Ноябрь 2011 года открыл новый этап в российско-белорусском и казахстанском сотрудничестве. В течение одной недели произошли события, значение которых для развития наших стран трудно переоценить.
Президенты России, Белоруссии, Казахстана подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции и Договор о Евразийской экономической комиссии. Это предопределило успех заседания Высшего Госсовета Союзного государства, договорённость о существенном снижении цены на российский газ для республик, выделение большого кредита на сооружение в Белоруссии атомной электростанции. Важно, что Москва и Минск перешагнули через недоразумения и взаимные претензии и не стали заложниками безсмысленных и безтактных разборок.
В широком контексте последние договорённости между Россией и Белоруссией отражают настоятельную потребность государств в укреплении взаимодействия перед надвигающейся волной очередного мирового финансово-экономического кризиса. Членство в СНГ и Евразийском экономическом сообществе 11 лет назад не гарантировало нашим странам экономического благополучия. В 2000—2010 гг., при увеличении торговли в рамках ЕврАзЭС в 4 раза, доля торговли «пятёрки» участников в их общем товарообороте сократилась с 17 до 12,1 процента. Запуск механизма Таможенного союза способствовал преодолению этой тенденции за счёт устранения барьеров в торговле. Ныне взаимный товарооборот между государствами ТС увеличился на 21 процент по сравнению с 2009 годом. В 2011 году этот показатель почти удвоился. В частности, российско-белорусский товарооборот достиг 40 миллиардов долларов.
В условиях Единого экономического пространства с этого года наряду со свободным передвижением товаров постепенно будет вводиться также свободное движение услуг, капиталов и трудовых ресурсов, что создаст дополнительные возможности для углубления интеграции и экономического роста. По расчётам, создание ЕЭП позволит увеличить в полтора раза темпы развития России, Белоруссии и Казахстана. Им предстоит обеспечить выполнение до 2015 года более 70 правовых и структурных соглашений, формирующих Единое экономическое пространство. Киргизия и Таджикистан смогут присоединиться к ЕЭП по желанию.
Преобразования в определённой мере базируются на опыте Союзного государства России и Белоруссии. Таможенный союз между ними существовал практически с 1995 года. За 1998—2010 гг. союзный бюджет их вырос в 8 раз — с 585 до 4872 миллионов рублей. Треть средств из него выделялась для сотрудничества в промышленности, энергетике и строительстве. Имеются очевидные достижения в политической и оборонной сферах. Президент Белоруссии А.Г.Лукашенко даже допустил возможность «растворения» Союзного государства в Едином экономическом пространстве.
Драматизация некоторыми российскими политологами и журналистами финансового кризиса в Белоруссии расходится с реальной картиной. Как отмечают объективно мыслящие эксперты, в том числе Минэкономразвития России, Белоруссии в основном грозит лишь временный спад производства и некоторое снижение жизненного уровня. Ведь даже в кризисном 2009 году по ряду показателей Белоруссия лидировала на пространстве СНГ по производству на душу населения молока, мяса, птицы, картофеля, а также тканей, обуви, телевизоров. Прирост ВВП в 2009 году по сравнению с 2000 годом (в постоянных ценах) составил 89 процентов.
Увеличение белорусского ВВП в 2010 году равнялось 7,6 процента, промышленного производства — 11,3. В январе-октябре прошлого года ВВП в Белоруссии возрос на 7 процентов по сравнению с 2010 годом. Эти показатели значительно выше российских.
Однако в Белоруссии сохраняется отрицательное сальдо во внешней торговле. Это обусловливает продолжение финансового кризиса. По мнению декана экономического факультета Белгосуниверситета М.Ковалёва, чтобы выйти из кризиса, Белоруссии предстоит преодолеть импортную зависимость. Судя по сообщениям белорусской печати, в Минске ведётся активное обсуждение путей и рецептов нормализации ситуации в народном хозяйстве.
Вместе с тем налицо довольно широкое критическое восприятие в Белоруссии евразийской интеграции и расширения взаимодействия с Россией. Против активно выступает оппозиция, которую, к слову сказать, трогательно опекают некоторые российские СМИ. Партия «Белорусский народный фронт» объявила 19 ноября ушедшего года о начале безсрочной кампании протеста, утверждает, что вхождение Белоруссии в ЕЭП якобы противоречит национальным интересам и чревато «дальнейшим ухудшением экономического и социального положения, смертью национального бизнеса, деиндустриализацией, а также отрицательными последствиями для участия республики в общеевропейских делах».
Схожая картина наблюдается в т.н. «независимом» экспертном сообществе, в котором экономические отношения с Россией называются «фактором возникновения кризиса» в Белоруссии, а интеграционные процессы на постсоветском пространстве характеризуются как «искусственные» и т.д. По-видимому, отчасти это является следствием официальной пропаганды, которая использует тактику отвлечения внимания и взваливает на российскую сторону ответственность за просчёты Минска в экономике.
В России среди экономистов тоже немало скептиков, выступающих против сотрудничества с Белоруссией и другими бывшими советскими республиками. Поразительна «тревога», выраженная известным руководителем одного из исследовательских центров В.Иноземцевым («Огонёк», №44, 2011) по поводу того, что «Россия инициирует интеграционный проект, не наладив взаимопонимания с Западом». Комментарии, как говорится, излишни. Взаимопонимания никогда не будет. И не было.
Осенью прошлого года в Вашингтоне во время презентации при участии американских и европейских дипломатов были сформулированы установки: не спасать нынешнее руководство РБ и ускорить передачу ранее обещанных США и Евросоюзом 100 миллионов долларов белорусской оппозиции. Говорилось также о необходимости подготовки оппозиционеров к вступлению во власть «при своевременной и полной поддержке Запада». Посол США в ОБСЕ Д. Джонсон в ходе встречи с лидерами белорусской оппозиции заявил: «Вы имеете позитивную альтернативу для новой Беларуси. Мы готовы и будем работать на общую с Евросоюзом позицию по Беларуси. Здесь нам нужен единый фронт». Здесь виден прежде всего вызов России, интересы которой на постсоветском пространстве Запад всегда игнорировал, слишком понятно почему.
Экономическое сотрудничество не может обойтись без тесного политического взаимодействия России и Белоруссии в дальнейшем отстаивании их жизненно важных геополитических и прочих интересов. А последовательное и полное выполнение достигнутых договорённостей по развитию и углублению интеграции обеспечит нам необходимые гарантии и безопасности.
Алексей Васильевич ПАВЛОВ