1 марта 1612 года, 400 лет назад преставился священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея России
Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея России, родился около 1530 года. О его сословном происхождении существуют разные версии. О первом периоде жизни Патриарха точно известно, что он был священником в городе Казани при церкви во имя святителя Николая Гостиного, одним из главных участников обретения 8 июля 1579 года чудотворной Казанской иконы Божией Матери.
В 1587 году будущий Патриарх принял монашество (возможно, вследствие вдовства), а 13 мая 1589 года был хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом.
Во время служения в Казани святитель проявлял ревность по вере и твёрдость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар, собирал в кафедральный собор новокрещёных татар и наставлял их в вере. В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия.
За выдающиеся архипастырские качества митрополит Ермоген был избран на первосвятительскую кафедру и 3 июля 1606 года возведён Собором святителей на Патриарший престол в Успенском соборе Московского Кремля. Митрополит Исидор вручил Патриарху посох святителя Петра, Московского чудотворца, а царь Василий Шуйский принёс в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох.
Патриаршество священномученика Ермогена пришлось на Смутное время. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству. В этом подвиге Патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные соотечественники. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие, поработив русский народ. Послания священномученика Ермогена свидетельствуют, что Первосвятитель в условиях гражданской войны стремился прежде всего к сохранению в России Православия и православной государственности.
Когда самозванец Лжедмитрий II подошёл к Москве и расположился в Тушино, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: «…Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику… Болит моя душа, болезнует сердце, и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых… Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? Не на своих ли братьев? Не своё ли Отечество разоряете?.. Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца». В другой грамоте Первосвятитель призывал: «Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жён и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога…»
Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором: его постигла столь же печальная и безславная участь, как и предшественника, — он был убит собственными приближёнными 11 декабря 1610 года.
Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и сёлам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре (в подземелье) под стражу.
Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей: «Всем вам от меня благословение и разрешение в сем веце и в будущем! Стойте за веру неподвижно; а я за вас Бога молю!» И тут же Святейший Патриарх делает распоряжение, чтобы нижегородцы шли в поход на Москву, взяв с собой Казанскую икону Божией Матери. И это желание святителя, как известно, нерушимо было исполнено: святая икона сопровождала ополчение Минина и Пожарского, которые при всесильной помощи Царицы Небесной спасли Россию.
Наступил 1612 год. Весть о новом всенародном ополчении под предводительством Пожарского всполошила захватчиков. Поляки приступили к Патриарху с настойчивым требованием, чтобы он остановил нижегородцев. Добиваясь своего, враги начали угрожать святителю лютой казнью. Но спокойно и безбоязненно, как истинный Христов исповедник, святитель твёрдо отвечал: «Что вы мне грозите смертью? Боюсь только одного Бога, в небесах живущего». Затем, простерши руки в ту сторону, откуда направлялись к Москве защитники Отечества, торжественно произнес: «Да будет над ними милость Божия и моё благословение! На вас же, изменников, — обратился он к окружавшим его, — да излиется гнев Господень!»
Озлоблённые поляки порешили уморить «поборателя за веру православную и Отечество русское» ужасной, мучительной смертью — голодной. Более девяти месяцев томился святитель в тяжком заточении, и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода.
Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно было завершено русским народом. Тело священномученика Ермогена, первоначально погребённое в Чудовом монастыре, в 1654 году перенесено в Успенский собор. Прославление Патриарха Ермогена в лике святых совершилось 12 мая 1913 года.
Значение подвига священномученика Ермогена раскрывает для нас в своём слове, произнесённом незадолго до прославления Патриарха Ермогена, священномученик Иоанн Восторгов — новомученик XX века, — который в 1918 году писал, что «крестными ходами, петициями, заявлениями, протестами, постановлениями, всем, что разрешено христианскою совестью, мы можем и обязаны проявлять и осуществлять священную борьбу за веру и Церковь… Пойдём с крестами, иконами, безоружные, с молитвами и песнопениями — пусть Каины и Иуды нас убивают. Наступают времена идти на мученичество и страдания».