Протоиерей Александр Шаргунов - Христос посреди нас

 

19 января — Святое Богоявление. Крещение Господне

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Праздник Крещения Господня является как бы продолжением праздника Рождества Христова. Однако в древней Церкви Вифлеемский вертеп оставался посредине храма до праздника Сретения. Через сорок дней после Рождества Божия Матерь, соблюдая ветхозаветный Закон, приносит жертву очищения в Иерусалимском Храме. И в то же время Она отдаёт Своего Первородного Богу. Почему же у нас дни Рождества Христова переходят сразу в праздник Крещения Господня? Ведь Спаситель испросит его у Иоанна только в тридцатилетнем возрасте.

Сегодня большинство родителей-христиан крестят своих детей вскоре после их рождения — согласно традиции, восходящей к первым векам христианства. Но тогда — на Иордане, где Иоанн призывал к покаянию, — было иначе. Многие следовали его призыву и сходили в реку, исповедуя свои грехи. И он погружал их в воду — во оставление грехов. Слово Божие ясно описывает, кто приходил к Предтече, чтобы принять крещение покаяния. Это были воины, блудницы, мытари, люди всякого сословия и звания. И вдруг — посреди их — является Господь. Иоанн потрясён. «Что Ты делаешь среди этих людей? Ты не нуждаешься в покаянии. Я должен креститься Тобою, не Ты». Но Господь настойчиво просит крещения среди этой пёстрой и грешной толпы. Такова воля Божия! Что привело Его сюда? Почему оставил Он Назарет, Свой дом, Своё смиренное ремесло? В течение тридцати лет Он вёл неприметную жизнь древодела. И теперь оставил всё.

Первое, что Он делает, — приходит к Предтече и сливается с кающимися людьми. Его первое общественное деяние заключает в себе суть всей Его жизни. С самого начала Господь занимает место, которое выражает всё, что Он хочет осуществить: быть среди нас, убогих грешников, как если бы Он был одним из них. Само Его имя уже выражает это служение: Иисус означает «Спаситель». Ангел, явившийся праведному Иосифу, уже сказал, почему должен быть назван Иисусом Младенец, Которого ждала Пречистая Дева: «Ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

Вот что связывает Рождество Христово с Его Крещением. Он приходит избавить нас от наших грехов. Вот почему Он, Сын Божий, стал человеком. Вот почему Он приходит на Иордан — чтобы стать посреди грешников, которыми мы являемся, и взять на Себя бремя наших заблуждений и наших падений. Он не смотрит с презрением на окружающих Его людей, но становится рядом с ними. И именно об этом свидетельствует Бог Отец: «Сей есть Сын Мой возлюбленный».

Если мы понимаем это, если это касается наших сердец, значит, не напрасно мы прошли через Святки, через святые дни праздника Рождества Христова и достигли сегодняшнего праздника. Бог любит нас, как Своих детей. И потому Он послал Сына Своего Единородного как Человека к погибающим людям. Чтобы они нашли дорогу к Отчему дому, чтобы Отец Небесный мог сказать каждому из нас: «И ты тоже сын Мой возлюбленный».

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