Индустриальная эпоха, опирающаяся на промышленные технологии, по мнению политолога Валерия Мунирова, закончилась. Теперь главным конкурентным преимуществом и основной движущей силой станут образы будущего стран, цивилизаций, а также взаимоотношений в обществе, государстве и между цивилизациями.
Почему образы? Да просто потому, что образ минует рациональный ум, напрямую вызывает чувства в душе и побуждает отклик в сердце, а сердцу не надо ничего объяснять и доказывать: человек сразу чувствует — нравится ему это или не нравится. Именно образами атакует нас реклама, на этой основе выстраиваются всемирные бренды и держится человеческий актив репутации.
По мнению учёного Владимира Лепехина, правильнее ставить вопрос не просто об образе «России, которая будет», а об ОБРАЗЕ-МОДЕЛИ России, которая должна быть, о системном проекте будущего её, включающего в себя и образ, и концепцию, и функциональное воплощение их.
По его мнению, в настоящее время ни одна политическая сила в нашей стране не предлагает ни проекта будущей России, ни даже методологии его формирования. Дискутируют лишь об отдельных фрагментах будущего нашей страны, обсуждение которого безсмысленно, потому что нет проекта этого объекта. Нет смысла обсуждать варианты меблировки комнат, у которых нет архитектурного проекта.
Конечно, можно исходить из того, что Дом уже есть в наличии — это Российская Федерация. Требуется лишь обустроить её, в крайнем случае — осуществить перепланировку или подвергнуть ремонту. Однако же сегодня граждане России всё чаще говорят даже не о капитальном ремонте постсоветского изрядно потрёпанного здания, но о строительстве нового Дома, под которым понимается не одно, отдельно взятое, малопривлекательное и неэффективное государство «Российская Федерация», а новая и конкурентоспособная «российская цивилизация».
Наличие проекта нового Дома, даже просто проекта его капитального ремонта, — необходимое условие. Образно говоря, строители должны понимать, что они возводят, заказчик (люди + время) должен утвердить ОДИН проект, архитекторы должны такой проект подготовить. Сегодня существует несколько «архитектурных заявок». И это проявлялось в ходе выборов.
По мнению КПРФ, необходимо восстановить СССР. По сути, предлагается вернуться в тот дом-хрущёвку, который мы 20 лет назад разрушили, сожгли собственными руками.
ЛДПР предлагает Россию для «русских» — некую новую «Российскую империю» в пределах, видимо, нынешней РФ.
Партия «Правое дело» предлагает отказаться от собственного и самобытного дома ради аренды уютной квартирки в общеевропейском доме.
Владимир Путин (лидер «Единой России») предложил объединить несколько соседних домов в один жилой комплекс — Евразийский союз.
На наш взгляд, наиболее адекватная «архитектурная заявка» предложена Владимиром Владимировичем Путиным. И теперь необходимо описать и насытить конкретным содержанием образ-модель будущей России как составной части будущего Союза ряда стран Европы и Азии.
Для нас очевидно, что, говоря о «России, которая будет», мы должны иметь в виду «Большую Россию», Российскую цивилизацию. Это: Российская Федерация + ряд стран-соседей, объединённые в новую Федерацию или Конфедерацию; Российская Федерация + русский или русскоговорящий мир (весь или его часть), также объединённые некими форматами общности; Российская Федерация + какие-то части славянского и православного миров, а также, возможно, какой-то части исламского мира. Это Российская Федерация «в развитии» — «усиленная» численностью населения, объёмом ВВП, политическим влиянием и авторитетом в той мере, чтобы быть цивилизованной. Это может быть новая Федерация, или Конфедерация, или иной формат общности.
Принято считать, что основных мировых цивилизаций сегодня не более десятка, что каждая из них имеет свои географические, социальные, экономические и иные параметры. К таковым относят: значительную по масштабам территорию, достаточно большую численность населения, высокий объём ВВП, самобытность и самодостаточность культуры и социальной организации, суверенность в политике.
