Кампания по фальсификации истории нашей страны, в первую очередь истории Великой Отечественной войны, все последние десятилетия неуклонно набирает обороты в ближнем и дальнем зарубежье, в самой России.
Главы государств и правительств, высокопоставленные чиновники и депутаты, национальные парламенты и международные организации — все отличились на «историческом» поприще. Особое обострение активности в этой сфере наступало всякий раз в юбилейные годы 60-летия и 65-летия Победы. В 70-ю годовщину со дня начала Второй мировой войны польский Сейм даже принял специальную резолюцию, в которой квалифицировал Освободительный поход Красной армии как агрессию против Польши. Тем самым был создан прецедент официального объявления СССР (России) страной, ответственной за развязывание мировой бойни (пока ещё совместно с Германией).
Не отстают от дальнего зарубежья и бывшие союзные республики. Во всех новых независимых государствах, кроме Белоруссии и Армении, преподавание периода советской истории строится на концепции русской оккупации и многовековой национально-освободительной борьбы титульного этноса с русским. Особенно на ниве фальсификации истории отличились страны Прибалтики, Украина, Грузия и Молдова.
Но пальма первенства в деле пересмотра истории, несомненно, принадлежит российским борцам за «историческую правду». По количеству кино- и телефильмов, учебников, книг и статей, в которых «показывается» тождество сталинского СССР с гитлеровской Германией, равная ответственность за Вторую мировую войну, отечественные фальсификаторы дадут фору любым заграничным.
Перед нами вызов не отечественной исторической науке, а нашему Отечеству. Вызов, от адекватности ответа на который прямо зависит будущее русского народа.
Пересмотр истории Второй мировой войны является неизбежным следствием распада СССР. Крах биполярной системы запустил процесс политической глобализации, создания однополярного мироустройства с безраздельным господством западной цивилизации во главе с Соединёнными Штатами. К началу двухтысячного года выяснилось, что даже ослабленная Россия является препятствием на этом пути. Причина не в стратегических ракетах, а в статусе государства-победителя, которое совместно с Америкой создало современную политическую систему. Отсюда потенциальная возможность для нас вернуться на международную арену в качестве самостоятельной силы. Полностью отказаться от ялтинско-потсдамской системы Запад даже при Буше-младшем не смог. Поэтому и возникла объективная потребность в новой концепции Второй мировой войны.
С помощью новой концепции победитель превращается в побеждённого. Запад — спаситель человечества от чумы ХХ века, тоталитаризма (в форме нацизма и сталинизма). Россия, как и послевоенная Германия, — правопреемник агрессивной тоталитарной империи со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если Германия давно встала на путь исправления и искупления и заслужила право войти в семью цивилизованных народов, то России ещё только предстоит этот путь пройти. Его обязательным условием является полное «разоружение» (в смысле терминологии 30-х гг.) перед cвободным миром, включающее искреннее покаяние, возмещение ущерба оккупированным государствам, возвращение «захваченных» территорий и многое, многое другое. «Десталинизация», как и денацификация, — тяжёлый и долгий процесс.
У влиятельных сил на постсоветском пространстве также есть свои глубинные, объективные причины переписать общую историю. На Украине и в Прибалтике в результате распада СССР к власти пришли сепаратисты. Не они разрушили СССР. Такой силы у сепаратистского движения, свойственного любой многонациональной стране, не было и в помине, но власть — у сепаратистов. Главная для них задача — сохранить свою нежданную суверенность, не ис чезнуть под воздействием интеграционных, центростремительных сил.
Для сохранения «незалежности» от России оказалось жизненно необходимо не только найти сильного хозяина (вступить в НАТО), но и создать внутри новых независимых государств массовую опору сепаратизма, мощные внутренние силы противодействия любым попыткам интеграции. В этих условиях обращение к «исторической политике» было неизбежным. Требовался миф об оккупантах и многовековой национально-освободительной войне, о России — «империи зла», источнике всех прошлых и нынешних бед их маленьких, но гордых наций.
Победа в самой страшной и кровавой войне в истории человечества оказалась одним из главных препятствий на пути идеологов сепаратизма. Она не разъединяла, она объединяла. Выход был только один: внедрение в общественное сознание принципиально нового взгляда на войну как на схватку двух тоталитарных империй, в жернова противоборства которых попали оккупированные народы.
Очернение истории России у нас в стране имеет куда более давние традиции, нежели в ближнем и дальнем зарубежье. Как отмечал один из лучших знатоков русской культуры академик А. Панченко, в 30-е годы уже позапрошлого века в России появляется новый тип человека, в сознании которого произошло отождествление понятий «Россия» и «зло», который стал бороться не со злом в России, а с Россией как источником зла. Подобная борьба неизбежно предполагает разрушение источника зла «до основания», до полного уничтожения русской матрицы (по В.Суркову, или Русской системы по Ю.Афанасьеву). Однако сделать это невозможно, если не лишить народ корней, не внедрить в общественное сознание ненависть к своему прошлому. Достоевский вложил в уста одного из героев романа «Бесы» чеканную формулу: «Кто проклянёт своё прошлое, тот уже наш». Поэтому обращение к «исторической политике» началось сразу после выхода бесов на российскую общественную сцену. Их цель была прекрасно видна современникам: «Надобно бы, чтобы такой народ, как наш, не имел истории, а то, что имелось под видом истории, должно быть с отвращением забыто им всё целиком». К каким последствиям это приводит, Достоевский образно показал в Смердякове. А ныне Запад видит, что, не развенчав нашу Победу в Великой Отечественной, «империю зла» не сокрушить.
