За последние 20 лет мы привыкли к изобилию товаров. Производитель наконец «повернулся лицом» к населению — поставляет на рынок то, что пользуется спросом у покупателей. А как иначе, не продашь — «вылетишь в трубу».
Времена, когда «гнали» никому не нужный товар, давно в прошлом. Но алкоголь у нас всегда нарасхват. Раньше, при «Союзе нерушимом», ассортимент его был не ахти какой: водка — универсальный напиток на все случаи жизни. Как говорится, дёшево и сердито, да и похмелье не тяжёлое, если пить в меру. Всякие портвейны-мадеры — для дам и юнцов. Солидные граждане к ним относились свысока. Ну, коньячок, понятно, — как презент. Пиво — бочковое, разбавленное… Да, народ и тогда пил, но видеть пьяных детей и подростков на улицах лично мне не доводилось.
Теперь картина иная. Прилавки всех торговых точек, включая чуть ли не газетные киоски, заполонили жестяными банками с яркими наклейками. Несмотря на различные названия (джин-тоник, отвёртка, энерджи дринк и т.д., и т.п.), это те же вода, сахар, технический спирт, красители, консерванты, зачастую кофеин и другие стимуляторы.
Рассчитаны такие напитки исключительно на детей и подростков. Пьются легко (не водка всё-таки), в организме бодрость, раскованность, уверенность в своих силах. Из школы по дороге домой зайти в первый попавшийся магазин (киоск, подвальчик) и взять баночку со «сладкой водичкой» стало привычным ритуалом. И алкоголем всё это не считается — продадут даже пятилетнему ребёнку.
Себестоимость производства копеечная, прибыли заоблачные. Государство безмолвствует. Одним словом, хороший законопослушный бизнес. Главное, вовремя заплатить налоги.
Не так давно по телевизору показали репортаж об обнаружении полицией подпольного склада с такой «сладкой водичкой». Меня поразило то, что у банок с просроченной датой (не знаю, сколько они пролежали там) было насквозь проедено дно, и жидкость вытекла!!! Обладая минимальным воображением, нетрудно себе представить воздействие этого пойла на внутренности ребёнка и что будет с этими внутренностями при регулярном употреблении напитков в течение 10—12 лет.
Больше всего меня умиляет позиция нашего государства, время от времени озвучиваемая устами нашего главного санитарного врача. Помнится, он пугал нас всех: какая это гадость — грузинские вина или «Боржоми». Если срочно не запретить их ввоз на территорию России, то здоровью нации будет нанесён непоправимый ущерб (по-моему, с молдавскими винами тоже было что-то похожее).
Но про «сладкую водичку» в баночках главный борец за здоровье народа почему-то молчал. Может быть, считал её полезной для детского здоровья наравне с соками?
Знаю, что данной проблемой озабочены родители, школа, общественные организации, наконец, Русская Православная Церковь, но на государственном уровне её почему-то как бы не существует. Поэтому безсовестные производители (легальные и подпольные) и дальше будут спокойно делать свой бизнес на здоровье наших детей. «Лёгкий» алкоголь — лёгкие деньги.
Олег Александрович КУРАЕВ,
г. Жуковский