Максим Воробьёв - Общество без героя

Архив: 

 

Без добродетели нет ни славы, ни чести.  А.В.Суворов

 

Подвиг — такая же потребность человеческой души, как желание быть счастливым или тяга к прекрасному. Другое дело — мера, способность к совершению к подвигу у всех различна. Он возникает из мужества и самопожертвования, ему всегда сопутствует преодоление как внешних, так и внутренних преград. Самоуспокоения, равнодушия, уныния, боязни, страха. Страха смерти прежде всего. Подвиг может совершить только Герой.

Героя создаёт народ. Он определяет его индивидуальность и неповторимость. Задаёт его вектор развития. Осада Трои, подвиги Ахилла, воспетые Гомером спустя тысячу лет, направили фаланги Александра Македонского на Восток. «Илиада» была любимой книгой великого завоевателя. Во всех походах он возил её с собой. В результате походов Александра Великого Древний мир стал другим.

Герой отодвигает границы невозможного, расширяя тем самым пространство жизни людей. Его неотъемлемые признаки — победа над собой, своим страхом. Ибо нельзя шагнуть в неизведанное, не поборов свой страх. Нельзя пожертвовать собой, не победив страх смерти.

На протяжении всей истории человечества ни одно общество, ни одно государство, цивилизация не могли обойтись без подвига, а следовательно, и без Героя. Т.е. того человека, который способен совершить подвиг и совершает его. В древних цивилизациях царил культ героя. Мифы и легенды древних почти полностью посвящены их подвигам. Особенно в древнегреческой цивилизации, создавшей мифологию, где грань между богами и героями почти условна.

ЛОЖНЫЕ ЦЕННОСТИ

Мы живём в обществе массовой культуры и массового сознания. Общепринятые мнения тиражируются миллионами, усваиваются сотнями миллионов, и редко кто сомневается в их истинности. Наши заблуждения и ошибки также становятся массовыми. Так действуют стереотипы сознания. В современной западной цивилизации царит культ гуманизма, денег и наслаждения. Нет места сопротивлению и преодолению, а следовательно, и подвигу. «Бери от жизни всё! Наслаждайся!» — призывают нас. И люди послушно следуют этим лозунгам.

Современную западную цивилизацию можно смело назвать обществом комфорта. Большинство современных людей не мыслят жизни без ставших привычными удобств. На поддержание и развитие комфортабельности жизни тратятся огромные средства. Их можно назвать одной из главных целей современного человечества. Но наш гениальный полководец Александр Васильевич Суворов говорил: «Чем больше удобств, тем меньше храбрости». Уменьшение храбрости и стойкости неизбежно ведёт к трусости.

Гедонизм и гуманизм — две головы дракона западной культуры. Гуманизм, провозглашая высшей ценностью личность человека, неизбежно ведёт к эгоцентризму. Гедонизм — к стремлению к наслаждению любой ценой. Он неизбежно вырождается в культ богатства, продажности, порождает извращения. Для жизни необходимо развитие, для развития необходимо преодоление. Человек — живое существо, он не может «застыть», пребывая всё время в одном состоянии. Если он не развивается, то деградирует. Поскольку процесс этот идёт уже не одно десятилетие, то можно констатировать тот факт, что современное общество — это общество деградантов. Однако в человеке стремление к роскоши и наслаждению причудливо сочетается с жаждой преодоления и самоограничения. Потребность в подвиге и героизме — неотъемлемое свойство его. Так же как потребность в общении, Богообщении, стремлении к развитию. Желание преодолеть себя, испытать свои силы входит в конфликт с размеренным сытым существованием.

У кого-то это выражено сильнее, у кого-то слабее. Но неспроста спортивные состязания смотрят миллионы зрителей. Неспроста всё увеличивается число экстремальных видов спорта. Неспроста миллионы людей сопереживают экранным героям-суперменам, стараясь восполнить свою тягу к подвигу и мужеству, но вместо этого получают обман. Зрелище сродни наркотикам — убаюкивает и расслабляет человека, не давая ему жить реальной и полноценной жизнью. Не оставляя времени на саму жизнь.

Несколько лучше дела обстоят с так называемыми экстремалами. Они реально переживают опасности и трудности, но при этом рискуют своей жизнью ради самого риска, не имея более высокой цели.

