Ожидание апокалипсиса всегда было связано с какими-то особенными датами. Наверное, первое описание в христианской литературе массового страха, охватившего население Западной Европы, — убеждение в скором приходе Антихриста на исходе первого тысячелетия.
Папа Сильвестр и император Оттон III встретили новый, 1000 год в Риме в ожидании конца света. В полночь конец света не наступил, и всеобщий ужас сменился бурным ликованием. Но волна коллективного страха вновь захлестнула Европу — все решили, что кара Господня состоится в 1033 году, через тысячу лет после распятия Христа…
В 1492 году по Рождеству Христовом исполнялось семь тысяч лет от сотворения мира. Семь тысячелетий — как семь дней творения. Восьмой день — это уже вечность после второго пришествия, где будет новая земля и новое небо. Стык седьмого и восьмого дней воспринимался как конечный срок. К тому же той осенью исполнялось три с половиной года «господству Антихриста», которое многие благочестивые люди усматривали в торжестве ереси жидовствующих. Последователи Схарии добрались ведь и до великокняжеских хором в Кремле, и до палат митрополита Московского Зосимы… Да, впору было ждать всемирного звука архангельской трубы!
7001 год начинался 1 сентября, временем жатвы. Ждали жатвы апокалиптической. А на русских полях убирать особенно было и нечего. Весенний сев за ненадобностью был скуден. «Стены Кремля, однако, строились, и торопливо. Строились, чтобы встретить светопреставление… Чтобы запереться от Антихриста и отворить Христу. Оформить вход Господень…
Закладные доски на фасаде Спасской (тогда Фроловской) башни сообщали год её строительства: 6999-й. Традиция главенства этой башни коренится в ожидании конца, когда особые ворота крепости должны равняться иерусалимским Золотым — воротам Входа Господня. Именно Фроловские ворота будут называться также Иерусалимскими». (Рахматуллин Р.) Две Москвы, или Метафизика столицы. М., 2008.)
Некоторые исследователи допускают, что часы на этой башне были установлены с самого начала. Они должны были измерять последние часы и минуты этого мира… (Вообще же 1492 год был годом многих судьбоносных событий. Закончилась Реконкиста, евреев изгнали из Испании, Колумб «открыл» Америку…)
Между прочим, и богослужебная Пасхалия, указывавшая месяцы и числа празднования Пасхи, доведена была только до 1492 года. В начале восьмой тысячи лет, в сентябре 1492 года, собрался в Москве Собор и постановил написать Пасхалию на восьмую тысячу лет. Жизнь на грешной земле продолжалась.
Три шестёрки в дате «1666» также говорили апокалиптически настроенному человеку о многом. Так мыслили, выражаясь современным языком, отнюдь не только «маргиналы». Царь-колокол должен был возвещать что-то очень важное. Окончательное.
С учётом аварий, преследовавших «проект» Царь-колокола, тот, который мы видим ныне, — четвёртый. Отливался уже при Анне Иоанновне. Но на его брюхе — барельефный портрет Тишайшего царя, так что осуществлялся и его указ. Он шёл из времени, приближавшегося к заветной дате — 1666. Из времени, когда под Москвой строился Новый Иерусалим.
Позже преподобный Серафим Саровский говорил своим дивеевским «сиротам»: «А колокол-то московский, который стоит на земле, около колокольни Ивана Великого, он сам приедет к вам по воздуху и так загудит, что вы пробудитесь, и вся вселенная услышит и удивится». Но — сроков преподобный старец не называл.
«Кто-то грустно пошутил: Царь-пушка не стреляла, Царь-колокол не бил, и вот-де символы России. Другой ответил с бодростью: У нас ещё Царь-пушка не стреляла, у нас ещё Царь-колокол не бил. Оба не знали, что эти царственные вещи могут возвестить иную Славу, большую, чем даже русская». (Рахматуллин Р. Две Москвы, или Метафизика столицы. М., 2008.)
«Моду» на апокалиптические настроения в России первой половины XIX века задал сам император Александр Благословенный. Протоиерей Г.Флоровский писал: «В самый канун Наполеонова вторжения он впервые читает Новый Завет, и в нём всего более был взволнован именно Апокалипсисом <…> и с тех пор и навсегда стал он доверчив и любопытен ко всякого рода толкованиям и толкователям неразгаданного и символического "Откровения". Именно этим его привлекали Юнг-Штиллинг, Крюденер, пастор Эмпейтаз… Священный Союз был задуман как некое предварение Тысячелетнего царства». (Принципом Союза была религиозная терпимость, то есть толерантность.) Министр духовных дел князь Голицын не случайно назвал сей акт, заключённый в сентябре 1815 года, «приуготовлением к тому обещанному Царствию Господа на земли, которое будет яко на небеси».
