24 февраля - 620 лет со дня преставления прп. Димитрия Прилуцкого
Преподобный Димитрий Прилуцкий, чудотворец, жил в XIV столетии. Молитва, пост, любовь к уединению и праведная жизнь сделали его для многих желанным учителем на пути спасения.
Он родился в богатой купеческой семье в Переславле-Залесском. С юности преподобный отличался редкой красотой. Во всём повинуясь родителям своим по закону Божию, он пренебрегал лишь торговлей, которую вёл отец, ибо привычно богатому искать тленное, земное богатство. Он же одного Бога искал. Видя суету сего мира и соблазнительное, тленное земное житие, Димитрий пришёл к выводу, что жизнь скоропреходяща. Посему он вскоре оставил суетный мир и постригся в иночество в родном городе Переяславле, в Горицком монастыре. Его пострижение было действительным отвержением своей воли, мирских соблазнов и забот для безпрепятственного сосредоточения душевных сил на достижение одной цели — спасения во Христе. Следуя по стопам Его, юный постриженик повинуется во смирении братии и поучается день и ночь в молитве. Терпение, смиренномудрие и незлобие его были столь велики, что возбуждали невольное удивление братии.
За такую добродетельную жизнь преподобный был удостоен священства. Потом он задумал создать свой монастырь со строгим общежительным уставом и исполнил свою мысль. На берегу Плещеева озера близ города святой основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.
Преподобный Димитрий был одарён редкой красотой, и так как он вёл «жестокое житие», измождая себя подвигами поста, молитвы и труда, то лицо его сияло особенной одухотворённостью, удивлявшей людей. Поэтому во избежание соблазна и искушения преподобный обыкновенно закрывал лицо монашеским куколем даже во время бесед с мужчинами — посетителями монастыря; с женщинами же он говорил очень редко, когда являлась настоятельная нужда в слове назидания.
Одна знатная женщина часто слышала о красоте и целомудрии преподобного Димитрия, и ей очень хотелось взглянуть на его лицо. Долгое время старания её были безуспешны. Наконец подстрекаемая пустым любопытством женщина решилась на следующее: раз перед обедней она подкралась к келье и в окно взглянула на преподобного. Подвижник в это время готовился к Божественной литургии; заметив нескромность женщины, он огорчился и с укоризной посмотрел на неё. Под взором преподобного женщину охватил столь сильный ужас, что она в расслаблении упала на землю, не имея сил подняться. Некоторые из братии еле живую подвели её к крыльцу настоятельской кельи и усиленно просили игумена о прощении провинившейся. Видя искреннее раскаяние плачущей женщины, преподобный кротко упрекнул её: «Для чего ты, неразумная, захотела видеть грешника, уже умершего для мира?»
К этому подвижник присоединил наставление о том, что в храм Божий должно приходить не для показа тленных украшений, а для просвещения души целомудренной, сосредоточенной молитвой и милостыней. Благословив затем женщину, преподобный Димитрий даровал ей прощение; женщина тотчас исцелилась от внезапного недуга и пошла домой, благодаря Бога и преподобного.
Во дни игуменства в Никольском монастыре у преподобного Димитрия завязалось искреннее содружество во Христе с отцом северо-русского монашества преподобным Сергием, подвизавшимся в 60 верстах от Переяславля, в дремучих лесах радонежских. Преподобный Димитрий любил приходить в монастырь Живоначальной Троицы к преподобному Сергию для взаимной молитвы и назидательной беседы.
Слава о переславльском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Димитрия Ивановича.
Под влиянием Радонежского чудотворца преподобный решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники, не желая никому быть в тягость, отправились дальше.
Неподалеку от Вологды, в излучине реки, в уединённом месте преподобный Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь.
Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились помочь святому. Владельцы земли, предназначенной под монастырь, Илья и Исидор, затоптали даже озимые нивы, чтобы храм был построен немедленно. В 1371 году воздвигнут был деревянный Спасский собор, и начала собираться братия. Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля.
Углублённая молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении, давал советы. Преподобный любил молиться наедине. Постоянной пищей его была лишь просфора с тёплой водой, даже в праздники не принимал он разрешённые уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы. Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших.
Господь наделил Своего угодника даром прозорливости.
Скончался преподобный в глубокой старости. Пришедшие братия нашли его как бы уснувшим, келия же была исполнена чудного благоухания. Два храма сгорели над гробом преподобного, но рака, где находились его святые мощи, осталась нетронутой. Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, а в ХV столетии почитание его распространилось по всей Руси.
Спасо-Прилуцкий монастырь, основанный чудотворцем на хлебном поле, как в прежние века, так и ныне остаётся той благодатной нивой, на которой обретают плод спасения все, по слову Евангелия ищущие его.
Василий Николаевич РУМЯНЦЕВ