Тягу к подвигу не могут удовлетворить поделки масс-культуры и экранные супермены. Роль спорта в данном контексте трудно переоценить. Спортсмены — герои нашего века. Современные профессиональные атлеты — элита мирового общества в той или иной степени. Они ограничивают себя во всём ради достижения победы или рекорда. Они жертвуют своим комфортом, здоровьем, иногда даже жизнью. Они преодолевают себя и отодвигают границы возможного. Человек в борьбе, на грани победы и поражения, жизни и смерти. Что может быть более захватывающим зрелищем? Толпа жаждет зрелищ и получает их. В большом спорте — те же страсти, что и в современном мире, но многократно усиленные и доведённые до предела. Ради победы многие атлеты готовы на всё.

Редко кто из великих спортсменов может выдержать испытание славой, преодолеть ненависть к соперникам, вести честную и открытую борьбу с ними, и редко кто из спортсменов осознаёт своё настоящее место в жизни, не впадая в крайности самовосхваления или отчаяния. Величайший бегун ХХ века Абебе Бикила, выиграв две Олимпиады в труднейшем виде марафона, попал в автокатастрофу и стал парализованным. У него хватило мужества и мудрости сказать: «Это была воля Божья, что я выиграл Олимпийские игры, и по Его же воле я попал в автокатастрофу. Я принял победу, так же как я принимаю и трагедию. Я должен принимать оба обстоятельства как факты жизни и жить, ни о чём не жалея».

Высказывание эфиопского спортсмена словно перекликается со словами великого полководца А. В. Суворова: «Был мал, был велик; при приливе и отливе счастья уповал на Бога и был непоколебим…».

В истории остались истинно великие спортсмены, которые стали символом своего времени, своего народа и примером для грядущих поколений: братья Знаменские, Владимир Куц, Джесси Оуэнс, Юрий Власов…

Конформизм и плюрализм — вот два популярных современных словечка, которые скрывают отвратительный и гнусный смысл. По-русски это означает: соглашательство и равнодушие, т.е. безпринципность. Человек без принципов равнодушен ко всему, кроме собственной выгоды. Он не отличает добра от зла — это крайняя степень нравственного падения и деградации личности. Все маньяки, серийные убийцы и большинство террористов — безпринципны. А породили их именно конформизм и плюрализм внутри них самих. И здесь мы сталкиваемся с самой болезненной проблемой современного человечества. Вся наша цивилизация направлена на удобную, счастливую, безопасную жизнь, а счастья и безопасности в ней всё меньше и меньше.

Всё больше и больше проблем, которые невозможно решить, ибо они заложены в неверной ориентации развития современного человечества. Более того, даже принципы нашей эпохи противоречивы. Потребность комфорта и конформизма плохо сочетается с конкуренцией и соперничеством.

Эгоизм — вот верх развития личности, итог современной цивилизации. Именно безпринципные, закоренелые эгоисты пополняют ряды преступников, предателей, убийц и маньяков.

ГЕРОИ И АНТИГЕРОИ

Сложно и зачастую невозможно отличить истинный героизм от ложного, духовного зрения, которым обладает только Православие. Только по плодам, принесённым обществу, стране, мы можем судить, насколько истинным был путь человека в этом мире.

Следование примеру настоящего героя возвышает душу (как у Суворова), следование за лжегероем разрушает и убивает её, как у лжегероев-революционеров Раскольникова, Нечаева, народников, уголовников, террористов. Терроризм — прямое следствие дегероизации общества. В человеке заложена потребность подчинения и власти. Если нет воли к сопротивлению (а она может быть только у героев), то есть тяга к подчинению. Сильная личность, даже явно зловещая, притягивает к себе людей и против их собственной воли. Изнеженные люди покоряются силе.

Сегодняшние политики и влиятельные люди — не герои. Они пришли к власти или богатству в силу сложившихся обстоятельств, может быть, умению управлять, но никак не по умению жертвовать собой. Политическая карьера не стоит того, чтобы ради неё жертвовать своей жизнью. Совсем другое дело — интересы народа и страны. Но кто сейчас думает об этом? Ложные ценности и принципы жизни неизбежно порождают психические расстройства. В наше время они стали привычными. А ведь от психического нездоровья — один шаг до маньяка или серийного убийцы.

Это выход накапливающаяся агрессии и удовлетворение своего эго находит выход в терроризме. Тем более что убийство безоружных людей может быть ловко замаскировано некими высокими идеалами.