Да, пересмотр истории действительно проблема не историческая, а политическая, связанная с будущим России, русской нации и всего Русского мира. Если восторжествуют фальсификаторы, страна наша станет проигравшим войну агрессором, утратит территории, многие уже утратила, а внутри России будет царить смердяковщина.
Именно осознанием серьёзности этой опасности объясняется острая общественная реакция на кампанию по пересмотру истории. Проводятся многочисленные конференции, публикуются статьи, в интернете люди самых разных профессий ведут острые дискуссии по историческим проблемам, разоблачают ложь и демагогию фальсификаторов. Не по приказу, а по зову сердца, понимая, что, стреляя в прошлое, целятся в будущее их страны, детей и внуков.
Кампания по пересмотру истории — лишь средство достижения политических целей. Никто ни на российском телевидении, ни в Конгрессе США или в ПАСЕ не занимается фальсификацией ради фальсификации. Более того, очернение русской истории всегда продуманно сочетается с «проектом светлого будущего».
Российское же руководство упорно стремится вывести политическую сущность вопроса за скобки, сделать вид, что её нет, свести всё к чисто исторической проблематике и постоянно, как заклинание, твердит о необходимости оставить историю историкам. Борясь исключительно со средствами, неизбежно программируешь поражение.
Нежелание видеть за псевдоисторическими спорами политическую борьбу за будущее России вполне объяснимо. Признание того, что цель фальсификаторов не искажение исторических фактов, а решение геополитических проблем, разрушение духовных, цивилизационных основ государства и народа.
Люди, для которых понятия «Россия» и «зло» тождественны, которые убеждены, что никакие реформы ничего не дадут, пока сохраняется неизменной русская матрица, занимают в современном правящем слое и российском медиа-пространстве влиятельные позиции. Показательно, что Совет при Президенте РФ по гражданскому обществу и правам человека предложил утвердить государственную программу борьбы с тоталитарным наследием и положить в её основу тезисы об ответственности СССР за Вторую мировую войну, о тождестве сталинизма и нацизма, о безпросветном прошлом («вся Россия — Хатынь»). То есть всё то, с чем призвана бороться созданная президентом Комиссия по противодействию фальсификации истории.
Искренних адептов борьбы с проклятым прошлым, конечно же, меньшинство. Но они опираются на куда более многочисленную когорту «прагматиков». Им нет никакого дела до истории страны и прочих гуманитарных «глупостей», только деньги — ничего личного.
Конечно, в элите России позиции тех, для кого страна — Родина, а не «империя зла» и не зона свободной охоты, не менее сильны. Однако это мало способствует противодействию фальсификации истории. Давайте вспомним, что мы слышим от самых патриотически настроенных власть имущих граждан последние два десятилетия, в верности чему они считают необходимым клясться: европейский выбор и европейские ценности. При этом многие из них вполне искренне негодуют против фальсификаторов и ратуют за величие России, гордятся её славным прошлым.
Мировоззренческое противоречие побуждает его носителей совершенно искренне выступать в защиту исторических фактов, возмущаться попыткам принизить роль России и одновременно стараться не замечать, игнорировать духовное, цивилизационное содержание проблемы. Умиляться матрёшкам, балалайкам и стремиться насадить в России европейскую цивилизацию. Противоречие вовсе не случайное, во многом обусловленное ложной дихотомией, внедрённой в общественное сознание, в первую очередь правящего слоя: или в Европу, или назад в «совок». Другого якобы не дано.
Выход из, казалось бы, неразрешимого противоречия предложил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он выдвинул концепцию Русского мира как православной цивилизационной целостности, сформулировал понятие о странах Русского мира. «Самобытность русской цивилизации, — заявил Патриарх, — сформированной на основе Православия, а также с участием других традиционных религий, обеспечивала нашим народам свободу и независимость в определении своей исторической судьбы. Нам необходимо и далее ясно сознавать уникальность русского способа жительства и воспроизводить его не только в странах с доминирующей русской культурой, но свидетельствовать о нём далеко за их пределами, особенно в условиях духовного, нравственного кризиса современной человеческой цивилизации. Но ни в коем случае мы не должны терять того самобытного, яркого, сильного, значительного, что присутствует в нашей традиции, что является её сердцевиной, что является её сокровищем. Вот если мы это потеряем, то не нужно будет говорить о Русском мире — тогда останутся только матрёшки и самовары».
Православная вера, самобытные традиции народа — вот те ценности, которые составляют наше духовное ядро, во имя сохранения, укрепления и развития которых мы и ведём борьбу с фальсификаторами истории. Ценности, объединяющие разорванное пространство русской нации, которые являются своими как для патриотически настроенной части элит, так и большинства народа на всём пространстве Русского мира. Концепция открывает путь к преодолению раскола русской нации, возникшего после распада СССР и представляющего реальную угрозу будущему всех трёх его ветвей. Ни в рамках парадигмы «национального государства», ни в рамках современных трактовок империи (бездуховное и безнациональное государство с всевластным центром и безправными окраинами) найти более достойный ответ на этот «вызов» нельзя.
Однако для того, чтобы Русский мир стал мощной цивилизационной силой, подчёркивает Патриарх, необходимы совместные усилия государства, Церкви и гражданского общества. Церковь дала концепцию Русского мира, выработала социальную доктрину и православное учение о правах и обязанностях человека. Что сделало российское, украинское и белорусское гражданское общество, все мы — светские православные люди — для распространения этих идей и их воплощения в жизнь? Пока почти ничего.
Игорь Сергеевич ШИШКИН,
заместитель директора Института стран СНГ