В своём безсмертном труде по истории Русской Православной Церкви митрополит Макарий указывал, что первыми проповедниками Евангелия среди славян были св. апостолы Андрей, Матфей, Фаддей и Варфоломей.
Многие выдающиеся деятели Русской Церкви по праву считали апостола Андрея первым крестителем Руси. Доказательством тому служили не только византийские, армянские и грузинские хроники, но и великое множество русских летописей.
Значимой для Русской Православной Церкви и русского народа в целом оказалась бы находка хоть одного фрагмента тех храмов и крестов, которые, согласно письменным источникам, апостол оставил на местах, им освящённых. Однако многолетние поиски не принесли желаемых результатов. Многочисленные легенды и предания так и остались не подкреплёнными археологическими находками, вследствие чего под сомнение был поставлен сам факт пребывания св. ап. Андрея Первозванного и других апостолов в пределах государства Российского.
Не последнюю роль в дискредитации факта апостольской проповеди среди славян сыграло слепое отрицание существования государственного образования донских русов или так называемой Азовской Руси, хорошо известной не только в Византии, но и в Закавказье. Предана забвению была и основанная святыми апостолами епархия Томи, Таны (Тамани, Дона) и всех скифов. А ведь подписи иерархов Азовской Руси, епископов и митрополитов Томи и Таны, Скифского царства стоят под актами Первого Вселенского Собора, состоявшегося в 325 году, Второго Собора (381), Третьего (431), Четвёртого (451), Пятого (553), Седьмого (787). Известный толкователь Библии IХ века Страбон писал: «У некоторых скифских племён, преимущественно у Томитан, и до сего времени богослужение отправляется на их собственном языке». Примерно в то же самое время св. Кирилл, путешествуя по Приазовью, приобрёл у одного русина Библию и Псалтырь, писанную на русском языке и русскими буквами.
Академик Василевский показал, что на Руси имели хождение некоторые писания, посвящённые святым апостолам, которые не сохранились до нашего времени. Возможно, какой-то из них и послужил основой для создания летописного сказания. Василевский опубликовал и исследовал два письма византийского императора Михаила VII Дуки к киевскому князю Всеволоду Ярославичу. Оба были написаны в 70-е годы XI века. В одном из них император, ссылаясь на достоверные источники, говорит: «Наши государства имеют один некий источник и корень… одно и то же спасительное Слово было распространено в обоих, одни и те же самовидцы Божественного таинства и его вестники проповедовали в них Евангелие». Академик Василевский считает эти слова указанием на предание о проповеди апостола Андрея как в Византии, так и в Русской земле. По мнению учёного, это даёт основание полагать, что сказание в «Повести временных лет» не было выдумкой местного книжника, а пришло из Греции, хотя сегодня и нельзя указать конкретный его источник.
Позднее в своей работе «Хождение апостола Андрея в земле мирмидонян», тех мирмидонян, которые некогда сражались под знамёнами Ахиллеса, академик Василевский пришёл к заключению, что проповедь ап. Андрея Первозванного в Русской земле была главной и единственной целью его далёкого путешествия. Другие его деяния на нашей земле могли быть лишь косвенными явлениями его проповеднической деятельности.
Для нас ап. Андрей Первозванный был и остаётся первым и единственным создателем Русской Православной Церкви.
Из анализа огромного количества достоверных исторических свидетельств мы можем сделать однозначный вывод о том, что первое крещение Руси было осуществлено ещё в апостольские времена, с коих пор вера христианская не покидала Русскую землю. Сам факт апостольской проповеди на Руси широко засвидетельствован в письменных источниках. Есть тому множество доказательств и среди археологических находок, многие из которых напрямую связывают с проповедью апостола Андрея. Нет среди них только легендарных каменных крестов, которые апостол устанавливал на всех освящённых им местах.
Многим верующим и не безразличным к судьбе России гражданам хорошо известно предание о путешествии апостола Андрея по Днепру и Волхову. И лишь немногие знакомы с фактом его пребывания на Дону. Тем не менее в «Истории Русской Церкви», принадлежащей перу митрополита Макария, мы читаем: «Совершивши сухой путь вокруг Азовского моря через древнюю Сарматию… он, несомненно, основал несколько частных Церквей… Ибо… в некоторых южных областях России, едва ли не со времён апостола Андрея, постоянно поддерживалось христианство до полного водворения его в нашем отечестве… Проходя со словом истины чрез древнюю Скифию от Дона и до Дуная, святой апостол Андрей должен был встречать на пути своём между прочим и славянские племена, даже по преимуществу славянские… И в древней Сарматии по восточному берегу Азовского моря и далее на неопределённом пространстве святой апостол Андрей в числе слушателей своих, естественно, встречал и племена славянские».
Итак, Русская Православная Церковь однозначно подтверждает факт миссионерской деятельности апостола Андрея как на левобережье, так и на правобережье Дона. Подтверждается и факт основания в южной России нескольких частных славянских Церквей, которые сумели выжить на протяжении нескольких веков, чтобы затем влиться в лоно Русской Православной Церкви.
Как кажется, к числу таких Церквей принадлежала и епархия Томи и Таны, известная византийским историкам с IV века н.э. В VIII веке, задолго до призвания варягов, она зачастую именовалась Русской. О том, что донские аланы-росы были христианами, имеется огромное количество исторических свидетельств. Во всяком случае, хорошо известен тот факт, что в V веке н.э. донские аланы и родственные им восточноевропейские племена, покорившие буквально все государства Европы, включая и Римскую империю, в своём подавляющем большинстве состояли из христиан. Выходцы с Дона стали не только основателями большинства правящих европейских династий, но и посеяли семена христианства на большей территории Западной Европы.
А коль так, то присутствие на Священном Кобяковском холме (где некогда располагался акрополь легендарной аланской столицы) пещерного христианского храма, выглядит вполне логичным. Логично и упоминание в священных преданиях Валаамского монастыря факта крещения апостолом Андреем не только скифов и словен, но и казаков (касогов). Там же говорится и о том, что апостол «поставлял по всем тем местам кресты каменные».
Нет причин сомневаться в том, что как для Православной Церкви, так и для России в целом обретение хотя бы одного каменного креста, воздвигнутого апостолом Андреем, стало бы величайшим событием в духовной и культурной жизни народа. Однако настойчивые поиски священной реликвии не принесли пока желаемого результата. Неудачами православных археологов не замедлили воспользоваться скептики и снобы из числа сторонников западной цивилизации, которые вообще поставили под сомнение сам факт пребывания апостола Андрея на территории России. Особенно рьяно критиковалось предание об апостоле Андрее после провальной экспедиции К.А.Лохвицкого, которому, несмотря на все старания, не удалось найти каких-либо подтверждений существования каменного креста на киевских горах. Но в «Повести временных лет» сказано: «И вшед на горы сия, благослови я, и постави крест, и помолився Богу, и слез с горы сея, иде же после же бысть Киев».
Александр Дмитриевич ЛУДОВ