Мы должны понимать параметры нашей цивилизации, конфигурацию её строения, основные характеристики его фундамента (экономики), стен (социальной организации) и крыши (политической системы).
Только определившись в базовых параметрах своего дома, в дополнение к нему можно подготовить проекты его внутренних систем, правила проживания в нём, тип и принципы управления им.
Ныне у современной России не только отсутствует у руководства страны внятный проект развития и модель «России, которая будет». Главная наша проблема — в недостатке самобытности, самодостаточности и суверенности.
России сегодня не хватает «цивилизационной идентичности». По этой причине до революций 1917 года ведущие специалисты в области «теории цивилизаций» (Н.Данилевский, О.Шпенглер и др.) относили Российскую империю к ПРОТОцивилизации, а её преемника — Советский Союз — к КВАЗИцивилизации. По мнению политолога Андрея Девятова, оптимальным представляется образ России в виде «цивилизации-монастыря».
Монастырь, по мнению А.Девятова, это хозяйствующий субъект в организационно-правовой форме «товарищества на вере», в котором главными факторами эффективности являются выборная демократия, полное местное самоуправление, ответственность «хорошего хозяина» при безусловно рыночном подходе в отношениях с внешним миром.
Этот уклад может быть распространён и на всю страну. Соответственно, «Россия-монастырь» — это цивилизация, противостоящая глобальному миру посредством особой самодостаточной организации «монастырской» жизни, в которой главными ценностями являются духовные «радости жизни», а не пестуемое глобальным рынком стремление к безудержному росту материального потребления. По его мнению, Книга Бытия Священного Писания народов библейско-средиземноморской цивилизации говорит о том, что имена всем вещам на Земле давал человек. Учение Конфуция тоже утверждает, что для улучшения природы вещей людей сначала нужно исправить имена.
Нынешний мировой кризис (греч. krisis — суд времени, поворотный пункт, перелом) вынес на повестку дня диалога цивилизаций вопрос имени для политико-экономического союза стран и народов Евразии, формирующегося на базе Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. С планами скорого присоединения к Союзу Киргизии и Таджикистана, имеющих таможенную границу с Китаем. В перспективе Таможенный союз стран Европы и Азии должен превратиться в Евразийский экономический союз, а затем и в полноценный политический и военный (с опорой на вооружённые силы ОДКБ) Евразийский союз.
Особую роль исправление имён имеет в диалоге цивилизаций. Имена — это же символы, а не знаки. И вектор развития нашего имени должен быть таким — от «российской цивилизации» к «русской цивилизации». Уровень цивилизации выше уровня государства, следовательно, верная передача смысла слов «русская цивилизация» требует «возвращения на круги своя», к исконному корню «РУС».
В формировании образа-модели будущей России, по мнению А. Девятова, очень важна роль верховной власти. Идеальным образом-образцом будущего правителя России-Руссии (цивилизации «Монастырь-Россия») может быть образ библейского «Царя справедливости» Мелхиседека, соединяющего в себе единство духовной и светской власти. В варианте православного монастыря этот тип правителя воплощён в фигуре-образе игумена, который единолично и ответственно определяет и организует духовную, экономическую и социальную жизнь монастырской общины.
По моему мнению, одним из знаков перехода страны к новому цивилизационному проекту может стать также перемена места столицы.
Для создателя протоцивилизации «Российская империя» Пётр Первый таким знаком решил построить Санкт-Петербург. Для большевиков, создавших квазицивилизацию «СССР», одним из важнейших учредительных актов стал перенос столицы страны в Москву — Третий Рим. В этом смысле формирование Евразийского союза как новой российской (русской) цивилизации с неизбежностью тоже потребует смены места столицы.
Россия, претендующая и на достойное место в новой мировой финансовой системе, международном разделении труда и глобальной политике, обязана предъявить миру образ привлекательного, гармоничного или — по-русски — «ладного» будущего для всех стран и народов на планете Земля. Разумеется, прежде всего реализовав его в своей стране-цивилизации.
Владимир Анатольевич ТАМАК