До революции в Москве насчитывалось не больше 5% смешанных супружеских пар.
Главным препятствием служили религиозные убеждения. Хотя уже в то время состав столицы был очень пёстрым, браки заключались по национальному сословию, территориальному принципу, существовали отдельные слободы и участки с преобладанием армянского, грузинского, татарского населения, выходцев из стран Западной Европы: Немецкая слобода, Мещанская слобода (там в основном жили белорусы и литовцы). Сейчас о былом своеобразии напоминают лишь названия улиц и переулков — Большая Грузинская, Татарская, Хохловка.
Численность мужчин и женщин в Москве всегда была примерно одинаковой, хотя свои особенности имелись, поскольку сюда постоянно прибывали мигранты, естественно, первыми ехали мужчины. Но дефицита слабого пола не возникало: он восполнялся за счёт сельских женщин, которые прибывали следом, когда мигранты обживались на новом месте. Эта закономерность наблюдается и сейчас, тем более что значительная доля современных мигрантов — выходцы с Кавказа и Средней Азии, которые дорожат своими национальными традициями, сохранением генофонда и т.д. Скажем, у китайцев, которые постепенно заселяют США, есть правило брать в жёны китаянку американского происхождения.
По данным демографии, при отсутствии сильных социальных потрясений численность мужчин до трёхлетнего возраста на 1,5% превышает число девочек. К 10 годам их становится поровну. Но в дальнейшем численное превосходство остаётся за женщинами: 35-летних женщин уже на 5—7% больше, чем сверстников-мужчин, а начиная с 55 лет слабый пол превышает по численности в два раза!
В периоды социальных потрясений баланс ещё больше нарушается. Данные по войне 1812 г., к сожалению, отсутствуют, а вот по состоянию на 1937 г. видно: женское население Москвы где-то на 5% превышало мужское. А в 1945-м, после Великой Отечественной, этот показатель достиг 8%.
Сегодня при выборе спутника жизни большинство горожан отдают предпочтение ровесникам и представителям своей социальной группы. То, к какой вере принадлежит избранник, уже не играет существенной роли. Самые активные по части межнациональных браков — русские женщины.
Жениться на русской — вот самый простой способ для приезжего стать своим в России и избежать статуса нелегала. По данным статистики, в столице до 60% браков — это союзы мигрантов и с мигрантами. Каждая четвёртая москвичка выходит замуж за выходца с Кавказа. Из этих браков половина — фиктивные. Зато другая половина заключается по любви или как минимум по взаимному влечению и с надеждой обрести близкого человека. Советский постулат «Русская женщина — оплот интернационализма» получает весьма определённое звучание в Москве, главном плавильном котле России.
Учёные Института общей генетики им. Вавилова провели исследование на тему «Влияние этно-конфессиональных факторов на динамику генофонда Москвы». Была проанализирована структура браков, заключённых в столичных загсах. Проведённый генетиками анализ данных московских загсов показал, что сейчас, если судить по динамике, в Москве к межнациональным относится каждый четвёртый брак, а каждая пятая пара — православно-мусульманская.
Так мы вступили в эру аутбридинга, если говорить языком генетики, или «плавильного котла», если употреблять более популярный американский термин. Впрочем, в США никакого плавильного котла не получилось — как в СССР не получилось единого советского народа. Однако у нас тенденция к аутбридингу всё ещё выражена более ярко, чем во многих странах. Хорошо или плохо — трудно судить. Явление аутбридинга ещё как следует не изучено. С демографической точки зрения — хорошо. Этот процесс позволяет замедлить падение численности русского населения. Среди генетиков существует мнение, что «плавильный котёл» ведёт к обогащению наследственности, вредные гены скрываются.
По структуре получается, что межнациональные браки в Москве русские женщины заключают в два раза чаще (на них приходится 62% случаев такого брака), чем русские мужчины. Изменился и национальный состав в таких типах брака. Ранее, во времена СССР, на первом месте традиционно в соответствии с этническим составом страны, 34% смешанных этнических семей в Москве представляли русские и украинцы. Семьи, состоящие из русских и евреев, составляли 11%, русских и татар — 10%, русских и белорусов — 9%, русских и армян — 4%, столько же — русских и мордвы.