Трусость. Она заразна. Наглость террористов подогревается правозащитниками и пресловутым «международным мнением». Особенно недопустима рабская покорность. В своей философской работе — отповеди Л.Н.Толстому «О сопротивлении злу силою» — величайший русский мыслитель ХХ века Иван Александрович Ильин писал: «…при наличности подлинного зла, изливающегося во внешние злые деяния, идеально праведный исход становится мнимым, ложным заданием. Этого исхода нет, и быть его не может, ибо дилемма, встающая перед человеком, не оставляет для него места. Она формирует то великое столкновение между духовным призванием человека и его нравственным совершенством, которое всегда преследует человека в его земной жизни. Божие дело должно быть свободно узрено и добровольно принято каждым из нас; но мало утвердить себя в служении ему, надо быть ещё сильным в обороне его». Победить антигероя может только герой. Уповать на государство в данном случае безсмысленно, ибо если в спецподразделениях не будет героев, то они не смогут ни выполнить поставленных перед ними задач, ни вообще оправдать своё существование.

Героя нельзя купить, нельзя запугать, нельзя подчинить против его воли. В противном случае — это не герой. Героизм неизменно связан с убеждениями, по большей части религиозными. Все эти качества идут вразрез с культивируемыми ныне ценностями. Государственному аппарату гораздо легче управлять послушным стадом, чем храбрыми, полноценными личностями. Не имеющий убеждений и принципов человек никогда не будет жертвовать самым драгоценным, что у него есть: своим благополучием и жизнью. Маньяки, серийные убийцы, нравственная деградация — прямое следствие такого подхода. На уроках ОБЖ (основы безопасности жизни) в школах учат избегать опасности, а не преодолевать её. Как некоторая форма компенсации — внеплановые уроки мужества, на которых дети встречаются с ветеранами. Но это ничтожно мало для воспитания настоящего мужества.

Если у страны не будет героев в истинном, христианском понимании, то появятся герои с иными жизненными ценностями. Лжегерои — герои в языческом, дохристианском понимании. Супермены без человеческих чувств. Или антигерои — террористы и серийные убийцы. Есть лишь один выход для исстрадавшегося и заблудившегося человечества — покаяние и возврат к Источнику Вечной Жизни. Только Он может обновить обветшавшее естество современной цивилизации. Только Он может спасти от гибели человека, забывшего своего Создателя.

ХРИСТИАНСКОЕ ПОНИМАНИЕ ГЕРОИЗМА

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
Ин. 15, 13

С приходом на Землю Сына Божия для человечества начинается новая эра. Мораль, принятая в Древнем мире, была обновлена светом Божественного Откровения. Нам важно помнить, что Христос у святых отцов именуется Подвигоположником. Это именование нужно понимать в нескольких смыслах: подвиг, как такой же Божий дар, как и другие, например, воля, разум, доброта. Но самый главный — это Подвиг Сына Божия, Его добровольная жертва и победа над адом и смертью. После этого явился и третий смысл, доступный каждому христианину: следуя примеру Христа, каждому надо взять на себя посильный подвиг, Крест, и с ним взойти в Царство Небесное. Это до искупительной жертвы Спасителя было невозможно. А теперь человечеству дарована возможность совершения подвига не ради земных целей, но ради Вечности. Возможность одухотворения любого подвига.

Люди совершали подвиги и до прихода Христа в мир, но лишь после Его Распятия и Воскресения Его совершаемый подвиг отверзает двери Царствия Небесного.

Мужество, подвиг, героизм — для христианина не самоцель, а необходимое условие для достижения святости. Ступени лестницы, ведущей в Небо.

Ратный подвиг — лишь один из возможных путей обретения святости. Святые князья Александр Невский, Дмитрий Донской, адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков — наиболее яркие примеры тому. Великий генералиссимус А. В. Суворов кратко и точно охарактеризовал суть христианского понимания мужественного служения на поле брани: «Благость и милосердие потребны героям». И ещё одно его изречение об этом: «Вся земля не стоит даже одной капли безполезно пролитой крови». Таков идеал православного воина. Но внутреннее мужество необходимо каждому, стремящемуся к вечной жизни. Каждому, кто хочет обрести Любовь и Свободу.

Настоящая свобода — свобода от зла: «…если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 31—32). «…истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8, 34).

Но чтобы стать свободным, необходимо выдержать тяжёлую борьбу с самим собой, своими страстями, низменными чувствами. А для этого необходимо мужество.

Источники мужества: терпение, самоограничение, самопожертвование, дисциплина. Все они — христианские добродетели. Христианство — религия мужества. Сонм святых мучеников на протяжении 2000 лет подтверждает это лучше любых слов. И опорой в испытаниях для всех христиан неизменно остаются слова Спасителя: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).

Максим Зотикович ВОРОБЬЁВ