Раз так, то совершенно очевидно, что победа над Наполеоном, желавшим учредить новую религию, была истолкована как победа над апокалиптическим зверем. В этой связи на Воробьёвых горах был заложен Витбергом храм Христа Спасителя. Перед началом работ архитектор получил «благословение» масонских «старцев» Новикова и Гамалеи. Несомненно, они отметили, что храм сей предназначен для второго пришествия Спасителя. Это было в духе ордена. Но… строители проворовались. (Какое снижение пафоса!) Едва заложили фундамент, он «пополз», а дальнейшая проверка показала, что только на предварительные работы (которые ни к чему не привели) было истрачено 27 миллионов рублей. (Новый храм будет стоить вдвое дешевле, но это будет уже при Николае I и при другом архитекторе — Тоне.) Таков очередной итог воспалённых апокалиптических ожиданий: «всё это, ещё недавно казавшееся самой реальностью, вдруг рассыпается в песок — и Храм, и Тысячелетие, и выгоды Священного Союза». (Глянц В.Гоголь и апокалипсис. М., 2004.)
Теперь говорят о 2012 годе. Голливуд даже фильм соответствующий подготовил. Наберите заветные цифры в интернете, и вы увидите, сколько людей среагировало на дату. Во всяком случае, осенью 2012 года на соответствующие вопросы в «мировой паутине» накопилось 12 миллионов ответов.
Говорят, ещё индейцы майя предсказали этот конец света. 21 декабря 2012 года называют его вероятной датой… Двойки и единицы. Мистика чисел здесь, прямо скажем, жидковатая. Что ни говори, астрономические открытия давно вымерших индейцев не впечатляют так, как соображения христианской апокалиптики.
По сути, с 2012 годом живущее в новом бедламе человечество связывает просто сумму своих страхов. Причинами гибели называют:
1. столкновение с гигантским астероидом;
2. мощнейшее извержение вулкана;
3. гигантский разлом под Антарктидой с расплавлением всего ледяного панциря материка, образованием плотного облачного покрова над всей Землёй, как следствие — всемирный потоп и оледенение;
4. техногенная суперкатастрофа, связанная с ядерным реактором;
5. террористическая атака с завладением ядерным оружием, его последующим применением;
6. образование в адронном коллайдере чёрной дыры и поглощение ею Земли и всей Солнечной системы;
7. распространение созданного методами генной инженерии и вырвавшегося на «свободу» смертельного вируса;
8. неожиданная вспышка на Солнце, повышающая энергию светового потока, получаемого Землёй, в десятки и сотни раз, гибель растительности и всего живого;
9. вторжение пришельцев и уничтожение ими человеческой цивилизации;
10. компьютерный супервирус, вмешивающийся в системы управления ядерным оружием, произвольный запуск ракет с ядерным вооружением;
11. конец света в 2012 году из-за образования так называемого просветного луча, соединяющего центр галактики Млечный Путь, центр Солнечной системы, то есть само Солнце, и Землю;
12. конец света 2012 — как результат развития процессов, вызванных мировым финансово-экономическим кризисом.
Спешу утешить хотя бы взволнованных любителей астрономии. Пресса сообщает: «Знаменитая комета Еленина, с которой многие проповедники связывали близкий "конец света", окончательно разрушилась. Об этом сообщил первооткрыватель кометы, российский астроном Леонид Еленин. По всей видимости, небесное тело разрушилось на подлёте к Земле». («Русский Вестник», №20, 2011.)
Среди названных статистически наиболее значимых версий отсутствует, как видите, указание на ту единственную причину, которая только и может вызвать Конец. Чему удивляться, когда в лексикон европейца введено слово «коллайдер» и выведено слово «грех»…
Сроки ведомы только Господу. Поэтому в канун «последнего» года в отличие от русских хлебопашцев года 1492-го я и взялся за эту статью.
Юрий Юрьевич ВОРОБЬЕВСКИЙ,
фрагмент из новой книги «БЕДЛАМ»