Наталья Сидорина - Последний дар адмиралу Колчаку

Великомученик и целитель Пантелеимон, покровитель воинов и моряков, странствует по России. Странствие это началось в мае 2011 года в Краснодаре, где проходила выставка-ярмарка «Кубань православная». Впервые на выставке была представлена икона святого великомученика Пантелеимона.

История этой святыни, привезённой из Московской епархии, уникальна. Во время Гражданской войны церковные власти преподнесли её в дар верховному главнокомандующему Александру Колчаку. Данный образ был особо почитаем адмиралом, который в своё время служил на крейсере «Св. Пантелеимон».

Икона шла с Колчаком и его армией до Иркутска, где адмирал был расстрелян. Храмы города в то время разорялись большевиками, а образ святого великомученика был передан в буддийский монастырь и потому уцелел, позже был отдан на хранение одному коллекционеру. И вот 90 лет спустя святыня, выкупленная из частной коллекции благотворителем, вернулась в храм великомученика и целителя Пантелеимона. Этот храм находится в подмосковном городе Пушкине, на территории Центральной районной больницы, где все верующие могут поклониться ему. Настоятель храма отец Андрей Дударев собирается совершить паломническую поездку в Сибирь, чтобы отслужить панихиду в Иркутске у Поминального Креста, установленного на том месте, где в ночь на 7 февраля 1920 года адмирал Колчак был расстрелян.

На иркутской земле память об адмирале Колчаке сохраняется усилиями многих подвижников. Перед Знаменским собором установлен памятник адмиралу работы Вячеслава Клыкова. Тюремная камера, где Колчак провёл последние дни своей жизни, стала мемориальной. Этажом выше неё во времена Колчака была расположена общая женская камера, в которой добровольно жила медсестра Анна Тимирёва, чтобы чаще видеться с любимым человеком на прогулках в тюремном дворе.

Из Иркутска Колчак отправлялся в три арктические экспедиции. Здесь он венчался с Софьей Омировой, которая родила ему сына Ростислава.

Перед расстрелом адмирал просил только передать сыну родительское благословение. А России остались все его научные труды, карты морских путей и намоленная икона великомученика и целителя Пантелеимона, изображённого на фоне русских берёзок.

Колчак погиб в тот самый день, когда православные чтут чудотворную икону Богоматери «Утоли моя печали». На панихиде, которая прошла в 1921 году в Париже, Иван Алексеевич Бунин сказал: «Настанет день, когда дети наши, мысленно созерцая позор и ужас наших дней, многое простят России за то, что всё же не один Каин владычествовал во мраке этих дней, но и Авель был среди сынов её. Настанет время, когда золотыми письменами на вечную славу и память будет начертано Его имя в Летописи Русской земли».

Думается, обретение образа подмосковным храмом не случайно. Здесь воссоздаётся сестричество «Утоли моя печали», основанное ещё до революции княгиней Натальей Борисовной Шаховской в Москве с филиалом «Царь-Дар» в подмосковном Пушкине. На опушке леса, который многие старожилы города Пушкина по старинке называют царь-дарским, и стоит церковь, в которой служит отец Андрей. Он своей жизнью и деятельностью подаёт пример безкорыстного служения на духовном поприще. По его инициативе на Акуловой горе, на пепелище дома-музея Маяковского, создаётся новый культурный центр с аллеей поэтов. Каждый месяц в первое воскресенье отец Андрей служит панихиды на могиле своего самого любимого поэта Сергея Есенина. При деятельном участии его издан уникальный сборник «"Не умру я, мой друг, никогда": воспоминания, статьи, речи, интервью, документы об обстоятельствах гибели С.А.Есенина», составленный племянницей великого поэта Светланой Петровной Есениной.

Но всё же поражение адмирала обернулось победой. Великие люди уходят из жизни непокорёнными. Остаётся их образ, за который нередко уже посмертно идёт борьба.

Так, в 1932 году, в застенках ОГПУ с пристрастием допрашивали талантливых поэтов за чтение стихов в узком кругу о расстрелянном адмирале. По «Делу о Сибирской бригаде» проходили Леонид Мартынов, Сергей Марков, Евгений Забелин, Павел Васильев… Через пять лет самого яркого и молодого из них, Павла Васильева, расстреляют.

По-разному пишут и об адмирале Колчаке. Но вот свидетельство очевидца, поэта Арсения Несмелова, опубликованное в 1940 году в Харбине:

И было точно погребальным
Охраны хмурое кольцо,
Но вдруг, на миг, в стекле зеркальном
Мелькнуло строгое лицо.
Уста, уже без капли крови,
Сурово сжатые уста!.. 
  
      
Александр Иванович Куприн писал: «Лучший сын России погиб страшной насильственной смертью. Великая душа — твёрдая, чистая и любящая — испытала, прежде чем расстаться с телом, крестные муки, о которых даже догадываться не смеет человек, не отмеченный Богом для высшего самоотречения… Будет ли для нас священно то место, где навсегда смежились эти суровые и страдальческие глаза с их взглядом смертельно раненного орла? Или — притерпевшиеся к запаху крови, всё равно, будь это даже кровь великомученика, равнодушные ко всему на свете, кроме собственного сна и пищеварения, трусливые, растерянные и неблагодарные — мы совсем утратили способность благоговеть перед подвигом <…> и расчётливо преклоняемся только перед успехом, сулящим нам еду и покой?» Как отмечает отец Андрей, надо искать трудную правду.

Икона великомученика и целителя Пантелеимона — последний дар адмирала Колчака — уже побывала на православных выставках в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. И снова готовится в дорогу.

Наталья Кирилловна СИДОРИНА