То, от чего мы ушли и к чему пришли, пересказывать безсмысленно, все и так прекрасно знают. Для кого-то в нынешней жизни плюсов больше, чем при СССР, для кого-то — наоборот. Ну а молодому поколению вообще не с чем сравнивать.
Но в ряду проблем современного общества одна стоит особенно остро и требует безотлагательного решения. Речь идёт о наркомании. На эту тему написаны десятки тысяч статей, проводятся конференции, круглые столы, работают центры по лечению наркозависимых, карательный аппарат государства ловит и сажает наркораспространителей. Одним словом, и государство, и общественность на эту напасть глаза не закрывают. Тогда почему же у нас в стране год от года растёт потребление этой гадости?
До 1917 года в России наркомании не было. Традиционное православное воспитание русского народа и наркомания — вещи несовместимые. Большевики тоже довольно быстро справились с этой проблемой, правда, не воспитательными мерами, а более привычными — террором. Любители нюхать кокаин (тяжёлых наркотиков тогда не было) были уничтожены как чуждый элемент. Как говорится, быстро и не очень затратно.
Все последующие годы существования Советскому Союзу удавалось удерживать джинна в бутылке, сочетая идеологические и карательные меры. Наркомания в среде представителей различных молодёжных субкультур — хиппи, панки, фанаты тяжёлого рока и т.п. — не в счёт, поскольку составляла мизерный процент по отношению к остальному населению страны.
Но вот наступили новые времена, и «их нравы» как-то очень быстро стали нашими. Да и молодому государству вначале было не до этого. Страна голодала, Запад кредиты не давал, свои норовили власть отобрать. Когда наконец решили заняться этой проблемой всерьёз — оказалось, что раковая опухоль разрослась и давно пустила метастазы. Не могу сказать, что власть закрывает глаза на эту беду: задерживают и сажают наркокурьеров, проводят рейды по ночным клубам, в учебных заведениях обследуют учащихся на предмет выявления наркозависимых. Но общая картина с потреблением всё же остаётся удручающей. Самое печальное, что этой напасти подвержена в подавляющем большинстве самая активная часть населения — в возрасте до 30 лет.
Мне почему-то кажется, что существующие ныне меры по борьбе с наркоманией нацелены на достижение локальных результатов и не решают задачи в целом. Ну, задержали партию героина, а сколько прошло мимо расставленных сетей; провели круглый стол, а у наркоманов своя жизнь — они ни в круглых столах, ни в диспутах не участвуют.
На мой взгляд, пока в голове подрастающего поколения не укоренится мысль, что принимать наркотики — это позор, кардинально ситуация не изменится. Попробуйте заставить парня-школьника надеть в школу колготки и юбку: умрёт, а не наденет — стыдно, засмеют, задразнят.
Вот надо, чтобы так же было и с этим зельем: если друзья или знакомые узнают, что глотаешь или колешься, — будут крутить пальцем у виска, смотреть как на ненормального и т.д., и т.п.
Разумеется, роль Русской Православной Церкви в деле борьбы с наркоманией огромна, но пока, к сожалению, воцерковленные молодые люди составляют очень незначительную часть населения. И слова о греховности образа жизни, связанного с наркотиками, нашей молодёжью плохо воспринимаются.
Инструментов воздействия на умы предостаточно. Производители пива, заинтересованные в сбыте своей продукции, с помощью СМИ в течение
3—5 лет так лихо «прокачали» подрастающему поколению мозги и «подсадили» его на этот пенный напиток, что сейчас никакие доводы о вреде пивного алкоголизма не действуют.
Так неужели все вместе взятые государственные и общественные институты целой страны слабее и безпомощнее пивных баронов?
Ещё в Древнем Риме специально поили вином рабов до безчувствия, а потом водили смотреть на них римских мальчиков, чтобы доходчиво им показать, как отвратительно пьянство. Говорят — эффект был.
Интересно, насколько бы сейчас у нас было меньше наркоманов, если бы в течение десяти последних лет по телевизору и в интернете крутили умные, едкие и смешные ролики, выставляющие любителей уколоться недоумками?
Кто мешает созданию таких роликов? Кто мешает Государственной думе внести поправки в закон о рекламе или разработать новый закон о социальной рекламе и размещении её в СМИ? Закон, который заставит владельцев информационного пространства не менее 1/3 рекламного времени (рекламного поля) использовать под социальную рекламу, а также будет предусматривать большие штрафы и санкции вплоть до отзыва лицензий и уголовной ответственности за его нарушения.
Разумеется, рекламные ролики — малая часть работы. Необходим нестандартный подход к данной проблеме с учётом знаний психологии молодёжной аудитории, создания ярких, запоминающихся фильмов, передач с обязательным участием в них прежде всего молодёжных кумиров, а не только уважаемых и известных учёных и общественных деятелей.
Давно назрел вопрос о введении в школах Закона Божьего, который должны преподавать священники, а не школьные учителя, берущие дополнительные часы, — верую-щий человек наркоманом не станет.
Если навалиться всем миром, постепенно, в течение нескольких лет мы преодолеем этот кризис. Уверен, настанет время, когда наркоман для обычных людей станет такой же экзотикой, как и в уже далёкие советские времена.
Олег Александрович КУРАЕВ,
г. Жуковский