14 февраля 1892 года, 120 лет назад родился Пётр Дмитриевич Барановский
В одном из красивейших мест Москвы – на древнем Крутицком подворье над Москвой-рекой – установлена мемориальная доска, на которой написано: «Великому реставратору, радетелю русской культуры П.Д.Барановскому».
Пётр Дмитриевич Барановский родился в семье дорогобужских крестьян в селе Шуйское Вяземского уезда Смоленской губернии. В 1912 году он окончил Московское строительно-техническое училище. Двадцатилетним студентом разработал проект реставрации собора Болдинского монастыря под Дорогобужем, построенного знаменитым архитектором Фёдором Конем. За эту работу Барановский был награждён золотой медалью Русского Археологического общества.
После окончания учёбы некоторое время он работал на строительстве железнодорожных и производственных объектов. В частности, на должности помощника архитектора Тульского чугуноплавильного завода. Одновременно учился на искусствоведческом факультете Московского археологического института.
В начале Первой мировой войны Барановский был призван в качестве военного инженера, служил на Западном фронте начальником строительного участка. Когда весть о революционных событиях в октябре 1917 года достигла фронта, Барановский не отправился самовольно домой. Остался в части, опечатал склады и охранял их до прибытия представителей новой власти, оберегая имущество от нападения мародёров. Он вообще был хранителем по складу души…
В 1918 году, не дожидаясь окончания гражданской войны, отправился в Ярославль восстанавливать Спасо-Преображенский монастырь и митрополичьи палаты, повреждённые во время одного из мятежей. Монастырь этот известен тем, что на его территории было обнаружено знаменитое «Слово о полку Игореве». В том же году Барановский окончил Московский университет с золотой медалью, получил диплом историка архитектуры. В начале 1920-х годов приехал в Москву и стал охранять и восстанавливать памятники старины.
В 1921 году отправился в первую экспедицию (всего их на его счету было десять) на Русский Север. Отправился один, без помощников, будто ехал отдыхать. Самое ценное, что он уложил в багаж, были три пуда соли. В те годы на Севере деньги ничего не стоили — приобрести продовольствие, нанять лодку или телегу можно было только в обмен на дефицитную соль. Пинега, Вонга, Поча, Чакола, Пиринема, Кеврола, Чухченема, Сура, Выя — вдоль берегов этих рек испокон веков стояли сёла, в каждом из которых была одна, а то и две-три древние шатровые церкви — предшественницы прекрасной церкви Вознесения Господня в Коломенском. В своих последующих экспедициях, вначале под руководством академика Игоря Эммануиловича Грабаря, а затем самостоятельно, Барановский делал обмеры, изучал храмы и гражданские здания, Соловецкий монастырь. В 1922—1923 годах он занимался изучением храмов в Нижнем Новгороде, в 1929 году работал в Белоруссии.
На первых порах власти относились благосклонно к деятельности профессора Барановского. В те годы для того, чтобы наверняка уберечь культовое религиозное сооружение от уничтожения, нужно было открыть в нём музей. Именно таким образом Барановскому удалось сохранить Свято-Троицкий Болдинский монастырь. Здесь в 1923 году Пётр Дмитриевич организовал филиал дорогобужского музея. Спустя год после учреждения своего первого музея в Болдино Барановский добился и для усадьбы Коломенское статуса музея, стал первым его директором (1924). В течение 1927—1933 годов в Коломенском в Москве появились уникальные памятники деревянного зодчества: домик Петра I, Моховая башня из Сумского острога, хозяйственная постройка из Преображенского и другие. Они и сегодня стоят там.
По роду деятельности он был обязан обмерять и описывать церкви, предназначенные к сносу. Барановский был последним посетителем древнего Чудова монастыря на территории Кремля перед тем, как его снесли в 1929 году. Всё, что профессор успел спасти из обители, — мощи митрополита Алексия. В конце 30-х годов с Красной площади «исчез» храм Казанской иконы Божией Матери. Лишь благодаря тому, что Барановский успел сделать все замеры храма, Казанский собор удалось воссоздать в 1993 году. Это сделал его ученик.
По мнению некоторых деятелей, на Красной площади, ставшей местом проведения демонстраций трудящихся, не место церквам. Угроза исчезновения нависла даже над одним из самых великих памятников древнерусской архитектуры — Покровским собором, известным больше как храм Василия Блаженного. Барановский вступил в схватку за храм, довольно резко говорил с Кагановичем. Безрезультатно. Тогда он отправил дерзкую телеграмму Сталину. Возможно, именно потому храм не разрушили, за такую активную деятельность архитектора обвинили в антисоветской деятельности и сослали в сибирские лагеря, где он и пробыл три года.
После освобождения в 1936 году Барановский, согласно существующим законам, не мог сразу вернуться в Москву. Поселился за «101-м километром», некоторое время работал в музее города Александрова. После возвращения в столицу (1938 г.) работал в структурах государственной охраны памятников, был одним из основателей ВООПИК (1966 г.). Во многом благодаря Барановскому сохранился и старинный Спасо-Андроников монастырь, известный тем, что здесь жил и работал св. Андрей Рублёв. По одной из легенд, он даже нашёл плиту с могилы Рублёва, чтобы с помощью академика И.Э.Грабаря добиться превращения обители в музей древнерусского искусства. Официальное решение этого вопроса было принято в 1947 году, а сам музей открылся лишь в 1960-м.
Говорят, что, когда Барановский был осуждён и приговорён к ссылке в Сибирь, ему перед отъездом позволили увидеться с женой. Первый вопрос Петра Дмитриевича ей был о храме Василия Блаженного. «Цел? Ну, тогда отправляюсь со спокойным сердцем…» Умер великий подвижник, хранитель старины Руси в возрасте 92 лет в 1984 году, похоронен в Донском монастыре.
Александр Александрович КАДАШЕВСКИЙ