Телепрограмма «Русский Дом» первой показала христианские святыни Сирии. Перечислять их — не хватит в журнале места. Они в последнее время стали привлекать повышенный интерес православных паломников из России
Года три назад Паломнический центр Московского Патриархата воспользовался любезным приглашением министерства туризма Сирийской Арабской Республики и Антиохийской Православной Церкви и направил в Дамаск, столицу Сирии, группу паломников, в составе которой были представители светских и церковных средств массовой информации. Этот «ручеёк» мог бы превратиться в реку, но грянули «арабские вёсны», над Сирией нависла натовская осень, и санкции Запада уменьшили поток туристов.
Великий Восток при всей своей шумливой горячности — гортанный говор, резкие жесты, гудки машин — располагает к созерцанию и долгим раздумьям. В Старом городе дохристианского Дамаска, на одной из древнейших улиц Виа-Реста, сидя в буквальном смысле на осколках Римской империи (святые камни здесь превращены в детали уличного интерьера и в скамейки, иногда покрытые ковриками), я думал о бренности и переменчивости всего земного — частной человеческой жизни, мировой политики.
Во времена Фёдора Тютчева и Балканской войны все верили в возрождение идеи объединения славян. «Панславянизм». Сейчас это слово звучит дико, но мне ласкает слух оно. В огне Второй мировой войны вдруг солдатики из коренных русских мест стали обращаться друг к другу: «Славяне!» Да ещё появились партизаны Словакии и войска Броз Тито, а потом, после войны, возникло содружество, и Украина с Белоруссией стали членами ООН. Ну, всё, казалось — возрождается славянское братство. А оно с таким треском вскоре лопнуло, что осколки его впились в тело народов, и брызнула кровь.
Создали государство Израиль. И оно вдруг вопреки чаяниям Сталина стало вести агрессивную политику на Ближнем Востоке с помощью США.Арабские государства просто должны были объединиться не только в Лигу и нефтяной ОПЕК, но и в какое-то идейно-политическое сообщество.
Но арабский мир сегодня взорван и кровоточит. Что же делать «незыблемым» — ЕС, который ради «мультикультуры» отказался от христианских корней? И его трясёт после политиканского расширения, экономического кризиса, миграционного безпредела. Может быть, католически-лицемерный и протестантстко-прагматичный американский капиталистический рай держится? Тоже нет — и там ширится протестное движение, шатаются благополучные страны, и по всем городам проходят акции «Против Уолл-стрит». Но ведь остаются какие-то константы и сообщества, которые позволяют держаться на плаву мировой закулисе, безпредельно богатеть сильным мира сего? Тут мне вспоминаются насмешки по поводу якобы мифического заговора и мирового правительства. Я тоже усмехнусь, сидя на римских руинах, потому что другого логического объяснения творящемуся в мире, трагедиям целых народов, разрушению достаточно благополучных стран под уговоры американской демагогии о необходимости перекройки всех границ и национального сознания у меня просто нет. Ну, не Барак же Обама, который сам себя назвал неудачником, и не говорливая, хоть и уставшая, Хиллари Клинтон вершат такие геополитические потрясения…
И вот уже Сирии грозят ливийским сценарием. Я побывал там недавно в составе небольшой группы журналистов и убедился, что страна с открытой границей, с двумя враждебными, свободно принимаемыми телеканалами уязвима для внешних угроз, для подпитки «оппозиции». России и Китаю там были очень благодарны за вето в Совете Безопасности. Но, как выразился бывший посол Ирака в России Аббас Халаф Кунфуд: «Россия не создаёт события, а лишь сопровождает их». Мы ведь сдали Югославию, Ливию. Может, скоро и на христианские святыни в Сирии посыплются бомбы…
Дамаск — древний город, расположенный в долине реки Барада, что означает «холодная», в предгорьях Антиливана, у подножия горы Касьюн, — известен с XVI века до Рождества Христова, в его окрестностях — пещера, где похоронен Авель, убитый Каином. В далёкие времена город находился под властью египетских фараонов. Дамаск неоднократно упоминается в Священном Писании. Именно здесь произошла чудесная встреча Савла со Христом, и вскоре он стал апостолом Павлом (Деян. 9, 2—22). На одной из улиц города жил ослепший по воле Божией апостол. Здесь был исцелён и крещён священномучеником Ананией. Это историческое место отмечено древним церковным памятником, сохранившимся до нашего времени, — храмом святого апостола Анании, который расположен под землёй, в старой части Дамаска. Христианская община здесь существовала с первых лет проповеди святых апостолов. До сих пор в старом городе — большой христианский квартал: его сразу видно — пиво и вино продают.
Посетили мы и мечеть Омейядов с помещением, где хранится часть главы Иоанна Крестителя.
Были мы на Иорданской границе, в провинции Дэраа, где и начались в марте волнения, спровоцированные и недочётами во внутренней политике, и руководством оппозиции (митингующим платили по 10 долларов). Один глава оппозиции живёт в Москве, другой — в Париже, 20 лет преподаёт в Сорбонне. Есть на западе Сирии город Хомс. Там тоже неспокойно. Позицию России по Сирии принимают с благодарностью сторонники Башара Асада, а «сирийская оппозиция» выражает недовольство сдерживающей позицией Москвы. Так, например, летом минувшего года участники демонстрации в городе Хомсе в знак протеста сожгли российский флаг.
Недавно в Стамбуле был сформирован так называемый «Сирийский национальный совет», который громко объявил, что «будет представлять интересы сирийской революции» как внутри страны, так и за её пределами. «Национальный совет просит международное сообщество принять ответственность по защите сирийского народа от военных действий правящего режима», — заявили оппоненты Б.Асада на учредительной встрече в Стамбуле. Почему Турция так охотно даёт прибежище зарубежным «революционерам»? Да потому что любое ослабление Сирии, входившей когда-то в Оттоманскую империю, на руку турецким имперским амбициям. Недавно Путин аккуратно сказал о создании Евразийского союза, рассуждая только об экономике и выгоде, — и России сразу «пристегнули» имперские амбиции. А вот Турция всё увереннее заявляет о себе как наследнице Оттоманской империи и жаждет господствовать, влиять или хотя бы вредить в прежних её обширных границах. Турция христианские святыни не бережёт так, как Сирия. Пытался в большом городе Турции, центре туризма Анталье, найти христианский храм — не нашел!
Для христиан всего мира побывать в Хомсе — почти то же, что совершить паломничество в Святую Землю, потому что здесь находится основанный в 59 году храм Пояса Пресвятой Богородицы. За высоким белым забором в зелени утопает он, с черепичной крышей, стройной колокольней из черно-белых каменных блоков. Это — знаменитый Умм Зуннар, храм в честь Пояса Божией Матери. Он огорожен высокой каменной оградой, в которую встроены большие ворота. Пройдя через них, попадаешь на просторный, мощённый брусчаткой двор. Над входом в храм находится большая икона, изображающая сцену передачи Пресвятой Богородицей Своего пояса апостолу Фоме.
В одном из приделов храма хранится величайшая христианская святыня — часть пояса Пресвятой Богородицы. В подсвеченном киоте, обрамлённом колоннами, в удивительно красивом серебряном ковчеге в виде цветка на ножке-подставке в окружении ажурных лепестков под стеклом лежит скрученный колечком тонкий шерстяной поясок — святая реликвия православной Сирии.
Может, он убережёт эту древнюю многострадальную страну от напасти и приведёт в её прекрасные долины новых паломников…
Александр Александрович БОБРОВ