии сказано, что село это древнее, и название его скорее всего происходит от слова «половцы». Но есть версия, согласно которой название села происходит от слова «половина». Так как оно появилось путём расселения большого соседнего села Мергутова (ныне Поздное).
Следующим этапом наших исследований стала история храма Сергия Радонежского, находящегося прямо у дороги на въезде в село Половнево. И вот что удалось выяснить. Храм этот, первоначально деревянный, был построен в конце XVII в. Во второй половине XVIII в. церковь сгорела. А в 1801 г. на средства княгини Анастасии Ивановны Несвицкой была построена каменная церковь, существующая и поныне.
В настоящее время храм находится в плачевном состоянии. Мы убрали большую часть мусора, опилили кустарники у стен, установили небольшую алтарную перегородку, амвон с иконой преподобного Сергия Радонежского, и 18 июля 2010 г. (день памяти перенесения мощей прп. Сергия) в разрушенном храме был проведён первый молебен. Тогда же был освящён исток нашей реки Проня. Мы заделали нижние окна храма от непогоды и снега. Собрали деньги на материал и нашли мастера, который изготовит двери. Это пока всё, что в наших силах. Но останавливаться на этом мы не собираемся.
Мы неоднократно слышали вопрос: зачем нужно восстанавливать храм, в который никто не будет ходить?
На этот вопрос хорошо ответили строчки из поэмы Н.Мельникова «Русский Крест»:
Даже если храм разрушен, кирпичи, да лебеда,
Воле Божией послушен
Ангел будет здесь всегда.
И на месте поруганья,
где безбожник храм крушил,
Слышно тихое рыданье
чистой Ангельской Души.
И в жару, и в дождь,
и в слякоть, все грядущие года
Будет бедный Ангел плакать, вплоть до Страшного Суда.
В храме живёт Ангел, разве этого мало? В селе живёт наша Память, разве этого недостаточно? Всё, что мы делаем для собственного благополучия, у нас могут отнять в любой момент, и это понимает каждый. Восстановление храма, возрождение памяти народной — всё это лечит наши души, а этого отнять нельзя.
Мы верим, что с возрождением святыни возродится и село, и в нём снова будут жить, любить, надеяться, создавать семьи, рожать детей. По иронии ли судьбы, а может, по более веским причинам, но СХПК, находящееся неподалёку, называется «Возрождение». И храм в честь Сергия Радонежского, стоявшего у истоков возрождения Русской земли; и исток нашей Прони; и придел митрополита Петра, перенесшего русскую митрополичью кафедру в Москву, столицу Московского государства; и птицы, которые не улетают из храма уже много лет, хотя обычно в брошенных сёлах их не увидишь; и не умеющий летать орёл, найденный у храма прошлым летом, набравшийся сил и через две недели взмывший в облака, — всё сходится в этом месте. Всё указывает на то, что нам просто необходимо вернуться к своим истокам и сделать что-то светлое, важное в память о тех, кого мы называем нашими предками, чтобы быть достойными их памяти.