Сейчас же мы, если говорить о межнациональных браках с участием русских москвичек, видим несколько другую картину. Доля русско-украинских браков стала вдвое меньше, с ними практически сравнялись союзы между русскими женщинами и мужчинами-армянами. Гораздо меньше стало русско-еврейских семей, зато в рост пошли браки с грузинами и азербайджанцами (соответственно в 4 и 7 раз), а также с другими народами Кавказа (рост более чем в 10 раз). Это связано с активностью миграции жителей Кавказа в Москву — процесса, в котором более активны мужчины с южной кровью. Русские москвички инстинктивно ищут мужчин, способных обеспечить потомство. А многие мигранты из Закавказья и с Северного Кавказа занимают в столице благодатные экономические ниши.
В то же время представители малочисленных московских диаспор (чеченцы, дагестанцы) предпочитают жениться на своих горянках, русская женщина для них предпочтительней в роли любовницы. Это свидетельствует об их социально-культурной замкнутости, изолированности, верности в соблюдении законов шариата и помогает избежать растворения в мегаполисе.
Среди внутриэтнических браков примерно четверть заключена между земляками — уроженцами одного региона. Сегодня браков между уроженцами Москвы насчитывается около 40%. Остальные по схеме «приезжий — уроженец» (их примерно столько же) либо «приезжий — приезжий» (соответственно около 20%).
70% семей московских армян — смешанные, в подавляющем большинстве армяно-русские (60%). Как и армяне, московские грузины вполне терпимо относятся к смешанным бракам: так, у трёх четвертей грузин и трети грузинок супруги были русскими. Треть азербайджанцев, готовых остаться в Москве, ничего не имеют против того, чтобы их дочь вышла замуж за русского (хотя по законам шариата подобные браки с иноверцами мусульманкам пока ещё разрешаются неохотно). Однако лишь 12% желающих остаться допускают до своего сознания такую мысль. Причём большинство детей от смешанных браков выбирают русскую национальность. Поэтому в сегодняшней Москве так много нерусских лиц с русской фамилией. Но это ненадолго. Генный поток по линии отцов приводит к тому, что через десять поколений генофонд русских Москвы на 70% будет состоять из «чужих» генов. Будет меняться и антропологический вид населения Московского региона.
И чтобы получить образцы генов «чистокровных русских», придётся ехать в глубинные села. В Москве и других крупных городах их уже не осталось. Научные деятели полагают, что ничего страшного здесь нет. Эти процессы характерны для всего мира. При нынешней динамике исходный генофонд русских москвичей на 70% будет заменён за счёт притока генов из других регионов примерно за 10 поколений, если считать от конца XIX века. Одно поколение — 25 лет, четыре уже прошло. Получается, что через 150 лет русские Москвы будут сильно отличаться от русских, допустим, из сельской местности: мегаполис есть мегаполис.
Как утверждают генетики, современные процессы могут вызвать переворот в этническом и конфессиональном составе Москвы. Численность русских в Москве падает во многом и из-за низкой рождаемости. Представители мусульманской конфессии по части воспроизводства гораздо более активны. В чеченских, дагестанских, азербайджанских семьях принято иметь много детей. И кавказская семья предпочитает не ограничиваться двумя-тремя детьми. Но столичные мигранты находятся в активном репродуктивном возрасте 29—30 лет. К тому же показатели смертности у мусульман в 1,5 раза ниже, чем у православных. В настоящее время мониторинг по межнациональным бракам сделать практически невозможно. Если только посадить «переписчиков» в столичные загсы и лично опрашивать молодожёнов. Да и не факт, что все согласятся назвать свою национальность, тем более что 75% москвичей безразличны к вопросам межэтнических браков.
Генетики сейчас проводят инвентаризацию всех существующих в мире генофондов. Для вечного хранения создаётся банк данных ДНК.
Интересно, что в связи с ростом межэтнических браков увеличилось и так называемое брачное расстояние — дистанция между местами рождения супругов. Считается, что географическое расстояние в определённой мере отражает степень генетических различий между людьми. Конечно, место рождения может быть и случайным, но модель изоляции расстоянием в принципе является рабочей: чем больше расстояние, тем меньше вероятность наличия у них генов, одинаковых по происхождению. За 40 лет брачное расстояние в московских межэтнических браках увеличилось более чем на 400 километров и перевалило за 1300 километров. Процесс аутбридинга стал интенсивнее, поскольку жёстких ограничений для притока приезжих в Москву — советских, связанных с пропиской и лимитами, — теперь нет.
Анатолий Борисович УРАЛОВ