Юрий Сухарев - Бог и Родина

Архив: 

Казалось бы, ответ на вопрос «За что человек любит свою Родину?» не требует ответа. Он так же очевиден, как, скажем, и вопрос, за что любят свою мать.

Но как у сыновей с матерями по различным житейским обстоятельствам отношения могут сложиться далеко не идеальными, так и к самому понятию Родины человек порой может относиться негативно, считая, что, живи он в других краях, всё у него сложилось бы куда как лучше.

Когда-то ежедневно по радио можно было услышать: «…а я остаюся с тобою, родная моя сторона. Не нужен мне берег турецкий и Африка мне не нужна». Теперь же радость за Родину сменилась её оплёвыванием. И пусть немного таких, кто позволяет себе публично издеваться над родной землёй и народом, кормившим их и давшим образование, но тех, кто уезжает или надеется уехать в чужие края, слишком много. А среди тех, кто остался, разве мало недовольных своей судьбой, тем, что они будто бы «не там родились». Так и проживёт такой внутренним эмигрантом «с кукишем в кармане», чужим для страны и окружающих, не разделяя её радостей и скорбей.

У каждого народа, у каждой страны своя судьба. Своя миссия на земле. Есть государства, где, кажется, всё, что должно было произойти и случиться великого, уже случилось, все грандиозные и судьбоносные перемены уже миновали, и теперь населяющие их народы наслаждаются покоем, давно уже благоустроив доставшиеся им уголки суши.

Не так живёт наша Родина. От веку тревожна и драматична её судьба. Границы её открыты всем ветрам, но в одной ли географии причина? Почему с удивительным постоянством накатывают на неё с разных сторон полчища нашествий? Почему в последние столетия, с тех пор как она повернулась лицом к Западу, именно оттуда приходят самые разорительные беды?

Людям корыстным и малодушным, руководствующимся близорукой мудростью мира сего, той, что есть безумие перед Господом, такая родина часто кажется мачехой. Случилось так, что на протяжении катастрофического для России XX века русский народ дважды, по сути, разлюблял свою Родину, дважды отказался от её идеалов, надеясь вместо отвергаемых ценностей получить нечто более для себя важное. Не будем торопиться с обвинениями и «заострять» сейчас вопрос о «предательстве» народа. Народ от власти был в обоих случаях отлучён, сбит с толку, дезорганизован и едва ли как-то мог влиять на события, хотя постановка такого вопроса правомерна. В первом случае народ русский поверил клеветническим слухам и вражеской пропаганде о своём царе, а затем поддался обещаниям авантюристов, обещавших простое решение сложного вопроса о земле. Во втором же — фактически согласился признать свою страну «империей зла» ради «лучшей жизни» по чужим правилам. Народ позволил этому совершиться потому, что не ценил то, что имел, и был недоволен своей жизнью. Он ждал перемен.

Платой за отступничество стала катастрофа — утрата русскими своего национального государства. Утратив Бога в душе, народ совершенно естественно и неизбежно утратил и царя, после чего и родина изменилась настолько, что не все согласились в ней жить. Тот, кто остался с Богом и не смирился с потерями, родины лишился. Зато те, кто принял новую «веру», обрели как бы и новую родину. Это они в разгар репрессий пели: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек».

Может быть, грешно сравнивать падение безбожного Советского Союза, в котором так уютно жилось тем, кто привык получать «как бы зарплату» за «как бы работу», с гибелью последней на земле истинно христианской империи, но параллели напрашиваются сами собой, и главное сходство в том, что в обоих случаях наблюдаем полное равнодушие подавляющего большинства населения к происходящему. Причиною этого равнодушия была утрата самым активным и дееспособным поколением веры (в том числе веры в справедливость существующего порядка вещей, в «правильность» своего государства, ведь и коммунистическая идеология была такой же «верой», только без Бога, заменённого материалистической наукой.

Вера предполагает нравственный идеал. Давно отмечено, что для русских самым главным жизненным ориентиром была справедливость — «правда Божия» (после 1917 года понятие «справедливость» приобрело идеологический довесок — «социальная»). Не очень-то уважая писаные законы, общество в целом предпочитало жить «по правде», то есть по нравственным нормам, завещанным Иисусом Христом. Даже когда Бога «отменили» и тут же придумали ему материалистическую «замену», инерция основанной на Православии русской культуры еще несколько десятилетий поддерживала это уникальное государство — СССР.

С распадом Советского Союза процесс апостасии (обезбоживания) пошёл гораздо дальше. Притом что истинная вера более не под запретом, справедливость в общественных отношениях подверглась неслыханному попранию и надругательству. Государство, впервые за всю его историю в России, отказалось выступать (хотя бы на уровне деклараций) её защитником. Оно более не защищает своих граждан (например, русских в Чечне, республиках СНГ и т.д.), а культура — настоящая, нравственная — вообще изгоняется самим «культурным» министерством, равно как и образование разрушается соответствующим ведомством.

Новый океан страданий обрушился на оставшийся вовсе без всякой веры народ. Как не впасть ему в малодушие, как не убежать с родины-мачехи? Выход только один — вернуться к истинной вере. С Богом мы и брошенные государством — не одиноки. В ней видим мы и объяснение происходящему, и надежду на лучшее будущее. Она помогает восстановить справедливые отношения между людьми, объединяет их в братские общины. Она, верим, заставит переродиться и наше государство, заставит его вновь стать справедливым.

Нам в исторической жизни государства Российского было много дано, а кому много дано, с того и спрос велик, но не даётся «креста» сверх сил. Верим, что и это нынешнее иго переживёт православный народ и воссоздаст настоящую Родину — Святую Русь. Мы верим в Родину, потому что верим в Бога, и эта вера помогает глубже понять и полюбить её.

Юрий Валентинович СУХАРЕВ